СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Граждан о ва П. И. К вопросу учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях


Граждан о ва П.И. К вопросу учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях

The question of accounting accountable persons in budgetary institutions

Аннотация. В статье рассмотрены важные изменения, которые были внесены Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н в Инструкцию по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н), касающихся поправок, связанных с учетом расчетов с подотчетными лицами.

Abstract. The article describes the important changes that have been made by Order of the Ministry of Finance of Russia from 29.08.2014 N 89n in the Instruction on the application of the Uniform Chart of Accounts (app. Order of the Ministry of Finance of Russia from 01.12.2010 N 157n) relating to the amendments related to settlements with accountable persons.

Ключевые слова: расчеты с подотчетными лицами, нормативные документы, денежные средства.

Key words: calculations with accountable persons, regulatory documents, cash.

Расчеты с подотчетными лицами - важный участок учета, не обходящий стороной ни одну организацию [4]. Периодически в отдельные правила расчетов с подотчетниками вносятся изменения, связанные с учетом или документооборотом.

Особенность текущего момента заключается в том, что инструкции по учету, содержащие конкретные бухгалтерские записи, остались в прежней редакции и изменения в них по-прежнему остаются проектами.

Однако проекты изменений опубликованы на официальном сайте Минфина России, с ними можно ознакомиться и в целях исполнения Инструкции N 157н целесообразно закрепить содержащиеся в них проводки в учетной политике учреждения до утверждения самих приказов.

Кроме Инструкции N 157н и Инструкций по учету правила организации расчетов с подотчетными лицами установлены Указаниями Банка России, а также локальными нормативными актами.

Напомним, что в настоящее время денежные средства под отчет могут выдаваться различными способами:

наличными;

на дебетовую карту, принадлежащую учреждению;

на личные банковские карты работников.

В положении о выдаче денежных средств под отчет должно быть предусмотрено, что денежные средства на осуществление расходов работником в пользу учреждения, а также

суточные (полевое довольствие и прочее) могут быть перечислены на личные банковские карты работника, открытые в рамках «зарплатных» проектов [4].

Степень детализации видов выплат учреждение может выбрать самостоятельно: можно ограничиться общей фразой, а можно перечислить конкретные виды выплат. Форму выдачи денежных средств под отчет и реквизиты (при необходимости) целесообразно указывать в заявлении подотчетного лица, утверждаемом руководителем.

Денежные средства под отчет выдаются сотрудникам по распоряжению руководителя на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается (п. 213 Инструкции N 157н). Аналогично денежному авансу подотчетному лицу могут быть выданы денежные документы.

Письменное заявление подотчетного лица составляется в произвольной форме, при этом оно должно содержать запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 6.3 Указания N 3210-У).

Нормативные документы не содержат ограничений на сумму выдачи денежных средств под отчет, однако учреждениям необходимо иметь в виду, что, приобретая за счет подотчетных средств товары и услуги, подотчетное лицо выступает от имени учреждения, следовательно, при заключении данных сделок должно соблюдаться ограничение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Данное ограничение установлено Указанием N 3073-У и составляет в настоящий момент 100 000 руб.

Кроме того, при закупке товаров и услуг через подотчетных лиц должны соблюдаться требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе. Через подотчетных лиц осуществляются закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика). Согласно Закону N 44-ФЗ закупки у единственного поставщика ограничены по сумме одной закупки, а также введен годовой лимит на общую сумму таких закупок, который необходимо контролировать в течение года. При этом общий годовой лимит распространяется на все закупки у единственного поставщика, а не только на закупки через подотчетников.

Таким образом, в целях контроля лимита предполагаемая сумма закупок у единственного поставщика должна быть распределена между закупками через подотчетных лиц и закупками без их участия.

Поэтому на предприятии должен быть утвержден распорядительный документ о закупках через подотчетных лиц, согласно которому установлена максимальная сумма общей годовой закупки через подотчетных лиц и возможно распределение ее по кварталам. Но самое главное - таким документом должен быть назначен сотрудник, который будет отвечать за контроль лимита и его непревышение. Наиболее вероятно, что таким сотрудником может быть специалист по закупкам. Соответственно, с назначенным сотрудником необходимо согласовывать заявление с просьбой о выдаче денежных средств под отчет на цели оплаты работ, услуг, приобретения нефинансовых активов [2].

Выдача аванса подотчетному лицу допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета (п. 214 Инструкции N 157н). В прежней редакции Инструкции N 157н

предусматривалось, что выдачу аванса можно производить только при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданным денежным авансам. В настоящее время можно производить выдачу второго и последующего авансов при условии, что за подотчетником нет задолженности по авансам, по которым он должен был уже отчитаться. [2]

Требование Инструкции N 157н проверять, не просрочен ли предыдущий аванс (при наличии), влечет необходимость для бухгалтера данного участка вести учет сроков, на которые выданы авансы.

При большом количестве расчетов наиболее целесообразно автоматизировать процесс проверки, введя в бухгалтерскую программу соответствующую возможность (введение дополнительного поля "Срок отчета" для всех документов, которыми может отражаться выдача подотчетных сумм). Если возможности полной автоматизации нет, то при рассмотрении заявления подотчетного лица на выдачу аванса бухгалтеру необходимо проверять, есть ли дебиторская задолженность по предыдущим авансам, и, если она имеется, искать в бумажном виде заявление подотчетного лица и проверять, наступил ли срок отчета по предыдущему авансу.

Если задолженности по авансам, по которым наступил срок отчета, за подотчетным лицом не имеется, то на основании его заявления, утвержденного руководителем, подотчетному лицу выдаются денежные средства.

Бухгалтеру необходимо помнить, что перечисление учреждением средств на дебетовую карту является движением денег между своими счетами, а дебиторская задолженность подотчетного лица увеличивается в момент снятия им денежных средств наличными или оплаты за товары, работы, услуги с применением карты.

Это значит, что дебиторскую задолженность подотчетного лица можно признать только по факту расхода с карты. Следовательно, бухгалтеру необходимо регулярно отслеживать расходные операции по картам с целью своевременного отражения дебиторской задолженности подотчетных лиц и отражения денежных обязательств учреждения. Так как денежные средства под отчет выдаются, как правило, на короткий срок, целесообразно ежедневно отслеживать операции по всем дебетовым картам учреждения.

При этом отметим, что на дебетовую карту учреждения или на личную (зарплатную) или иную карту работника могут быть перечислены денежные средства строго в сумме, указанной в заявлении работника, утвержденном руководителем учреждения, и только на те цели, которые данным заявлением предусмотрены.

Любой сотрудник, принявший денежные средства под отчет, несет за них полную материальную ответственность.

Если подотчетное лицо вовремя не отчиталось или отчиталось, но не возвратило задолженность, сумма задолженности может быть взыскана с него в установленном порядке [3].

Основанием для удержания подотчетных сумм является приказ руководителя, с которым работник должен быть ознакомлен и согласен. Как правило, именно бухгалтер по расчетам с подотчетными лицами обязан отслеживать возникновение просроченных подотчетных сумм и сообщать о них главному бухгалтеру и руководителю, что будет являться основанием для приказа об удержании.

Библиографический список:

Рубцова В.Н., Шарикова И.В., Шариков А.В., Фефелова Н.П. Территориальный аспе кт стратегического управления социальными факторами конкурентоспособности населения сельских муниципальных районов // Економ1чний часопис-XXI (Economic Annals-XXI), - №7- 8(2), 2015.-С. 61-64.

Усанов А.Ю., Фефелова Н.П., Мощенко О.В. Управление дебиторской задолженностью и использование факторинга. - Москва, -2013.

Фефелова Н.П. Введение в специальность. - Саратов, - 2012.

Фефелова Н.П., Лапин В.Н. Учет денежных и бюджетных обязатель ств / Прикладные экономические исследования: сборник статей. - Саратов, 2014.

Шарикова И.В., Шариков А.В. Оптимизация производственного и ресурсного потенциала предприятий различных форм // Экономический анализ: теория и практика. - 2006.

64135-56070500УДК 657


Гражданова Полина Игоревна Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов polinagrag.ru[ AT]mail.ru Grazhdanova Polina Igorevna Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov , Saratov





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ