СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие малого агробизнеса на основе государственно-частного партнерства


Развитие малого агробизнеса на основе государственно-частного партнерства

Development of small agribusiness based on public private partnership

Миннигалимова Алия Рафисовна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный

университет»,г.Уфа

minnigalimova[AT]rambler.ru

Minnigalimova Aliya Rafisovna

FSBEI HE “Bashkir state agrarian university”, Ufa

Аннотация. Предложены инструменты ГЧП для развития аграрного предпринимательства при участии субъектов региональных и местных органов власти и малого агробизнеса. Современное состояние АПК региона нуждается во внедрении института ГЧП. ГЧП-механизмы применяются главным образом на на федеральном уровне с заметной нехваткой практики на уровне регионов и тем более муниципалитетов. Необходимо преодолеть этот перекос и создать условия для вовлечения в партнерство муниципальных органов власти и субъектов малого агробизнеса. Предлагаемые инструменты: формирование логистического центра, госзаказ, информационное обеспечение, коллективный бренд и др. Использование механизма взаимодействия органов власти с малым агробизнесом на основе ГЧП позволит повысить эффективность и качество продовольственного рынка сельскохозяйственной продукции и даст возможность АПК региона развиваться в инновационно-инвестиционном направлении.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малое предпринимательство, АПК, логистические центры

Abstract. It is offered PPPs tool for the development of the agricultural business with the participation of the subjects of regional and local authorities and small agribusiness. The present state of agribusiness in the region need the introduction of the institute of PPP. PPP mechanisms are mainly used on the federal level, with a notable lack of practice at the level of regions and especially municipalities. It is necessary to overcome this imbalance and create conditions for involvement in the partnership of municipal authorities and small agribusiness. Proposed instruments: the formation of a logistics center, the state order, provision of information, the collective brand and others. Using the mechanism of interaction of government with a small agribusiness through PPP will improve the efficiency and quality of the food market of agricultural products and agro-industrial complex of the region will make it possible to develop in the direction of innovation and investment.

Keywords: public-private partnerships, small business, agriculture, logistics centers

Современное состояние АПК региона нуждается в корректировке существующих правил и способов функционирования субъектов с целью развития продовольственного рынка, производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и повышения конкурентоспособности аграрных бизнес-структур. Процесс управления эффективностью АПК путем внедрения инновационных и инвестиционных проектов должен регулироваться как государством, так и различными предпринимательскими структурами. Предприятия АПК Республики Башкортостан (РБ) сегодня сталкиваются с такими проблемами: сокращение объема бюджетных средств, несовершенство правовых основ, затрагивающих область расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственных программ, отсутствие механизма регулирования производственной и сбытовой системы аграрной продукции, неконкурентное положение сельскохозяйственных предприятий. Это обуславливает необходимость проведения научных исследований в данной области [6], поиска путей развития инновационноинвестиционного вектора АПК, механизмов единого честного и равноправного взаимодействия государства и предпринимательства с целью эффективного реформирования аграрного производства, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности, а также получения экономического и социального эффекта.

Целью исследования стала разработка научно-методических и практических рекомендаций по применению механизма государственночастного партнерства при взаимодействии органов власти и малых форм предпринимательства в развитии АПК региона.

Методы исследования. В качестве методологической основы исследования использован системный подход, позволяющий научно обосновать целесообразность применения ГЧП, а также его наиболее эффективных форм.

В условиях рыночной экономики добиться успеха в достижении эффективной деятельности отраслей общегосударственного значения, каким и является сельское хозяйство можно, только создав общий эффект от объединения усилий государства и бизнеса. Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной аграрной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов, возможно, позволит достичь оптимальных результатов высокого качества [3]. Одна из важных задач на дальнейшую перспективу - преодолеть перекос в развитии ГЧП- механизмов, которые созданы и применяются, в основном, на федеральном уровне с заметной нехваткой практики на уровне регионов и тем более муниципалитетов. Создание системы реального применения форм и методов ГЧП на всех уровнях (федеральный, региональный и муниципальный) экономики приведет к согласованию интересов между организациями, местным населением и органом управления [2]. Основой взаимодействия бизнеса и структур государства является наличие общего интереса у сторон (табл.1).

Таблица 1

Субъекты развития государственно-частного партнерства территорий и

их интересы на региональном и муниципальном уровне

Субъект развития сельских территорий
Интерес
Республиканские органы власти
Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан
Органы местного самоуправления
Социально-экономическое развитие муниципального образования
Население
Безопасное и всестороннее развитие, повышение уровня жизни населения
Хозяйствующие субъекты
Экономическая и социальная стабильность, перспективы роста
Общественные организации
Специфические интересы населения
Ведомственные организации
Обеспечение прав и гарантий граждан
Органы местного самоуправления соседних муниципальных образований
Обеспечение населения качественным продовольствием, рекреационными услугами и пр.; совместные проекты; снижение уровня дифференциации населения

Современное устройство республики предполагает наличие многочисленных субъектов, заинтересованных в выдвижении инициатив. Чем ниже иерархия управления, тем больше субъектов ГЧП и МЧП можно наблюдать. Поэтому наиболее сложная работа по согласованию интересов приходится на уровень «субъект федерации - муниципальное образование».

В России изначально сложилось, что в ГЧП принимал участие, прежде всего, крупный бизнес, достаточно развитый и обладающий для этого необходимыми ресурсами [8]. Однако в последние годы в ГЧП все более активно вовлекается и малое предпринимательство. На протяжении последних лет МП формирует около 20-22% ВРП РБ. Наблюдался рост в 2014 г. на 17% производства продукции сельского хозяйства малыми предприятиями [7].

Таким образом, мы предполагаем, что взаимодействие органов муниципального управления с малым и средним агробизнесом на основе функционирования механизма ГЧП послужит инновационноинвестиционному развитию агропромышленного комплекса РБ в целом (рис. 1). Тем самым улучшится состояние предпринимательского климата в муниципалитетах региона.

Мы считаем, что основная задача региональных и муниципальных органов власти - это вывод на рынок сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования и микропредприятиями, с целью расширения производственной и сбытовой системы аграрной продукции. Проблема сбыта у данного сектора аграрной экономики остается сегодня основной.

На съезде сельских товаропроизводителей Республики Башкортостан (РБ) в феврале 2015 г. прозвучало, что 70% крестьянских (фермерских) хозяйств называют трудности сбыта произведенной продукции проблемой номер один. Проблемы КФХ вызваны слабой их поддержкой со стороны региональных и районных властей. Малые предприятия могут принимать участие в ГЧП и как непосредственные участники и в качестве субподрядчиков более крупных предприятий.

Мы предлагаем разработку механизма формирования логистических центров сельскохозяйственной продукции на основе ГЧП с учетом инвестиционного и социально-экономического уровня развития районов РБ. Инструментом ГЧП станет субсидирование стоимости услуг для малых сельских предпринимателей [1]. Необходимо построение трехуровневой системы оптово-логистических центров, учитывающей кооперирования малых сельхозтоваропроизводителей на первом уровне построения центра.

Еще одним ярким примером ГЧП является участие малого

предпринимательства в выполнении госзаказа. Данный вопрос регулирует закон РФ №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с данным законом, 10-20% госзаказа должно распределяться среди МП. Однако проблема прозрачности распределения госзаказов остается острой, поэтому необходимо обеспечение объективности и беспристрастности, сокращение бюрократических барьеров и при получении малыми предприятиями госзаказа [4,5].

Формирование системы гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции

Рисунок 1 Взаимодействие региональных и местных органов власти с субъектами малого и среднего предпринимательства в АПК на основе ГЧП

Кроме этого, необходимо создать единую правовую и методическую базу для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития сельского хозяйства. Речь идет об использовании таких инструментов, как госзаказ, венчурное финансирование, аренда имущества, находящегося в собственности муниципального образования, информационное обеспечение, предоставление субсидий на оплату затрат малых инновационных предприятий.

Также мы предлагаем использование такого эффективного метода ГЧП как создание коллективных брендов для малых предприятий. Коллективный бренд - это товарный знак, который могут использовать сразу несколько предприятий. Такой бренд позволяет малым предприятиям экономить свои расходы на маркетинг, продвижение, рекламу и конкурировать с более крупными компаниями. Сотрудничество между фирмами редко возникает спонтанно, зачастую необходима помощь государства. Примером может служить бренд «Продукт Башкортостана», который реализуется Государственным комитетом РБ по торговле и защите прав потребителей с 2013 года. В рамках данных торговых точек идет расчет экономической модели для возможности дальнейшего развития сети в рамках региональной франшизы. Доступ к рынкам сбыта и получение справедливой цены за произведенную сельхозпродукцию в совокупности будут способствовать увеличению объемов производимого малым бизнесом продовольствия, увеличению количества субъектов малого агробизнеса, развитию здоровой конкуренции.

Вывод: Все вышесказанное объективно указывает на то, что современное состояние АПК региона нуждается во внедрении института ГЧП. Использование механизма взаимодействия органов власти с малым агробизнесом на основе ГЧП позволит повысить эффективность и качество продовольственного рынка сельскохозяйственной продукции и даст возможность АПК региона развиваться в инновационно-инвестиционном направлении.

Библиографический список

Аграрная партия России [Электронный ресурс].- Режим доступа: xn—7sbbk1a7aifeu8l.xn--p1ai

Вострецова, Т.В. Индикативное планирование развития сельских территорий / Т.В. Вострецова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Оренбургский государственный аграрный университет. Оренбург, 2008.

Еганян А.С. Государственно-частное партнерство в России

[Электронный ресурс] // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общ. редакцией А.А. Зверева. - М., 2009.

- Режим доступа:

www.pppinrussia.rU/userfiles/upload/files/Library/framewk.pdf#5

Кипчакбаева, Э.Р. Факторный анализ малого агробизнеса Республики Башкортостан [Текст] / Э.Р. Кипчакбаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. № 8 (44). С. - 13.

Лукьянова, М.Т. Страхование риска в АПК [Текст] / М.Т. Лукьянова // 50 лет на службе экономической науке: сборник научных статей, приуроченный к 50-летию образования кафедры «Экономика аграрного производства» / МСХ РФ, Башкирский ГАУ, Экономический факультет, Каф. экономики аграрного производства. - Уфа, 2014. С. 88-92.

Мударисов, С.Г. Модернизация технологических линий переработки зерна с учетом хозяйственных условий [Текст] / Мударисов С.Г., Бадретдинов И.Д. // Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием 2009. - С. 113-116.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс].- Режим доступа: bashstat.gks.ru/

Федоров, Е.А. За частным бизнесом — приоритет в

государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс] // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общ. редакцией А.А. Зверева. - М., 2009.

- Режим доступа:

www.pppinrussia.rU/userfiles/upload/files/Library/framewk.pdf#5

УДК 339.138


Миннигалимова А.Р.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ