СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Контрактные цены на продукцию специального назначения


Контрактные цены на продукцию специального назначения

The contract price for the products special purpose

Кравчук Павел Васильевич доктор экономических наук / советник генерального директора

ЗАО «ВИВОССиОИ», г. Москва p.kravchuk[AT]mail.ru

Kravchuk Pavel Vasilyevich JSC «VIVOSS and OI», Moscow

Аннотация. Рассмотрен порядок определения контрактной цены продукции военного назначения, который в условиях отсутствия эффективной конкуренции по результатам прямых переговоров заказчиков с потенциальными исполнителями имеет определенные особенности. Предложен экономико-математический инструментарий определения контрактных цен на продукцию специального назначения. Представлен пример использования предлагаемого метода определения контрактной цены на продукцию специального назначения.

Ключевые слова: продукция специального назначения, цена контрактная, экономико-математический инструментарий, прогнозирование, риски.

Abstract. The procedure for determining the contract price of military products, which in the absence of effective competition on the results of direct negotiations with potential customers, performers have certain characteristics. An economic-mathematical tools for determining contract prices for special products. An example of the use of the proposed method of determining contract prices for special products.

Keywords: products of special purpose, contract price, economic- mathematical tools, forecasting, risks.

В соответствии с принятыми законодательными и нормативноправовыми актами государственные заказы (в том числе на продукцию военного назначения) должны выполняться по контрактам, в рамках которых государственные заказчики в лице заказывающих управлений, с одной стороны, и поставщики (разработчики) продукции, с другой, - являются самостоятельными субъектами экономических отношений на рынке продукции, поставляемой для федеральных нужд [1, с. 2]. Основным содержанием этих отношений является ценообразование на закупаемую (поставляемую) продукцию, в том числе научно-техническую, т.е. выбор взаимоприемлемых и справедливых как для заказчика, так и для исполнителя типа соглашения о цене и величины контрактной цены заказа [2, с. 138; 3, с. 38]. Правовым актом, предусматривающим поставки для федеральных государственных нужд продукции военного назначения, является Государственный оборонный заказ. Экономические, правовые, организационно-технические, специальные и другие взаимоотношения государственных заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа строятся на основе государственных контрактов [4, с. 61].

Для обеспечения эффективности контрактно-конкурсных отношений в условиях недостаточной конкуренции заказчику приходится решать задачу прогнозирования контрактных цен [5, с. 145]. Другими словами, для проведения переговоров с потенциальными исполнителями о величине контрактной цены заказа на продукцию военного назначения заказчику первоначально необходимо располагать собственными прогнозными данными об ее возможном значении [6, с. 198].

Методика прогнозирования контрактных цен при отсутствии эффективной конкуренции исполнителей должна использоваться при прогнозировании контрактных цен, как на серийную продукцию военного назначения, так и на научно-техническую продукцию [7, с. 19].

Для заказов на серийную продукцию военного назначения величина прогнозируемой контрактной цены Спрогн может быть определена по формуле:

Спрогн = Sо + П = Sо + П1 + П2 = Sо (1 + P), (1)

где So - прогнозное значение издержек (затрат) исполнителя; П = П1 + П2 - величина вознаграждения (прибыли) за выполненную работу, которую следует, по мнению заказчика, обеспечить исполнителю; П1 - доля прибыли, определяемая усилиями исполнителя по выполнению заказа (применение передовых технических решений, контроль издержек, привлечение квалифицированных специалистов, состояние производственной базы и т.д.); П2 - доля прибыли, определяемая риском исполнителя при выборе того или иного типа контракта; P = П / So - расчетный норматив рентабельности серийного производства.

Поскольку при формировании заказа на новую серийную продукцию конкретный исполнитель еще не определен, переговоры с ним не проведены, производственно-технические возможности детально не известны, а тип контракта не выбран, т.е. величины П1 и П2 однозначно не определены, в качестве величины Р целесообразно принять среднее значение норматива рентабельности серийного производства образца продукции, устанавливаемого действующим законодательством и правилами ценообразования на продукцию военного назначения. Обычно принимается: Р = 0,15-0,2.

Для заказов на научно-техническую продукцию (НИОКР) военного назначения величина Спрогн может быть определена по формуле:

Спрогн = So + П = So + По + П1 + П2 - П3, (2)

где П, П1, П2 имеют то же смысловое значение, что и в формуле (1); П0 - доля прибыли, определяемая исходя из ценности для заказчика изготовленной по результатам НИОКР продукции; П3 - доля прибыли, определяемая риском заказчика в получении заданных результатов НИОКР, зависящая от вида заказываемой НИОКР и от степени надежности предприятия-исполнителя.

Определение величины П0 применительно к конкретной НИОКР сопряжено со значительными трудностями методического характера в связи с неопределенностями в прогнозе на этапе задания НИОКР (особенно по созданию новых технически сложных образцов) реальных техникоэкономических показателей образцов, т.к. ценность образца для заказчика определяется не только заданными тактико-техническими характеристиками, но и его расходами на оплату разработки, изготовления, эксплуатации заказываемого образца, а также затратами на обеспечение боевого функционирования образца в системе средств, обеспечивающих решение определенной боевой задачи [8, с. 32].

В качестве одного из возможных вариантов решения этой задачи можно предложить следующий подход [9, с. 45]. Величина П0 определяется исходя из условия, что полные затраты заказчика на обеспечение интересующей его боевой задачи с использованием разрабатываемого

С

образца (изделия) ПОЛН. не будут превышать его минимальных полных затрат на обеспечение решения этой задачи наиболее экономичным из любых других способов, известных на момент задания НИОКР по разрабатываемому образцу

С смин

СПОЛН СПОЛН

сМИН.

При этом предполагается, что величина ПОЛН заказчику известна или может быть оценена им или подчиненными ему структурами (например, ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и представлена в распоряжение исполнителя, или может быть оценена самим исполнителем с привлечением соответствующих специалистов от Минобороны РФ.

Величина полных затрат ПОЛН.

может быть оценена по формуле:

С = С +(с + С + СТ W+ C

ПОЛН. '‘-'НИОКР' у-'СП т '"'КС' '-'Э1С)1У т '-'ДОП (4)

С С

где: НИОКР - стоимость разработки образца; СП - стоимость серийно произведенного образца; КС - стоимость капитального строительства под

С

монтаж образца; Э - среднегодовая стоимость эксплуатации образца; TC - требуемый срок службы образца в интересах решения поставленной боевой задачи; N - количество образцов, необходимых для выполнения

С

поставленной боевой задачи; ДОП - стоимость дополнительного оборудования и устройств, необходимых для обеспечения боевого функционирования N образцов.

Тогда с учетом (4) выражение (3) примет вид:

СМИН.

Сполн.0=S0+П0+(Ссп0+Скс0+Сэ0Тс)N+Сдоп Сполн, (5)

где Сполн.0 - прогнозное значение полных затрат на обеспечение решения поставленной боевой задачи с использованием разрабатываемого образца; Ссп0 , Скс0, Сэ0 - прогнозные значения стоимости (цены) для заказчика серийно произведенного образца, его годовой эксплуатации и капитального строительства под монтаж.

Из (5) следует:

П0 Сполн. - сдоп_зо-(Ссп0+Скс0+Сэ0Т ^N (6)

Для стимулирования заказчика к принятию решения о заказе данной НИОКР целесообразно предложить на переговорах:

МИН.

П0=(0,85-0,9)[ Сполн - СДоп_зо-(Ссп0+Скс0+Сэ0Тс)К, (7)

т.е. обеспечить заказчику 10-15% «скидку» с максимальной величины

П0.

В качестве величины Ссп0 можно принять ее значение, задаваемое в тактико-техническом задании на проведение НИОКР в качестве требований заказчика, либо определенное по формуле (1). Величина Сэ0 определяется, как правило нормативно, в процентах от Ссп0. Затраты на капитальное строительство под монтаж могут быть спрогнозированы экспертными или аналого-сопоставительными методами с учетом действующих строительных нормативов. При этом наряду с затратами непосредственно на строительномонтажные работы должны учитываться затраты на проектно- изыскательские и подготовительные работы [10, с. 28].

Стоимость дополнительного оборудования и устройств, необходимых

С

для обеспечения боевого функционирования N образцов ДОП, должна быть определена исходя из специфики боевой задачи, для решения которой разрабатывается образец, и оцениваемого варианта ее решения с использованием разрабатываемого образца [11, с. 34].

В том случае, если величину П0 количественно обосновать не представляется возможным (например, из-за недостаточности или неопределенности исходной информации), для ее определения следует использовать нижнюю границу уровня рентабельности основных видов оборонных НИОКР, на который согласен заказчик [12, с. 19].

Под основными видами НИОКР следует понимать::

а) первый - непродолжительные (длительность менее одного года) НИОКР по созданию относительно простых изделий военного назначения;

б) второй - продолжительные НИОКР (длительность более одного года) по созданию сложных изделий военного назначения, требующие решения ряда научно-технических, технологических и иных проблем;

в) третий - уникальные дорогостоящие особо сложные НИОКР, выполнение которых сопряжено с высоким техническим риском в достижении требуемого результата.

Обычно принимается: для НИОКР первого вида - П = (10-12)%S0, для НИОКР второго вида - П = (12-15)%S0, для НИОКР третьего вида - П = (15- 20)%S0. Отсюда: для НИОКР первого вида - П0 = 10%S0, для НИОКР второго - П0 = 12%S0, для НИОКР третьего - П0 = 15%S0. Величина П1 и П2 исчисляются, как правило, в % от величины S0.

Согласно проведенным исследованиям для подавляющего большинства НИОКР величина П1 может составлять:

П1 = (2-6) %S0 (8)

Нижняя граница диапазона соответствует проведению НИОКР первого вида, средняя величина диапазона - НИОКР второго вида, верхняя граница диапазона - НИОКР третьего вида. Отсюда: для НИОКР первого вида - П1 = 2%S0, для НИОКР второго вида - П1 = 4%S0, для НИОКР третьего вида - П1 = 6%S0. Величина П2 определяется принимаемым типом соглашения о цене. Для более предпочтительных с точки зрения заказчика типов соглашений на основе фиксированной цены рекомендуется принимать: П2 = 3%S0, а для менее предпочтительных соглашений на основе возмещения издержек - П2 = (0-1)%S0. Величина П2 для соглашений на основе возмещения издержек должна быть выбрана больше 0%S0 в том случае, если заказчик предполагает, что существует риск задержек или «растяжки» оплаты выполненной работы по причинам, не зависящим от заказчика (например, при уменьшении или задержке выделения ему ранее запланированных на оплату НИОКР бюджетных средств). Ввиду того, что, как отмечалось выше, при первоначальном прогнозе контрактной цены заказа тип контракта еще не определен, в качестве расчетной величины П2 следует принять среднее

арифметическое вышеуказанных значений П2, т.е.:

П2 = (1,5-2)%S0 (9)

Формализованные способы расчета величины П3 до настоящего времени не разработаны. Для определения величины П3 можно воспользоваться методом экспертных оценок. Пример использования данного метода, когда оценки были проведены применительно к организациям-исполнителям НИОКР 4-ых основных степеней надежности (высшая, высокая, средняя, низкая) и трем рассматриваемым видам НИОКР представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки экспертами значения величины доли прибыли, определяемой риском заказчика (П3)

Степени
надежности
организаций
Виды НИОКР
1
2
3
Высшая
0%S0
1%S0
3%S0
Высокая
1%S0
2%S0
4%S0
Средняя
2%S0
4%S0
Не рекомендуются для заказа
Низкая
3%S0
5%S0

В случае если степень надежности потенциального исполнителя НИОКР на момент подготовки к переговорам с ним заказчику не известна, то в качестве величины П3 целесообразно принимать: для НИОКР первого вида - П3 = 0%S0, для НИОКР второго вида - П3 = 1%S0, для НИОКР третьего вида - П3 = 3%S0.

Библиографический список

Федеральный закон от 05.04.13 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Бахарев Г.А., Кандыбко Н.В. Экономическая эффективность и закупки оборонной продукции. - М.: ВУ, 2010. - 233 с.

Батьковский А.М., Фомина А.В., Хрусталев Е.Ю. Риски реализации проектов создания продукции военного назначения. // Вопросы радиоэлектроники, серия Общетехническая ОТ. - 2014. - № 2. - С. 32-52

Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю. Методический подход к определению контрактных цен на продукцию военного назначения. // Электронная промышленность. - 2014. - №3. - С. 59-68

Балычев С.Ю., Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю. Макроэкономическое финансовое планирование производства продукции военного назначения. // Вопросы радиоэлектроники, серия Общетехническая (ОТ). Выпуск 4. - 2015. - № 8. - С.143-160

Батьковский М.А., Семенова Е.Г., Фомина А.В. и др. методы оценки рисков при формировании планов создания продукции военного назначения. // Вопросы радиоэлектроники, серия Радиолокационная техника (РЛТ). - 2015. - № 9. - С. 193-212

Батьковский А.М., Фомина А.В., Батьковский М.А. Оптимизация программных мероприятий развития оборонно-промышленного комплекса. / под ред. А.М. Батьковского и А.В. Фоминой. - М.: Тезаурус, 2014. - 504 с.

Батьковский А.М., Батьковский М. А. Теоретические основы и инструментарий управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса. - М.: Тезаурус, 2015. - 128 с.

Батьковский А.М., Влияние денежных средств на выбор стратегии развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. // Закономерности и тенденции развития науки: сборник статей V Международной научно-практической конференции (15 января 2015 г.), в 2 ч. Ч.1. - Уфа: Научный центр «Аэтерна». - 2015. - С. 19-20

Батьковский А.М. Инструментарий минимизации суммарных издержек при реализации инновационных проектов в обороннопромышленном комплексе. // Закономерности и тенденции развития науки: сборник статей V Международной научно-практической конференции (15 января 2015 г.), в 2 ч. Ч.1. - Уфа: Научный центр «Аэтерна». - 2015. - С. 28-29

Батьковский А.М. Анализ финансовых аспектов стратегического инвестиционного планирования развития предприятий обороннопромышленного комплекса. // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических наук: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2015 г.). - Уфа: Научный центр «Аэтерна», 2015. - С. 34-36

Батьковский М.А. Булава И.В., Ярошук М.П. Сколько-сколько? ... Модель расчета цены инновационной продукции. // Креативная экономика. - 2010. - № 1. - С. 45-49

УДК 338.24


Кравчук П.В.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ