ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Рассматриваются современные интеллектуальные обучающие системы и принципы их функционирования.
Дистанционное образование становится все более популярным. Ведущие вузы и компании мира предоставляют Online услуги обучения на основе использования таких программных продуктов как Moodle, TrainingWare Class, Claroline LMS, Dokeos [1].
Главная задача обучения - обеспечить качество образования. Проявляется тенденция создавать интеллектуальные образовательные платформы, чтобы система подстраивалась к каждому клиенту, а не человек перестраивал себя под однотипную базу запрограммированных знаний.
Функционирование интеллектуальных обучающих систем базируется на построении модели обучающегося, которая создается по его первичному тестированию, определяющему глубину знаний и психофизические особенности, а в дальнейшем процессе обучения, идет постоянный мониторинг достижений студента и корректировка модели. Система определяет недостающие знания и вносит коррективы в процесс обучения. Примером является PROUST.
По этому же принципу работают интерактивные тренажеры. Например, система LISP-TUTOR [2].
Известны системы, основу которых составляет построение траектории обучения. При этом постоянно отслеживается учебный процесс, глубина усвоения материала и может осуществляться корректировка траектории обучения. Пример - ELM-ART-II, VC Prolog Tutor.
Обучающие системы анализа наличия и правильности знаний оценивают не результат, а ход решения, генерируя подсказку, объясняющую неверный шаг. Пример - Andes Physics Tutor.
Также существуют программные комплексы, которые при возникновении ошибки выдают пример с аналогичной задачей, ранее правильно решенной. Такие, как AlgeBrain.
Анализ показывает, что в мире созданы интеллектуальные обучающие системы, которые адаптируют процесс обучения к нуждам клиента, но адаптация носит частный характер и решает частные задачи [3,4]. Главное - с требуемой точностью определять уровень подготовки и, если он не достаточен, и студент не справляется с предлагаемыми заданиями, необходимо переводить его на более низкий, легкий уровень. И наоборот, если студенту легко дается решение, нужно предложить ему более сложные задачи. Непременным условием для результативного функционирования системы должно быть умение определять психофизические особенности человека [5]. Во-первых, важно понять, как у него работает восприятие при запоминании информации - преобладает образное, звуковое или иное восприятие. При этом система должна перестраиваться под нужды клиента. Во-вторых, если студент устал или не настроен на работу в данный день, программа должна предложить вернуться к занятиям в следующий раз.
Список литературы
Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д. Интеллектуальные системы и технологии. М.: Академия. 2013. - 320 с.
Ткаченко, А.В. Модель и алгоритм управления индивидуальной траекторией обучения [Текст] / А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. № 1. С. 34-39.
Серебровский, В.В. Инновационные технологии в образовании: обучение по индивидуальной траектории [Текст] / В.В.Серебровский, А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 1 (46). С. 026-031.
Ткаченко, А.В. Модели и методы управления идентификацией знаний студентов в системах дистанционного обучения [Текст] / А.В.Ткаченко, А.И.Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. № 1. С. 137-142.
Оценка рисков природных и техногенных катастроф в информационноаналитических системах поддержки принятия решений/ Зотов И.В., Сазонов С.Ю., Ефремова О.В., Аббакумов С.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 019-023.
Подход к построению интеллектуальной системы моделирования и управления состоянием пожароопасности сложных технических объектов/ Егоров С.И., Сазонов С.Ю., Фролов С.Н .// Информационно-измерительные и управляющие системы. 2013. Т. 11. №8. С. 50-54.
Методика расчета времени эвакуации людей при воздействии опасных факторов пожара в системе имитационного моделирования пожароопасных ситуаций в ву- зе/Сазонов С.Ю.// Информационные системы и технологии. 2012. № 1 (69). С. 38-44.
Методический подход к выбору и разработке моделей оценки эффективности комплексной системы объектов защиты/Чебанов А.С., Власенко А.В., Жук Р.В., Сазонов С.Ю.//Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 6 (45). С. 038-040.
Построение биометрических систем контроля и управления доступом по рукописному почерку/ Лапина Т.И., Петрик Е.А., Лапин Д.В.// Наукоемкие технологии. 2012. Т. 13. №9. С. 10-13.
Информационный подход к построению моделей объектов в системах контроля/ Лапина Т.И., Петрик Е.А., Лапин Д.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2013. № 2. С. 65-70.
Анализ и прогнозирование случайных процессов на основе метода нормирования данных/ Лапина Т.И.// Информационно-измерительные и управляющие системы. 2008. Т. 6. № 10. С. 76-81.
Способ биометрической аутентификации по почерку в компьютеризированной системе контроля доступа/ Милых В.А., Лапина Т.И., Лапин Д.В.// патент на изобретение RUS 2469397 30.09.2011
THE INFORMATION-ANALYTICAL PROGRAM TOOL FOR REGIONAL DECISION MAKING IN SOCIAL SPHERE/ Artemenko M., Hudec O., Lapina T., Sokolova M.V.// Telecommunications. 2004. T. 9. C. 42. УДК 004.056
ГОВЯДОВА М.А., ШИХОВЦЕВА И.В., ТКАЧЕНКО А . В . e-mail: marl7may[AT]mail.ru Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет
западный государственный университет, юго западный государственный, известие юго западный, ткаченко известие юго, государственный университет серия, университет серия управление, техник информатика медицинский, вычислительный техник информатика, управление вычислительный техник, серия управление вычислительный, известие юго западный государственный, юго западный государственный университет, университет серия управление вычислительный, серия управление вычислительный техник, управление вычислительный техник информатика, государственный университет серия управление, западный государственный университет серия, ткаченко ткаченко известие юго, вычислительный техник информатика медицинский, ткаченко известие юго западный,