СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие теории управления производством вооружения и военной техники


Развитие теории управления производством вооружения и военной техники'

The development of the theory of the production of weapons and military equipment

Кравчук Павел Васильевич доктор экономических наук / советник генерального директора

ЗАО «ВИВОССиОИ», г. Москва p.kravchuk[AT]mail.ru

Kravchuk Pavel Vasilyevich JSC «VIVOSS and OI», Moscow

Аннотация. Сущность процесса развития теории управления производством вооружений и военной техники (ВВТ) заключается в последовательном осуществлении мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности предприятий обороннопромышленного комплекса (ОПК). В статье рассмотрены особенности, задачи и специфика управления производством ВВТ. Проанализировано развитие российской системы управления производством ВВТ в разные периоды государственного и военного строительства.

Ключевые слова: теория управления, производство, вооружение и военная техника, развитие, этапы, оборонно-промышленный комплекс.

Abstract. The essence of the process of management theory development in the production of arms and military equipment (PAME) is a sequential implementation of the measures providing increase of efficiency of activity of enterprises of the military-industrial complex (MIC). In the article the peculiarities, the objectives and the specific management of the production of the PAME. Analyzes the development of the Russian system of production management of PAME I during the different periods of the state and military construction.

Keywords: control theory, production, weapons and military equipment, development, stages, the military-industrial complex.

В начале 90-ых годов прошлого века в результате либерализации российской экономики произошла частичная потеря управляемости национальным хозяйством. В результате оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны, наименее ориентированный (в силу своей специфики) на потребности рынка без адекватной государственной поддержки подвергся разрушению и существенному сокращению. В значительной мере негативные процессы, происходившие в то время в ОПК, были обусловлены ликвидацией старой и отсутствием новой эффективной системы управления производством вооружения и военной техники (ВВТ) в рыночных условиях, а также недостаточной определённостью задач его развития [1, с. 43; 2, с. 50].

В теории менеджмента под развитием понимается процесс количественных и качественных преобразований. Количественные изменения - это увеличение или уменьшение составных частей любой экономической системы, а качественные изменения представляют собой преобразования ее структуры, функций и задач [3, с. 338]. Движущей силой этих преобразований являются противоречия, обусловленные отношениями с окружающей средой, и внутренние противоречия между элементами самой системы. При комплексном исследовании управления развитием любой экономической системы необходимо применять законы (закономерности) данного развития, под которыми понимаются способы выражения устойчивых связей и отношений между рассматриваемыми объектами и явлениями (процессами) [4, с. 112]. Они подразделяются на законы строения экономической системы и законы ее функционирования в долгосрочном периоде. Первые характеризуют связи элементов системы, а также условия сохранения целостности ее структуры и относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений. Вторые определяют последовательность данных изменений, их скорость и эффективность [5, с. 45].

Процесс развития любой экономической системы заключается в осуществлении последовательности циклов изменения ее состояний с переходами на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла данного процесса. В идеальном случае указанный процесс должен заключаться в росте экономической системы до достижения ею пика эффективности и переходе на новую кривую ее жизненного цикла. В действительности происходит нарушение данного цикла, поскольку

экономическая система является открытой и на ее развитие значительное влияние оказывает внешняя среда [6, с. 9].

С учетом отмеченного, под развитием производства вооружения и военной техники будем понимать процесс количественных и качественных преобразований ОПК, вызываемый изменением задач, стоящих перед ним (требования внешней среды), и необходимостью повышения эффективности своей деятельности (требования внутренней среды). Основными его направлениями являются: экономическое, организационное и инновационное развитие [7, с. 225].

Управление производством ВВТ в широком понимании можно рассматривать как управленческую деятельность, т.е. совокупность управленческих процессов, необходимых для того, чтобы определить цели данного производства и обеспечить их достижение. Основная задача управления указанным развитием заключается в обеспечении целенаправленной деятельности военно-ориентированных предприятий - производителей вооружения и военной техники.

В качестве важнейших характеристик данной управленческой деятельности можно, с нашей точки зрения, выделить следующие:

наличие трех ее основных видов: организационно-административной, аналитической и информационно-технической;

выделение информации как предмета управленческого труда;

необходимость организационной и вычислительной техники как основных средств управленческого труда;

выработка управленческих решений как основного результата управленческой деятельности [8, с. 230].

Проблема управления производством ВВТ является комплексной, многокомпонентной. Одна её составляющая является методологической и инструментальной. Она касается формирования (установления) критериев, правил, принципов, методов, методик, алгоритмов, процедур разработки, оценки и обоснования наиболее значимых и перспективных направлений (задач) развития данного производства. Другая составляющая - обеспечивающая - заключается в создании наиболее эффективных механизмов достижения целей, определенных приоритетными направлениями его развития. Третья компонента - реализационная - заключается в управлении непосредственно процессом достижения поставленных целей [9, с. 240].

При определении целей производства ВВТ важным является вопрос о роли государства в этом процессе и его взаимоотношениях с предприятиями ОПК. До настоящего времени среди представителей различных экономических школ не прекращаются споры о целесообразных масштабах государственного участия в управлении развитием не только национального хозяйства в целом, но и оборонно-промышленного комплекса. Безусловно, диктат в отношении производителей в рыночной экономической среде невозможен. Однако государство должно иметь и применять инструменты доминирующего влияния на предприятия ОПК [10, с. 53]. Располагая

ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научно-технической деятельности предприятий ОПК и др. При этом необходима четкая фиксация границ государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ОПК с целью концентрации ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях производства ВВТ, которые имеют для страны критическое значение [11, с. 17].

К приоритетным объектам непосредственно государственного управления производством ВВТ целесообразно, по нашему мнению, отнести следующие задачи:

регулирование процесса разработки и производства систем вооружения и военной техники;

содействие развитию научно-производственного потенциала и инновационной деятельности предприятий ОПК;

участие государства в формировании крупных научно

производственных комплексов, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий ОПК и обеспечивать их эффективное развитие;

поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий ОПК в интересах всей российской экономики;

участие в подготовке и развитии трудовых ресурсов;

оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг предприятий ОПК на мировой рынок [12, с. 247].

Следует отметить, что разработка и реализация управленческих решений, связанных с производством ВВТ, является очень сложной задачей. По меньшей мере, два обстоятельства определяют необходимость и значимость всестороннего научного обоснования данных решений. Первое - стоимость мероприятий по обеспечению данного развития весьма высока, второе - специфичность результатов осуществления указанных мероприятий, состоящая в том, что они характеризуются не только экономическими показателями. Поэтому использование традиционных для гражданских отраслей промышленности методологических основ и инструментария управления в данном случае невозможно или допустимо лишь частично, с большими ограничениями. Наиболее приемлемыми научными основами принятия решений при обосновании мероприятий, связанных с производством ВВТ, представляется военно-экономический анализ, стратегический и инновационный менеджмент. Однако даже при наличии данных основ сохраняется большое количество нерешённых (иногда даже не формализованных и не структурированных) задач управления производством ВВТ [13, с. 354].

Указанные проблемы оказывали (многие из них продолжают оказывать) негативное влияние на управление производством ВВТ.

Сложность их решения заключается в том, что рассматриваемое управление должно сочетать рыночные инструменты, которые соответствуют экономической среде функционирования предприятий обороннопромышленного комплекса, и государственного регулирования, присущего централизованным системам, к числу которых принадлежит ОПК.

В переходный период (1992-1999 гг.) наибольший ущерб системе управления производством ВВТ был нанесён по наиболее важному ее элементу - планированию. В советский период отечественной экономической наукой планирование характеризовалось как основной способ осуществления хозяйственно-организаторской функции государств, ведущий элемент хозяйственного механизма страны. С началом рыночных реформ планирование стало трактоваться лишь как одна из функций управления, присущая в основном уровню кампаний и носящая индикативный характер. Между тем в высокоразвитых государствах с рыночной экономикой планирование рассматривается как важнейшая функция управления военным производством. В экономике США, наиболее либеральной из всех экономик западных стран, централизованное планирование военного производства преобладает над рыночными механизмами [14, с. 237].

В нашей стране система управления производством ВВТ менялась неоднократно. В период внедрения программно-целевого планирования (с конца 60-ых - начала 70-ых годов прошлого века) была создана эффективная система управления, основными элементами которой были: годовые планы поставок ВВТ - пятилетний план развития народного хозяйства - десятилетние программы развития вооружения. Следовательно, важнейшими элементами управления производством ВВТ были долгосрочные планы и программы, реализацией которых занимались 9 министерств обороннопромышленного комплекса страны [15, с. 43].

В начале экономических преобразований 90-ых годов прошлого века данная система управления была разрушена и, в первую очередь, это коснулось долгосрочного финансового планирования. Но экономическая практика требовала увеличения горизонта управления и планирования. С 1 января 2000 г. в России был введён Бюджетный кодекс, в соответствии с которым предусмотрена разработка перспективных финансовых планов. Эта мера стала важным этапом оздоровления системы управления производством ВВТ. В начале XXI века был осуществлен переход (возврат) к программноцелевому планированию развития ВВТ, которое исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых целей с одновременным мониторингом и контролем планируемых результатов [16, с. 129].

Система управления производством ВВТ снова приобрела стратегический характер и в настоящее время постоянно совершенствуется. Однако развитие данной системы - объёмная и сложная задача, которая должна решаться поэтапно, так как требует значительных ресурсов и времени.

Ее решение требует учета следующих особенностей производства ВВТ:

большие масштабы и огромная номенклатура создаваемых ОПК изделий (до 2 млн. наименований);

повышенные возможности монополизации предприятий ОПК;

значительное разделение труда в ОПК и высокий уровень специализации в нем (например, авиационный завод в Ульяновске приобретал компоненты у 556 предприятий), что усложняет согласование и увеличивает трансакционные издержки. В результате, в соответствии с новой институциональной теорией, директивные методы управления предприятиями в ОПК могут оказаться эффективнее рыночных методов;

меньшая по сравнению с большинством других отраслей экономики связанность с рынком, так как предприятия ОПК в меньшей степени ориентированы на массового потребителя. Основная доля продукции предприятиями ОПК производится для государства в плановом порядке и поэтому возможности использования при этом рыночных отношений ограничены;

большая, по сравнению с другими отраслями, восприимчивость к бюджетному дефициту, поскольку основная часть оборонных предприятий финансируется в значительной мере из бюджета;

традиции и большой положительный опыт централизованновертикального управления предприятиями ОПК, так как для обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса создана сложная и разветвленная система распределения ресурсов и управления государственной собственностью.

Чтобы ускорить процесс модернизации системы управления производством ВВТ и сократить связанные с этим затраты представляется целесообразным, с нашей точки зрения, активно использовать при этом положительный опыт решения данной задачи, полученный высокоразвитыми зарубежными странами (как на государственном уровне, так и на уровне предприятий-производителей вооружения и военной техники).

Библиографический список

Батьковский М.А. Развитие управления радиоэлектронной промышленностью в условиях ее модернизации. // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно-практической

конференции (14 февраля 2015 г.), в 2 ч. Ч.1. - Уфа: Научный центр «Аэтерна», 2015. - С. 43-44

Батьковский А.М., Хрусталёв Е.Ю. Системные параметры перспективного облика Вооруженных Сил России. // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 6. - С. 45-53

Батьковский А.М., Фомина А.В., Батьковский М.А. и др. Оптимизация программных мероприятий развития обороннопромышленного комплекса. / Под ред. А.М. Батьковского и А.В. Фоминой. - М.: Тезаурус, 2014. - 504 с.

Батьковский А.М., Фомина А.В., Батьковский М.А. и др. Управление развитием оборонно-промышленного комплекса. / Под редакцией

Батьковского А.М., Фоминой А.В. - М.: Тезаурус, 2015. - 536 с.

Батьковский А.М., Батьковский М.А. Теоретические основы и инструментарий управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса. - М.: Тезаурус, 2015. - 128 с.

Батьковский А.М., Батьковский М.А., Булава И.В. Анализ динамики и эффективности интеграции производства вооружений и военной техники. // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 1(256). - С. 2-11

Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В. и др. Управление производственным потенциалом оборонно-промышленного комплекса. // Вопросы радиоэлектроники, серия Общетехническая (ОТ). Выпуск 3. - 2015. - № 5. - С. 222-246

Батьковский М.А., Котлуков К.К., Фельдман М.Д. и др. Планирование серийного производства типовых деталей в обороннопромышленном комплексе. // Радиопромышленность. - 2015. - № 2. - С. 219232

Батьковский М.А., Клочков В.В., Фомина А.В. и др. Стратегии внедрения инновационных технологий на предприятиях обороннопромышленного комплекса. // Вопросы радиоэлектроники, серия Системы отображения информации и управления спецтехникой (СОИУ). Выпуск 2. - 2015. - № 6. - С. 233-252

Батьковский М.А. Управление оборотным капиталом предприятий оборонно-промышленного комплекса. // Закономерности и тенденции развития науки: сборник статей V Международной научно-практической конференции. (15 января 2015 г.), в 2 ч. Ч.1. - Уфа: Аэтерна. - 2015. - С. 5355

Батьковский А.М. Модель процесса разработки инновационной продукции в оборонно-промышленном комплексе. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. (31 января 2015 г.), в 10 ч.- Белгород: Агентство перспективных научных исследований. - 2015. - Часть VIII. - С. 16-18

Батьковский А.М., Фомина А.В., Батьковский М.А. и др.

Управление рисками инновационного развития базовых высокотехнологичных отраслей. / Под ред. А.М. Батьковского, А.В. Фоминой. - М.: Тезаурус, 2015. - 332 с.

Батьковский М.А., Калачихин П.А., Наумов И.С. и др.

Формирование конкурентных стратегий развития предприятий базовых высокотехнологичных отраслей. // Радиопромышленность. - 2015. - № 3. - С. 344-367

Батьковский А.М., Батьковский М.А., Божко В.П. и др.

Регулирование развития базовых высокотехнологичных отраслей. / Под редакцией Батьковского А.М., Божко В.П. - М.: МЭСИ, 2014. - 400 с.

Батьковский М.А. Развитие управления радиоэлектронной

промышленностью в условиях ее модернизации. // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно-практической

конференции (14 февраля 2015 г.), в 2 ч. Ч.1. - Уфа: Научный центр «Аэтерна», 2015. - С. 43-44

Фомина А.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Управление развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности. - М.: Креативная экономика, 2014. - 400 с.

УДК 338.24


Кравчук П.В.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ