СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Киреева Е. С. Особенности кредитной политики в сфере АПК в условиях санкций


Киреева Е.С. Особенности кредитной политики в сфере АПК в условиях санкций

Features credit policy in the field of agriculture under sanctions

kireeva.caterina2015[AT]yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению кредитной политики в сфере АПК. В санкционных экономических условиях необходимо сформировать трехуровневую систему кредитования АПК, которая обеспечивала бы доступными кредитными ресурсами все категории сельхозтоваропроизводителей и решала задачи по импортозамещению.

Ключевые слова: АПК, сельхозтоваропроизводители, государственная поддержка, субсидии, госпрограммы кредитования АПК, госгарантии для предоставления кредита, Россельхозбанк, импортозамещение.

Abstract. The paper studies the credit policy in the agricultural sector. The sanctions economic conditions necessary to form a three-tier system of crediting agriculture, which would provide access to credit all categories of agricultural producers and solves the problem of import substitution.

Keywords: agribusiness, agricultural producers, government support, subsidies, state program lending to agriculture, the state guarantees for the loan, the Agricultural Bank, import substitution.

Специфичность ведения АПК на современном этапе в условиях импортозамещения приводят к тому, что без кредитования и поддержки государства не обойтись.

В настоящее время в условиях экономических санкций участие государства в сфере кредитования аграрного сектора имеет следующие формы:

административный выбор кредиторов и заемщиков, участвующих в

госпрограммах кредитования АПК;

принятие целевого установления кредита;

выдача госгарантий для предоставления кредита;

контроль за полученными льготными кредитными средствами;

пополнение уставного фонда кредитных организаций за счет ресурсов

госбюджета, принимающих участие в кредитовании АПК;

компенсация по части процентных ставок по кредитам, выданных для сельхозпредприятий;

списание просроченной задолженности по кредитам, выданным сельскохозяйственным организациям.

Все формы участия государства в кредитовании сельского хозяйства подчиняются задаче реализации разработанных госпрограмм по развитию АПК и могут приводить к положительным или отрицательным итогам. К положительным моментам можно отнести обеспечение дешевыми кредитными ресурсами для основных и оборотных фондов сельхозпредприятий.

Отрицательным моментом считается снижение мотивации товаропроизводителей к

эффективной финансово-хозяйственной деятельности, т.е. получение субсидий, а также ослабление к инновационной деятельности, внедрение банковских кредитных продуктов в условиях импортозамещения.

Геополитическая обстановка стран ЕС и Америки вызывает необходимость господдержки АПК России, что, требует изменения системы кредитования сельского хозяйства на основе финансовых механизмов.

Альтернативой кредиту может быть лизинг. Предоставляемые банком «Россельхозбанк» кредиты - часть Государственной программы развития сельского хозяйства.

Банки, кредитующие сельское хозяйство, предоставляют кредиты следующим категориям заемщиков (таблица 1).

Таблица 1

Категории заемщиков, получающих кредиты от Россельхозбанка и Сбербанка РФ для

сферы АПК

Банки, уполномоченные проводить кредитование сферы АПК
Категории заемщиков, получающих кредиты для сферы АПК
Россельхозбанк
сельскохозяйственным предприятиям;
ремонтным, обслуживающим организациям, заготовительным и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию организациям для выплаты авансов по договорам контрактации сельскохозяйственным организациям за поставляемую ими сельхозпродукцию;
предприятиям, для закупки техники с последующей поставкой ее сельскохозяйственным товаропроизводителям;
организациям, для строительства, реконструкции и ремонта производственных объектов сельскохозяйственных предприятий;
предприятиям, для импортозамещения сельскохозяйственной продукции, техники и оборудования.
Сбербанк

Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий происходит при помощи прямого банковского кредитования и косвенного кредитования через заготовительные, перерабатывающие сельхозпродукцию и другие организации АПК.

Самый широкий спектр банковских услуг при диверсификации кредитных продуктов для удовлетворения потребностей фермеров является покупка сельхозтехники по лизинговым программам.

Как отмечается кредитными аналитиками, долгосрочное кредитование осуществляется в рамках Г оспрограмм развития АПК, источниками финансирования которой, является банковское кредитование около 14%. При этом на сельское хозяйство, по оценкам экспертов, приходится 38% долгосрочных кредитов, полученных аграриями, остальные свыше 61% - на обслуживающие организации. Основная часть получаемых кредитов долгосрочного характера в АПК потребляется на строительство производственных объектов и жилья, работающим селянам - 70%, а также на приобретение основных средств - 16%.

К характеристикам банковского кредитования сельского хозяйства относятся: значительный удельный вес кредитования сельскохозяйственных производителей в рамках государственных программ по развитию АПК;

в основном кредиторами сельского хозяйства являются банки с высокой степенью участия государства - «Россельхозбанк» и «Сбербанк»;

преобладание инвестиционных (долгосрочных) ресурсов в кредитовании сельского хозяйства;

компенсация процентной ставки в виде субсидий;

увеличение уставного капитала сельскохозяйственных банков за счет бюджетных средств.

Современная система сельскохозяйственного кредита должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельхозпроизводителей: крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, средних крестьянских (фермерских) хозяйств и мелких хозяйств населения.

Для основы создания кредитных отношений банковского сектора с аграриями нужно:

признать сельское хозяйство как отдельный сегмент в банковском кредитовании в силу присущих ему отраслевых и внутриотраслевых особенностей;

поэтапно отказаться от косвенного банковского кредитования сельского хозяйства и включение подсистемы банковского кредитования сельского хозяйства в целостную систему кредитования реального сектора экономики;

отделить механизм кредитования сельскохозяйственных производителей от системы государственной поддержки;

проводить учет обеспечения кредитными ресурсами различных по организационноправовой форме и размеру сельхозпроизводителей;

применять подход в целях прямого банковского кредитования с целью идентификации потребностей сельскохозяйственных производителей в кредитах и разработки соответствующей кредитной линейки.

В санкционных экономических условиях необходимо сформировать трехуровневую систему кредитования АПК, которая обеспечивала бы доступными кредитными ресурсами все категории товаропроизводителей. На первом уровне должны быть специализированные государственные банки, кредитующие сельское хозяйство.

Их основные функции:

представлять интересы сельхозпроизводителей как клиентов кредитных ресурсов; выработать политику кредитования сельского хозяйства как специфического сегмента банковского кредитования;

разработать финансовое обеспечение государственных программ развития сельского хозяйства совместно с отраслевыми органами управления с учетом привязки с возможностями кредитного и финансового сектора по их реализации;

рефинансировать кредитные организации второго уровня;

участвовать в различных инвестиционных и инновационных проектах и ассоциациях. Второй уровень системы кредитования АПК должны представлять универсальные кредитные организации, в рамках которых необходимо разработать специальные кредитные продукты для всех категорий сельскохозяйственных производителей. Для сельхозпредприятий, ЛПХ, КФХ необходимо предусмотреть банковские продукты краткосрочного и среднесрочного характера, которые должны разрабатываться коммерческими банками с учетом рекомендаций банка первого уровня, что создаст условия для конкуренции на кредитном сельхозрынке.

На третьем уровне системы кредитования сферы АПК должна стать кредитная кооперация, которая удовлетворит потребности малых форм хозяйствования в заемных средствах.

Система кредитования АПК должна сочетать различные кредитные продукты,

учитывающие специфику всех категорий производителей. Она также должна сохранить ориентацию системы кредитования сельского хозяйства для крупно-товарных

сельскохозяйственных производителей, которые играют главенствующую роль в обеспечении безопасности страны продовольствием. Кредитование значимых товаропроизводителей повлечет за собой требования, которые предъявляются к их банкам-кредиторам. Это будет связано с тем, что кредитные организации должны предоставлять заемные ресурсы на продолжительные сроки, т.е. на долгосрочный период кредитования.

Выше описанная модель системы кредитования для АПК может стать одним из вариантов ее построения на федеральном уровне не только на национальных условиях хозяйствования, но и в условиях геополитической обстановки экономических санкций, для мер, позволяющих заменить западные источники кредитования предприятий на импортозамещение аграрной сферы.

На современном этапе все большее значение в деле содействия развитию сельскохозяйственного кредита приобретает сотрудничество специализированных сельскохозяйственных банков различных стран в рамках создаваемых международных организаций при активном участии ОАО «Россельхозбанк» в 2009 г. была создана Евразийская ассоциация сельскохозяйственного кредита.

Система кредитования сельского хозяйства должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей, а именно сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. Между тем, должна сохраняться ориентация системы кредитования сельского хозяйства на крупно-товарных сельскохозяйственных производителей, которые играют главную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Преимущественное кредитование крупных сельскохозяйственных производителей влечет за собой определенные требования, предъявляемые к их банкам-кредиторам.

Главным из них является то, что коммерческие банки, одним из сегментов, кредитования которых является сельское хозяйство, должны иметь возможность предоставлять крупные суммы кредитов на достаточно длительный срок (особенно это касается долгосрочного кредитования). Поэтому доминирующее положение в кредитовании сельского хозяйства системообразующего банка (ОАО «Россельхозбанк») должно сохраниться и на перспективу. Целесообразно активнее вовлекать другие коммерческие банки в кредитование сельскохозяйственных предприятий к примеру, на синдицированной основе, а также использовать различные схемы рефинансирования. Также внимание должно уделяться формированию соответствующей инфраструктуры сельскохозяйственного кредита.

Перспективные направления кредитования крупно-товарных сельскохозяйственных производителей на современном этапе должны базироваться, во-первых, на развитии земельноипотечного кредитования как источника долгосрочных кредитных ресурсов для сельского хозяйства (при этом решается задача полноценного залогового обеспечения кредита); во- вторых, на развитии биржевой торговли сельхозпродукцией и введении новых банковских продуктов по выдаче кредитов под залог урожая (в том числе будущего урожая) на основе срочного рынка ценных бумаг для удовлетворения сельского хозяйства в краткосрочных кредитных ресурсах. С одной стороны, земля как основное средство производства в сельском хозяйстве, должна стать залоговым обеспечением, что позволит сельскохозяйственным организациям привлекать необходимые им долгосрочные кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов. С другой стороны, получаемая продукция растениеводства и животноводства как основной результат производственно-хозяйственной деятельности любой сельскохозяйственной организации может и должна стать залоговым обеспечением при краткосрочном кредитовании. Как видим, залоговое обеспечение, которым реально располагает сельское хозяйство, является специфическим (земля и урожай), но это не уменьшает его ценности и не препятствует возможности выступать в качестве полноценного залогового обеспечения по кредиту. Что касается малых форм хозяйствования на селе, то для удовлетворения их потребностей в кредитных ресурсах необходимо создание кредитных кооперативов на селе, внедрение практики предоставления кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство или являющимися организаторами крестьянского (фермерского) хозяйства на специальных условиях.

В основе рекомендуемой модели кредитования сельского хозяйства предусматривается строгая иерархия кредитных организаций, выполняющих функцию полноценного обеспечения сельского хозяйства кредитными ресурсами, в соответствии с дифференциацией самих сельскохозяйственных производителей в зависимости от их роли в сельском хозяйстве страны. Такая логика построения кредитных отношений банков с сельским хозяйством позволит создать стройную, прозрачную систему кредитования сельского хозяйства, соответствующую современным рыночным условиям хозяйствования и действующим принципам банковского кредитования.

Предложенная многоуровневая модель системы кредитования сельского хозяйства является одним из возможных вариантов ее построения на общегосударственном уровне с учетом не только национальных условий хозяйствования, но и мировых социальноэкономических реалий на современном этапе.

Государству необходимо разработать систему мер, позволяющих заменить западные источники кредитования предприятий АПК внутренними.

Предприятия АПК должны получить доступ к длинным и дешевым кредитам. Финансовые организации также должны гарантировать кредиты, выдаваемые на техническое перевооружение, закупку удобрений и горюче-смазочных материалов. Необходимо активно использовать механизм лизинга сельхозоборудования.

Банки должны стимулировать заинтересованность организаций в проектном финансировании. Подавляющее число инициаторов проектов в нашей стране, особенно представители среднего и малого бизнеса не могут осуществить модернизацию или новое строительство объектов. Чтобы начать новое производство, банки требуют не только наличие 30% собственных средств инициатора проекта, но и массу дополнительных залогов или гарантий третьих лиц в объемах, превышающих сумму кредита. В мировой практике проектного финансирования залогом может выступать сам строящийся объект и приобретаемое оборудование. Меры необходимо реализовать оперативно.

Изменение сложной ситуации в АПК позволит привлечь дополнительные инвестиции и создаст условия для развития комплекса.

На данный момент острейшей проблемой АПК остается нелегкое финансовое положение сельского хозяйства. Вызвано оно незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограниченного сбыта, а также недостатком собственных оборотных средств, для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита.

Для поддержки развития АПК в настоящее время применяются различные формы субсидирования. Субсидирование отраслей экономики включает меры прямого и косвенного субсидирования. Наиболее часто к прямым субсидиям в АПК относят прямые компенсационные платежи, возмещение ущерба при чрезвычайных ситуациях.

В России на региональном уровне меры государственной поддержки предприятий АПК реализуются через законодательство.

Минсельхоз не исключает сворачивания программы льготного кредитования АПК из-за повышенной ключевой ставки ЦБ. С 16 декабря 2014 года Банк России поднял ключевую ставку на 6,5 и. и. до 17% годовых, но с начала 2015 года она стала постепенно снижаться - 02.02.201515.03.2015 до 15 % годовых, с 16.03.2015-04.05.2015 до 14% годовых, а с 05.05.2015 по настоящее время она уменьшилась до - 12,5% годовых.

Господдержка проектов в АПК предполагает компенсацию из бюджета части процентной ставки по инвесткредитам. В птицеводстве и свиноводстве федеральный бюджет субсидирует до 80% ставки рефинансирования и до 100% - на крупный рогатый скот. При этом ставка рефинансирования не изменилась: она составляет 8,25%. С 5 мая 2015 года ключевая процентная ставка была снижена до 12,5%, это дает большие надежды на более качественное поддержание аграрного сектора в сфере кредитования.

Если раньше государство компенсировало процентную ставку по кредиту аграриям почти полностью, то теперь им придется взять большую часть этих затрат на себя. ЦБ разрабатывает дополнительный инструментарий, чтобы восстановить кредитный рынок.

Сейчас средняя ставка по кредитам на посевную - 13%, эффективная ставка с учетом субсидирования - 5-6%. Повышение ключевой ставки может увеличить эффективную до критичных 15%.

Поэтому для ключевых секторов экономики, в т.ч. и сельского хозяйства государство должно выделить ресурсы по заведомо низкой процентной ставке. Это будет одним из выходов поддержания реального сектора АПК.

Библиографический список:

Логинова О.А. Государственное кредитование сельского хозяйства: исторический аспект / О.А. Логинова // ИнВестРегион № 1/ 2012 - с. 79-82

Кредитная политика - залог успешного развития сельского хозяйства? / Шарикова И.В., Шариков А.В., Говорунова Т.В., Фефелова Н.П. // Научное обозрение. -2014. -№ 12-1. -С. 318-322.

Современное состояние и оценка кредитования сельскохозяйственных предприятий АПК Саратовской области / Фефелова Н.П., Шарикова И.В., Говорунова Т.В., Дмитриева О.В. // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 9. - С. 95-100.

Фефелова Н.П., Рубцова А.И. Совершенствование механизма кредитования АПК / Прикладные экономические исследования: сборник статей сотрудников «Саратовского ГАУ». - Саратов, 2014. С. 167-178.

Фефелова Н.П., Лерина Г.Е. Изменения государственной поддержки сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО / Молодежь в науке и бизнесе: международный сборник научных статей. - Саратов: - 2014. - С. 120-129.

Шарикова И.В., Шариков А.В. К вопросу о возможности применения финансовых инструментов аграрными предприятиями // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №3-5. С. 214-217

УДК 657


Kireeva Ekaterina Sergeevna Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov , Saratov





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ