Маркетинговая деятельность предприятий агропромышленного комплекса республики
Marketing activity of agro-industrial complex enterprises of the republic
Изосимова Татьяна Николаевна, Ананич Игорь Гариевич Г родненский государственный аграрный университет, г. Гродно, Беларусь tnizosim[AT]mail.ru, ananich88[AT]mail.ru
Tatiana N. Izosimova, Igor G. Ananich Grodno State Agrarian University, Grodno
Аннотация. В статье проведен анализ маркетинговой деятельности предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь на примере хозяйств Гродненского района.
Исследования проводились на основании показателя рентабельности реализации сельскохозяйственной продукции. Полученные результаты позволили дать оценку маркетинговой деятельности организаций сельскохозяйственного профиля и определить пути для повышения ее эффективности.
Abstract. The analysis of marketing activity of agro-industrial complex’ enterprises of the Republic of Belarus evidence from farms of Grodno region was carried out.
The analyses were carried out on the ground of profitability ratio of agricultural production realization. The produced results allowed to estimate the marketing activity of agricultural enterprises and to determine the ways of its efficiency.
Переход к рыночной экономике поставил предприятия в условия, когда необходимо не только произвести, но и выгодно реализовать свою продукцию. В настоящее время сельскохозяйственным предприятиям трудно работать в условиях свободного рынка. Это связано с рядом причин. Основная часть из них заключается в низком уровне знаний руководителей и специалистов в области маркетинга, а уже далее - в несовершенстве структуры управления. К сожалению, маркетинговая деятельность предприятий агропромышленного комплекса республики находится на низком уровне. Хотя, что касается перерабатывающих предприятий, то наблюдаются некоторые сдвиги в области продвижения своих товаров как на внутреннем, так и на международном уровне.
Маркетинг в аграрной отрасли имеет много особенностей. Это связано со спецификой сельскохозяйственного производства. Деятельность сельскохозяйственных предприятий, в основном, рассчитана на выполнение государственных заказов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Низкая конкурентоспособность предприятий аграрного профиля республики во многом обусловлена именно тем, что в стране на сегодняшний момент не создана эффективная система агромаркетинга. На их деятельность сильное влияние оказывают органы государственной власти. Следует отметить, что сегодня стало обычной практикой, когда Президент страны лоббирует интересы своих производителей на международных встречах на высшем уровне.
Чтобы оценить эффективность предприятий республики в сфере маркетинговой деятельности, рассмотрим рентабельность реализуемой продукции по каждому ее отдельному виду для одного из Гродненских регионов: Гродненского района.
В таблице 1 приводятся общее количество сельскохозяйственных предприятий области, занимающихся продажей основных видов продукции, и количество имеющих из них положительную рентабельность реализации. При этом в качестве анализируемых взяты данные годовых отчетов за три года. [1, 2]
Таблица 1
Количество сельхозпредприятий Гродненской области с положительной рентабельностью реализации продукции, ед.
Вид
продукции
2012 г.
2013 г.
2014г.
Всего
Рентабель
ных
Всего
Рентабель
ных
Всего
Рентабель
ных
Зерновые и зернобобовые
139
135
135
122
137
120
Рапс
135
135
130
117
133
126
Картофель
114
24
92
47
93
41
Сахарная
свекла
103
96
107
93
112
86
Продано на мясо:
^упный pогатый скот
138
107
133
44
137
7
свиньи
64
56
62
16
44
17
птица
5
1
5
1
5
0
Молоко
цельное
136
132
132
109
136
132
Яйца
5
5
4
3
6
4
Из таблицы следует, что большая часть предприятий области, которая занимается производством зерна и зернобобовых, рапса, а также сахарной свеклы имеют положительную рентабельность реализации этой продукции. Однако доля этих хозяйств уменьшается из года в год.
Наблюдается также резкое снижение количества рентабельных предприятий, продающих мясо свиней. Только 16 предприятий из 62 в
году имели положительную рентабельность по продаже свинины. Следует отметить, что в 2014 году доля таких хозяйств увеличилась, на самом деле их стало больше только на одно.
По сравнению с 2012 годом резко снизилось количество предприятий, для которых продажа мяса крупного рогатого скота рентабельна, хотя их общее количество изменилось незначительно. В 2014 году доля таких хозяйств составила всего 5%.
Необходимо обратить внимание на продажу картофеля, выращиванием которого занимаются больше половины хозяйств области: 80%, 67%, 64% соответственно по годам 2012, 2013, 2014. Из таблицы легко видеть, что количество предприятий, удачно реализующих этот вид продукции, в 2013 и
годах значительно выросло по сравнению с 2012 годом. Но, по- прежнему не превышает 50%.
Особенно следует отметить продажу мяса птицы в рассматриваемом регионе: в 2012 и 2013 годах только одно предприятие из пяти имело положительную рентабельность, а в 2014 году и вовсе отрасль стала
убыточной во всех предприятиях. Однако, что касается продажи яиц, то здесь в большей части все предприятия рентабельны: 100%, 75%, 67%
соответственно по годам 2012, 2013, 2014.
Повысить эффективность реализации продукции сельхозпредприятием возможно, в частности, в результате использования более широкого спектра маркетинговой деятельности. К ней, прежде всего, следует отнести изучение рынка, формирование каналов товародвижения на рынок, проведение рекламы и стимулирование продажи. В заключении следует сказать, что маркетинговую деятельность в сельскохозяйственных формированиях должны осуществлять квалифицированные работники или отдельные службы. При этом максимально следует использовать интернет-маркетинг.
Библиографический список
Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.belstat.gov.by - Дата доступа: 02.01.2016.
Сельское хозяйство Республики Беларусь: статистический сборник. - Минск, 2014. - с. 318.
УДК 339 (075,8)
Изосимова Т.Н., Ананич И.Г.
положительный рентабельность реализация, маркетинговый деятельность агропромышленный, агропромышленный комплекс республика, деятельность агропромышленный комплекс, рентабельность реализация продукция, ный рентабель ный, рентабель ный рентабель, продажа свинин следовать, свинин следовать отметить, рентабельность продажа свинин, маркетинговый деятельность агропромышленный комплекс, деятельность агропромышленный комплекс республика, рентабель ный рентабель ный, положительный рентабельность реализация продукция, положительный рентабельность продажа свинин, рентабельность реализация продукция доля, свиной положительный рентабельность продажа, мясо свиной положительный рентабельность, рентабельность продажа свинин следовать, продажа свинин следовать отметить,