ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Рассматривается новое поколение систем — интеллектуальные системы управления, которые понимаются как совокупность систем автоматизированного управления, ориентированных на приобретение, обработку и использование дополнительной информации, понимаемой как «знание».
Интеллектуальные обучающие системы характеризуются управлением учебной деятельностью на всех этапах решения учебно-познавательных задач, начиная от постановки и поиска принципа решения и заканчивая оценкой оптимальности решения [1,5].
В ходе диалогового взаимодействия обсуждается правильность действий, строится поиск решений, планируются действия и используются некоторые приемы контроля. Рассматриваемые системы обеспечивают управление учащимся посредством телекоммуникаций, позволяя перейти от коллективного учения к самообучению [2,4].
Можно выделить несколько видов интеллектуальных обучающих систем:
обучающие системы с тестами, которые позволяют выбрать один правильный ответ;
обучающие системы, распознающие не только конечный ответ, но и ход рассуждений обучаемых;
использование средств и алгоритмов для измерения характеристик обучаемых, важных для управления процессом обучения.
В качестве примера приведем наиболее перспективный вид интеллектуальных систем, которые называются «следящие». При их использовании осуществляется не только проверка решения ученика на правильность, но и алгоритм получения решения.
В процессе выполнения заданий оценивается каждый шаг ученика как «правильный» или «неправильный», затем предоставляется подсказка, которая указывает, что нужно исправить и делать дальше, после выводится оценка за выполнение задания.
Образовательным процессом можно управлять путем подбора и предоставления ученику учебного материала, исходя из его способностей. Также можно применять диалоговую поддержку процесса выполнения задания в обучающей программе.
Обучающая система запоминает время появления и частоту следующих действий:
предоставление помощи (краткие текстовые подсказки по следующему шагу задачи, ссылки на теоретический материал);
отказ в предоставлении помощи по запросу студента;
рекомендация другого учебного материала взамен решаемой задачи (например, более простой задачи, если студент не может справиться с текущей задачей);
рекомендация временного завершения работы в программе;
показ различных мотивирующих сообщений (например, «ты уже почти решил эту задачу!») [3,6].
Ткаченко, А.В. Модель и алгоритм управления индивидуальной траекторией обучения [Текст] / А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. №1. С. 34-39.
Серебровский, В.В. Инновационные технологии в образовании: обучение по индивидуальной траектории [Текст] / В.В.Серебровский, А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго- Западного государственного университета. 2013. № 1 (46). С. 026-031.
Ткаченко, А.В. Модели и методы управления идентификацией знаний студентов в системах дистанционного обучения [Текст] / А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго- Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. № 1. С. 137-142.
Оценка рисков природных и техногенных катастроф в информационно-аналитических системах поддержки принятия решений/ Зотов И.В., Сазонов С.Ю., Ефремова О.В., Аббакумов С.А.//Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 019-023.
Подход к построению интеллектуальной системы моделирования и управления состоянием пожароопасности сложных технических объектов/ Егоров С.И., Сазонов С.Ю., Фролов С.Н.//Информационно-измерительные и управляющие системы. 2013. Т. 11. № 8. С. 50-54.
Методика расчета времени эвакуации людей при воздействии опасных факторов пожара в системе имитационного моделирования пожароопасных ситуаций в вузе/Сазонов СЮ.// Информационные системы и технологии. 2012. № 1 (69). С. 38-44.
Методический подход к выбору и разработке моделей оценки эффективности комплексной системы объектов защиты/Чебанов А.С., Власенко А.В., Жук Р.В., Сазонов СЮ.//Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 6 (45). С. 038-040.
Построение биометрических систем контроля и управления доступом по рукописному почерку/ Лапина Т.И., Петрик Е.А., Лапин Д.В.// Наукоемкие технологии. 2012. Т. 13. № 9. С. 10-13.
Информационный подход к построению моделей объектов в системах контроля/ Лапина Т.И., Петрик Е.А., Лапин Д.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. №2. С. 65-70.
Анализ и прогнозирование случайных процессов на основе метода нормирования данных/ Лапина Т.И.// Информационно-измерительные и управляющие системы. 2008. Т. 6. № 10. С. 76-81.
Способ биометрической аутентификации по почерку в компьютеризированной системе контроля доступа/ Милых В.А., Лапина Т.И., Лапин Д.В.// патент на изобретение RUS 2469397 30.09.2011
THE INFORMATION-ANALYTICAL PROGRAM TOOL FOR REGIONAL DECISION MAKING IN SOCIAL SPHERE/ Artemenko M., Hudec O., Lapina T., Sokolova M.V.// Telecommunications. 2004. T. 9. C. 42.
УДК 615. 80
#ШИХОВЦЕВА И.В., ГОВЯДОВА М.А., ТКАЧЕНКО А.В. #e-mail: Sh.irina_95[AT]mail.ru #Россия, Юго-Западный государственный университет
западный государственный университет, юго западный государственный, известие юго западный, государственный университет серия, ткаченко ткаченко известие, ткаченко известие юго, университет серия управление, серия управление вычислительный, информатика медицинский приборостроение, вычислительный техник информатика, известие юго западный государственный, юго западный государственный университет, государственный университет серия управление, западный государственный университет серия, университет серия управление вычислительный, серия управление вычислительный техник, техник информатика медицинский приборостроение, вычислительный техник информатика медицинский, управление вычислительный техник информатика, ткаченко известие юго западный,