СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Экономические аспекты внедрения дистанционного обучения с целью повышения уровня профессионального образования


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье дана оценка современного состояния качества существующей системы профессионального образования в России. Дано определение дистанционным образовательным технологиям и определены компоненты основанной на них системы обучения. Определен состав затрат, основные аспекты, связанные с бюджетом, и проблемы внедрения СДО. В конце статьи дана оценка возможности реализации системы дистанционного обучения и ее эффективности.

Сегодняшнее состояние системы образования в России характеризуется диспропорциями между предложением образовательных услуг и потребностями общества и развивающегося рынка труда как по объему, так и по структуре этих услуг, а также недофинансированием образования.

Традиционная система мало ориентирована на постоянное обновление профессиональных знаний в течение всей жизни. В связи с этим остро стоит проблема профессионального образования людей, не имеющих возможности посещать учебные учреждения из-за занятости и территориальной удаленности. Данные зарубежных исследователей показывают, что во всем мире, столкнувшись с проблемой так называемых студентов "второго шанса", учебные заведения были вынуждены реагировать, проводя структурные реформы[5].

Устранить данные недостатки позволит использование дистанционных технологий. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включают комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интер- нет[2]. Информационно-образовательная среда ДОТ представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Внедрение дистанционных образовательных технологий является насущной задачей. Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития[1].

Чаще всего, использования систем дистанционного обучения (СДО) позволяет компаниям значительно экономить бюджет на обучение сотрудников, но в некоторых случаях эффективность использования СДО будет крайне мала, и не окупит средств, затраченных на её внедрение и поддержание работоспособности.

Основные слагаемые при внедрении дистанционного обучения представлены на Рис. 1.

Рис. 2 Основные составляющие внедрения дистанционного образования

Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения того или иного уровня основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения.

Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части. Первая определяет начальные вложения в развертывание системы дистанционного обучения (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов). Вторая — затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, зарплата преподавателей и пр.) В зависимости от сложности задачи, которая определяется предметом внедрения, порядковые значения бюджетов для начальных вложений будут существенно различаться.

К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести как внедрение СДО, так и конкретное «наполнение» системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов — свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов). В обоих случаях компания несет материальные убытки: в первом случае организация может потерять деньги за счет временных потерь своих сотрудников, которые приведут к сокращению выполнения ими их основных обязанностей, а во втором случае данные затраты высоки за счет необходимости в постоянных консультациях сторонних организаций, проводящих внедрение системы. Таким образом, разработка и производство качественных учебных материалов для интерактивного использования - чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий процесс [4].

Также может возникнуть и ряд других проблем, которые также приведут к росту затрат. Опишем эти проблемы (Табл. 1).

Таблица 1. Проблемы внедрения системы дистанционного образования

Проблема внедрения СДО
Возможные затраты
Техническое оснащение
Приобретение оборудования, необходимого для функционирования СДО
Потребность в квалифицированном персонале
Поиск квалифицированного персонала (прием на работу в компанию или аутсорсинг), способного реализовать внедрение и эксплуатацию СДО
Методические материалы
Временные затраты сотрудников на подготовку методической документации или же материальные затраты на приобретение готовой документации при покупке ПО
Сопровождение системы
Затраты на восстановление системы в случае сбоев
Обучение персонала
Обучение работе с системой

Мы видим, что внедрение системы дистанционного обучения - это достаточно дорогостоящее, требующее наличия высококвалифицированных специалистов мероприятие.

При организации учебного процесса с использованием сетевых технологий для очной формы получения образования все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения. Под рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и доступом в Интернет [3].

Таким образом, в общем виде стоимость услуг дистанционного обучения представляет собой выражение всех затрат на их создание и реализацию, следовательно, зависит от таких показателей, как стоимость средств обучения, стоимость оплаты преподавателей, стоимость оплаты обслуживающего персонала и т.д. Все это требует значительных первоначальных капитальных вложений. Однако, при грамотном построении стратегии внедрения и использования СДО, есть все шансы улучшить качество профессионального образования сотрудников, и тем самым увеличить производительность и эффективность трудовой деятельности организации.

Список литературы

Царев В. И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2010. — № 4.

Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк, 2012.

Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2014,- 416 с.

Андреев А.А., Фокина В.Н. Непрерывное образование и дистанционное обучение // Труды СГУ. Вып. 87: Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2005.

Тульских Е.Е. Проблемы образования взрослых и дистанционное обучение // Труды СГУ. Вып. 78: Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2004.

УДК 004.9


ПИГАРЕВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА Россия, Брянский государственный технический университет nastyapigareval 5[AT]mail.ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ