СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


вузов с использованием данных рейтинговых агентств


вузов с использованием данных рейтинговых агентств

Analysis of russian universities positions in dynamic with the using of data from rating

agencies

mar.vikt.chernova[AT]gmail.com

Аннотация. Статья посвящена статистическому анализу мест, занимаемых российскими образовательными организациями, как в российских, так и международных рейтингах. В ходе подготовки материалов мы ознакомились с данными ряда рейтинговых агентств и сделали выводы о том, что на данный момент российские вузы не могут составлять полноценную конкуренцию ведущим мировым образовательным учреждениям с позиции количества и мест, занимаемых в данных рейтингах.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные учреждения, рейтинги

Abstract. The article is devoted to statistical analysis of seats which are held by Russian educational institutions, both in Russian and international rankings. During the preparation of the materials we reviewed the data of series rating agencies and draw conclusions that at present the Russian universities can not be full-fledged competitive by the world's leading educational institutions from the perspective of the number and the places which was occupied by in these rankings.

Keywords competitiveness, university, rankings

В условиях глобализации, а также ужесточения конкуренции развитие как страны, так и хозяйствующих субъектов становится невозможным без существенных вливаний инвестиций. Все чаще одним из способов инвестирования становится увеличение числа высококвалифицированных кадров. А, следовательно, складывается понимание того, что макроэкономический рост и благосостояние и страны, и хозяйствующего субъекта зависят от уровня развития базовых отраслей общественного производства, среди которых исключительно важную роль играет образование. В любом государстве образование является системообразующим фактором, а качественное образование - основой социального развития и устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день Российская Федерация является одним из престижных образовательных центров мира, о чем свидетельствует огромный поток студентов из различных зарубежных стран. Отечественный процесс образования является одним из наиболее эффективных, так как наши ученые достаточно высоко ценятся не только работодателями России, но и всего мира.

Однако, формирование многоуровневой образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями РФ целый ряд проблем, имеющих не только теоретическое, но и организационнометодическое значение, что вызывало необходимость пересмотра традиционных подходов к управлению образовательным процессом с учетом современных требований рынка.

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса, обусловили актуальность выявления и систематизации механизмов управления конкурентоспособностью образовательных учреждений.

Ни для кого не секрет, что одним из основных внебюджетных источников инвестиций в вуз выступают студенты, обучающиеся на договорной основе, а одним из ключевых факторов выбора учебного заведения является положение данной образовательной организации в различных отечественных и мировых рейтингах. То есть позиция, занимаемая вузом в таких рейтингах, увеличивает или уменьшает его привлекательность для потенциального студента, а, значит, и его конкурентоспособность.

Достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых занимаются вопросами экономического анализа конкурентоспособности образовательной организации. К ним можно отнести Д.А. Ендовицкого, И.М. Гараева, Д.Л. Майсакова, А.И. Афоничкина, Е.А. Ганаеву, Р.А. Фатхутдинова, И.В. Третьякову, Ф. Котлера, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и других.

Несмотря на это, стоит отметить, что единого комплексного анализа конкурентоспособности образовательной организации не существует в частности именно потому, что не существует единой классификации, используемой различными агентствами, при выявлении наиболее рейтинговых учебных заведений.

Большое значение при составлении рейтингов имеют организации или средства массовой информации, которые производят оценку учебных заведений. Внутри страны можно говорить о престижности, того или иного вуза, тем не менее за рубежом возможна совершенно иная оценка ситуации. Чаще всего внутри РФ рейтинг российских вузов производится путём выделения наиболее престижных учебных заведений в той или иной области подготовки (экономика, техника, оборона, право и т. п.). Подобная оценка даёт возможность узнать лучшую кузницу кадров в той или иной научной отрасли.

Для сравнения учебных заведений используют определённые критерии, которые позволяют увидеть особенности образовательных учреждений, среди которых наиболее популярными являются:

количество поступающих, то есть спрос на учебное заведение; наличие разных форм обучения; уровень выделяемых на этот вуз средств; квалификация выпущенных специалистов;

уровень предоставляемого образования (в том числе количество преподавателей имеющих ученую степень «доктор наук»);

территориальная расположенность и благоустройство (наличие общежитий, площадок для занятия спортом и т.д.).

Что касается международных рейтингов, то одним из наиболее авторитетных уже несколько десятилетий остается рейтинг, составляемый уже много лет образовательным приложением британской газеты «Таймс» Тimes Higher Education (THE) в сотрудничестве с Thomson Reuters. Он входит в тройку рейтингов, с которыми считаются и университеты, и студенты, и преподаватели, и научные круги. Рейтинг THE World University Rankings включает 400 лучших университетов мира, которые традиционно оцениваются по 13 различным критериям, объединенным в 5 групп: преподавание (30% от общего балла); исследования (30%);

цитирование в научно-исследовательских кругах (30%); инновации и влияние на экономику (2,5%);

международное сотрудничество на всех уровнях - студенты, преподаватели, сотрудники вуза (7,5%).

Информацию по каждому критерию дают сами университеты, а составители сравнивают их и выводят общий балл.

Изучив некоторые теоретические аспекты составления рейтингов вузов

российскими и мировыми агентствами, перейдем непосредственно к анализу динамики позиций российских вузов в различных рейтингах в 2014 - 2015 гг.

Так, например, рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») составило четвертый ежегодный рейтинг вузов России ( табл. 1). При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 17,4 тысячи респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Таблица 1

Место, год
Место, год
Вуз
Рейтинговый
функционал
Условия для получения качеств енног о
образования,
ранг
Уровень
востребова
нности
выпускник
ов
работодате лями, ранг
Уровень
научноисследовате
льской
деятельност
и, ранг
1
1
Московский государств енный университет им. М. В. Ломоносова
4.574
1
2
1
2
2
Московский
физико-технический
институт
(государственный
университет)
4.179
3
7
8
3
4
Национальный
исследовательский
ядерный
университет
«МИФИ»
4.151
8
8
2
4
3
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
4.056
9
1
13
5
6
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
4.038
5
5
11
6
5
СанктПетербургский государств енный университет
3.978
4
13
10
7
7
Национальный
исследовательский
Томский
политехнический
университет
3.922
6
19
3
8
9
Московский
государств енный
институт
международных
отношений
(университет) МИД
РФ
3.894
2
16
29

9
8
Новосибирский национальный исследовательский государств енный университет
3.883
7
12
12
10
10
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
3.749
23
4
4
11
11
СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого
3.737
15
9
6
12
12
Российская академия народного хозяйства и государств енной службы при Президенте РФ
3.536
10
11
39
13
13
Национальный исследовательский Томский государств енный университет
3.510
18
22
7
14
15
Сибирский
федеральный
университет
3.499
26
6
15
15
17
Финансовый университет при Правительстве РФ
3.438
12
10
50
16
20
Российский государств енный университет нефти и газа им. И. М. Губкина
3.426
22
3
37
17
19
Национальный
исследовательский
технологический
университет
«МИСиС»
3.425
11
42
14
18
18
Казанский
(Приволжский)
федеральный
университет
3.419
14
29
9
19
14
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
3.344
16
18
25
20
16
Новосибирский государств енный технический университет
3.289
25
17
17

Первую строчку в рейтинге, как и год назад, занял МГУ им М. В. Ломоносова: в университете созданы наилучшие условия для получения качественного образования и

обеспечивается наиболее высокий уровень научно-исследовательской деятельности.

Лидеры рейтинга демонстрируют устойчиво высокие результаты: уже третий год подряд состав топ-20 лучших вузов России остается стабильным. Изменения, произошедшие в первой десятке не являются существенными, так МИФИ поднялся на одну позицию, опередив Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, также местами в рейтинге поменялись Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.

Что касается международных рейтингов, то российские учебные заведения высшего образования не могут похвастаться численностью и регулярностью появления в этих рейтингах. Так, в рейтинге Times Higher Education World University Rankings присутствует только один российский вуз - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (рис. 1).

Ранг
Название университета
Страна
Сводный
индекс
2014
2015
Научная
Репутация
Соотношение
Доля
Доля
Научное
репутация
среди
ППС и
иностранного
иностранных
цитирование
работодателей
студентов
ППС
студентов
ППС
V
А
V
N/
V
V
V
V
V
V
114
108
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
67.2
84.2
82.1
99.6
15.7
56.1
8.6

Рис.1 МГУ в рейтинге THE World University Rankings Отрадно, что МГУ показал положительную динамику, переместившись с 114 позиции на 108, однако, присутствие не в первой сотне оказывается недостаточным для легкого конкурирования с вузами, находящимися на лидирующих местах.

Рис. 2 Информация о Московском государственном университете в рейтинге THE

World University Rankings [2]

К сожалению, в рейтинг университетов мира QS World University Ranking 2014- годов не вошел ни один российский вуз. Распределение сотни ведущих университетов мира по странам выглядит следующим образом: вузы США - 26, вузы Великобритании - 19, вузы Австралии - 8, вузы Голландии - 6, Вузы Канады - 5, вузы Швейцарии - 4, вузы Японии - 4, вузы других стран - 28.

Однако, 19 российских вузов вошли в рейтинг World University Ranking the best universities among the BRICS countries 2014 - 2015 гг. (табл. 2). Таблица 2

Рейтинг российских вузов World University Ranking the best universities among the BRICS countries [3]

Ranking in BRICS 2014
Ranking in BRICS 2015
Name
3
3
Lomonosov Moscow State University ( Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова)
12
14
St. Petersburg State University (Санкт- петербургский государственный университет)
28
22
Novosibirsk State University (Новосибирский
государственный университет)
36
33
Bauman Moscow State Technical University (Московский
государственный технический университет им. Н. Э.
)
35
37
Moscow State Institute of International Relations (Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ)
47
47
St. Petersburg State Polytechnical University ( Санкт-
Петербургский государственный политехнический университет)
58
50
National Research University Higher School of Economics
(Национальный исследовательский университет «Высшая )
52
55
Moscow Institute of Physics and Technology State University (Московский физико- технический институт)
47
58
Tomsk State University (Томский государственный университет)
57
65
National Research Nuclear University MEPhl (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)
67
71
Tomsk Polytechnical University (Томский политехнический университет)
72
74
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
69
79
Kazan Federal University (Приволжский федеральный университет)
80
84
Urals Federal University (Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина)
82
86
People's Friendship University of Russia (Российский университет дружбы народов)
85
89
Southern Federal University (Южный федеральный университет)
90
91
Voronezh State University (Воронежский государственный университет)
101
97
National Research University Moscow Energy Institute (Национальный исследовательский университет « МЭИ»)
-
99
Far East Federal University (Дальневосточный
федеральный университет)

Рейтинг World University Ranking the best universities among the BRICS countries не удивил вузом, занимающим первое место, здесь, как и в других, рассмотренных нами рейтингах МГУ им. М.В. Ломоносова занимает абсолютно лидирующую позицию. Стоит

отметить вузы, которые улучшили свои позиции в данном рейтинге или хотя бы сохранили прежние места. Из 19 представленных вузов этим могут похвастаться лишь 6, что составляет 31,59 % от общего числа образовательных учреждений.

Возвращаясь к процессам глобализации, о которых говорилось в самом начале статьи, хочется отметить, что позиции российских образовательных учреждений на мировой арене высоки не настолько, чтобы быть конкурентоспособными ведущим мировым вузам, однако, нельзя не отметить, что появление в мировых рейтингах хотя бы небольшого числа отечественных вузов дает надежду на изменение этой ситуации в лучшую сторону.


CHERNOVA Mari ia Voronezh State University, Voronezh





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ