Я всегда с интересом наблюдаю за архитектурой различных мест. Возникает вопрос: почему древние архитекторы использовали в своей работе столько геометрических фигур? Это говорит о том, что геометрия и архитектура взаимосвязаны.
Я понимаю, что для того чтобы правильно, грамотно и красиво строить дома, необходимо соблюдать все правила строительства, которыми пользовались великие архитекторы древности.
Архитектурные сооружения возводились для удобства жизни и деятельности человека. Они должны были служить его пользе: беречь его от холода и жары, дождей и палящего солнца. Возводимые сооружения должны быть прочными, безопасными и долго служить людям. Но человеку свойственно еще и стремление к красоте, поэтому все, что он делает, он старается сделать красивым.
Архитектурные объекты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Наше настроение, мироощущение зависит от того, какие здания нас окружают.
Но человек стремится воплотить в формах архитектуры еще и свое стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры.
Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника. «Прочность, польза, красота» — такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная два тысячелетия тому назад древнеримским теоретиком зодчества Витрувием (I в. до н. э.) [2]. Главная ценность архитектурных сооружений в их красоте. Сооружение может быть прочным и удобным, но если оно не привлекает глаз, не вызывает у нас эстетического чувства, то оно воспринимается нами как обычное строение, но не как памятник архитектуры. Другими словами, без искусства архитектуры нет.
Как выяснилось, в архитектуре применяется «золотое сечение».
«Золотое сечение» (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине [2].
Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью
Под «правилом золотого сечения» в архитектуре и искусстве обычно понимаются композиции, содержащие пропорции, близкие к золотому сечению.
Принцип «золотого сечения» был выявлен в древности, по этому принципу сотни лет назад были построены строения, которые сохранились до наших дней и восхищают наших современников. Этот принцип применялся в разных странах: все мировые архитектурные школы использовали концепцию «золотого сечения», так как она гармонична, надежна и красива [1]. Этот принцип не должен быть утрачен при проектировании современных зданий для того, чтобы донести до последующих поколений всю суть божественной пропорции.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзе- са, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления [1]. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.
Рассмотрим шедевр античного зодчества - Парфенон [2]. Он был и остается совершеннейшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным сводом законов античного зодчества. В пропорциях Парфенона имеется «золотое сечение». В частности, в золотой пропорции соотносятся главные вертикальные размеры портика: высота поддерживающих частей (основание и колонны) и высота поддерживаемых частей (антаблемент и фронтон).
Главные вертикали Парфенона находятся в соотношении малой секты (8/5). 8/5 - отношение двух членов яда Фибоначчи и является одним из рациональных приближений коэффициента «золотого сечения» р (8/5 = 1,600; р~ 1,618).
Еще один архитектурный шедевр - дом Пашкова в Москве - является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры В. Баженова.
Прекрасное творение В. Баженова прочно вошло в ансамбль центра современной Москвы, обогатило его. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 г.
Множество архитектурных шедевров русского зодчества построено по пропорции «золотого сечения». Ярким примером древнерусского зодчества XII века является храм Покрова Богородицы, стоящий на берегу владимирской речки Нерль.
В России так же очень распространен принцип золотого сечения в архитектуре. Например, Храм Василия Блаженного в Москве подчиняется концепции «золотого сечения». Храм этот особенный, он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий, ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм.
Исследуя храм, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд «золотого сечения».
В городе Ярославле так же есть архитектурные строения, подчиняющиеся принципу «золотого сечения». Например, колокольня церкви Рождества Христова.
В золотой пропорции выполняется принцип «все во всем» и одновременно части «сходятся» в целое.
Храмы Покрова и Вознесения в г. Волгограде построены на пропорциях функции «золотого сечения» - «живых квадратах» и силуэт их определяется рядом золотого сечения. А так как большинство культовых сооружений построены по образцу и подобию древнерусских храмов, то их строения гармонично согласуются между собой и подчиняются математически строгим законам пропорциональности.
Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал «золотое сечение».
Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например, «золотое сечение» можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н.И. Пирогова.
В моем городе Самара сохранилось множество памятников архитектуры, где применяется «золотое сечение».
Самара - удивительный город, объединяющий в своем облике самые разнообразные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность нашего города определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра современной России. Исторический путь города запечатлен, прежде всего, в его архитектуре.
Самыми старыми храмами Самары были Спасопреображенская церковь (XVII в.) в конце Преображенской улицы, собор во имя Казанской Божьей матери (XVIII в.) в районе Хлебной площади, нынешний кафедральный храм во имя Покрова Богородицы (1861 г.), а также построенная почти одновременно с ним церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на улице Соловьиной [3].
Украшением Самары по праву является каменный терем Драматического театра, построенный по проекту московского зодчего М. Н. Чичагова в 1888 году в конце Дворянской улицы. В 1967 году была произведена реконструкция здания и в наши дни архитектуру 1888 года представляет только фасадная часть.
В 1864-1868 гг. была построена церковь при Николаевском сиротском доме, Вознесенский собор и колокольня на улице Вознесенской, многокупольная Казанская единоверческая церковь.
При рассмотрении применения «золотого сечения» в архитектуре можно сделать следующий вывод: правило Золотой пропорции превратилось в академический канон в архитектуре и искусстве. Закон «золотого сечения» часто проявляется в архитектуре. Архитектурные пропорции - это математика зодчего. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонкого сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. По сравнению с композитором или скульптором архитектор находится в более сложном положении, ибо на пути к гармонии он должен заботиться не только о «красоте», но также и о «пользе» и «прочности».
Библиографический список
Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 236 с.
Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение. - М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.
Архитектура и памятники Самары: URL lib.ssau.ru/ samara-architecture. УДК 338.43
Ершов Сергей Александрович, учащийся Научный руководитель: Маеренкова Вера Васильевна, учитель математики Россия, Кинель , Самарская область ГБОУ СОШ№ 5 «Образовательный центр «Лидер» (ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о . Кинель )
золотой сечение архитектура, принцип золотой сечение, высота поддерживать часть, ряд золотой сечение, концепция золотой сечение, храм покров богородица, архитектура применяться золотой, золотой сечение золотой, применяться золотой сечение, сооружение построить образец, архитектура применяться золотой сечение, определяться золотой сечение большинство, золотой сечение большинство культовый, сечение большинство культовый сооружение, большинство культовый сооружение построить, силуэт определяться золотой сечение, культовый сооружение построить образец, сечение живой квадрат силуэт, живой квадрат силуэт определяться, квадрат силуэт определяться золотой,