СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


«Золотое сечение» в архитектуре


«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В АРХИТЕКТУРЕ

Я всегда с интересом наблюдаю за архитектурой различных мест. Возникает вопрос: почему древние архитекторы использовали в своей работе столько геометрических фигур? Это говорит о том, что геометрия и архитектура взаимосвязаны.

Я понимаю, что для того чтобы правильно, грамотно и красиво строить дома, необходимо соблюдать все правила строительства, которыми пользовались великие архитекторы древности.

Архитектурные сооружения возводились для удобства жизни и деятельности человека. Они должны были служить его пользе: беречь его от холода и жары, дождей и палящего солнца. Возводимые сооружения должны быть прочными, безопасными и долго служить людям. Но человеку свойственно еще и стремление к красоте, поэтому все, что он делает, он старается сделать красивым.

Архитектурные объекты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Наше настроение, мироощущение зависит от того, какие здания нас окружают.

Но человек стремится воплотить в формах архитектуры еще и свое стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры.

Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника. «Прочность, польза, красота» — такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная два тысячелетия тому назад древнеримским теоретиком зодчества Витрувием (I в. до н. э.) [2]. Главная ценность архитектурных сооружений в их красоте. Сооружение может быть прочным и удобным, но если оно не привлекает глаз, не вызывает у нас эстетического чувства, то оно воспринимается нами как обычное строение, но не как памятник архитектуры. Другими словами, без искусства архитектуры нет.

Как выяснилось, в архитектуре применяется «золотое сечение».

«Золотое сечение» (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине [2].

Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью

Под «правилом золотого сечения» в архитектуре и искусстве обычно понимаются композиции, содержащие пропорции, близкие к золотому сечению.

Принцип «золотого сечения» был выявлен в древности, по этому принципу сотни лет назад были построены строения, которые сохранились до наших дней и восхищают наших современников. Этот принцип применялся в разных странах: все мировые архитектурные школы использовали концепцию «золотого сечения», так как она гармонична, надежна и красива [1]. Этот принцип не должен быть утрачен при проектировании современных зданий для того, чтобы донести до последующих поколений всю суть божественной пропорции.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзе- са, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления [1]. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Рассмотрим шедевр античного зодчества - Парфенон [2]. Он был и остается совершеннейшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным сводом законов античного зодчества. В пропорциях Парфенона имеется «золотое сечение». В частности, в золотой пропорции соотносятся главные вертикальные размеры портика: высота поддерживающих частей (основание и колонны) и высота поддерживаемых частей (антаблемент и фронтон).

Главные вертикали Парфенона находятся в соотношении малой секты (8/5). 8/5 - отношение двух членов яда Фибоначчи и является одним из рациональных приближений коэффициента «золотого сечения» р (8/5 = 1,600; р~ 1,618).

Еще один архитектурный шедевр - дом Пашкова в Москве - является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры В. Баженова.

Прекрасное творение В. Баженова прочно вошло в ансамбль центра современной Москвы, обогатило его. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 г.

Множество архитектурных шедевров русского зодчества построено по пропорции «золотого сечения». Ярким примером древнерусского зодчества XII века является храм Покрова Богородицы, стоящий на берегу владимирской речки Нерль.

В России так же очень распространен принцип золотого сечения в архитектуре. Например, Храм Василия Блаженного в Москве подчиняется концепции «золотого сечения». Храм этот особенный, он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий, ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм.

Исследуя храм, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд «золотого сечения».

В городе Ярославле так же есть архитектурные строения, подчиняющиеся принципу «золотого сечения». Например, колокольня церкви Рождества Христова.

В золотой пропорции выполняется принцип «все во всем» и одновременно части «сходятся» в целое.

Храмы Покрова и Вознесения в г. Волгограде построены на пропорциях функции «золотого сечения» - «живых квадратах» и силуэт их определяется рядом золотого сечения. А так как большинство культовых сооружений построены по образцу и подобию древнерусских храмов, то их строения гармонично согласуются между собой и подчиняются математически строгим законам пропорциональности.

Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал «золотое сечение».

Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например, «золотое сечение» можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н.И. Пирогова.

В моем городе Самара сохранилось множество памятников архитектуры, где применяется «золотое сечение».

Самара - удивительный город, объединяющий в своем облике самые разнообразные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность нашего города определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра современной России. Исторический путь города запечатлен, прежде всего, в его архитектуре.

Самыми старыми храмами Самары были Спасопреображенская церковь (XVII в.) в конце Преображенской улицы, собор во имя Казанской Божьей матери (XVIII в.) в районе Хлебной площади, нынешний кафедральный храм во имя Покрова Богородицы (1861 г.), а также построенная почти одновременно с ним церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на улице Соловьиной [3].

Украшением Самары по праву является каменный терем Драматического театра, построенный по проекту московского зодчего М. Н. Чичагова в 1888 году в конце Дворянской улицы. В 1967 году была произведена реконструкция здания и в наши дни архитектуру 1888 года представляет только фасадная часть.

В 1864-1868 гг. была построена церковь при Николаевском сиротском доме, Вознесенский собор и колокольня на улице Вознесенской, многокупольная Казанская единоверческая церковь.

При рассмотрении применения «золотого сечения» в архитектуре можно сделать следующий вывод: правило Золотой пропорции превратилось в академический канон в архитектуре и искусстве. Закон «золотого сечения» часто проявляется в архитектуре. Архитектурные пропорции - это математика зодчего. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонкого сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. По сравнению с композитором или скульптором архитектор находится в более сложном положении, ибо на пути к гармонии он должен заботиться не только о «красоте», но также и о «пользе» и «прочности».

Библиографический список

Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 236 с.

Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение. - М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.

Архитектура и памятники Самары: URL lib.ssau.ru/ samara-architecture. УДК 338.43


Ершов Сергей Александрович, учащийся Научный руководитель: Маеренкова Вера Васильевна, учитель математики Россия, Кинель , Самарская область ГБОУ СОШ№ 5 «Образовательный центр «Лидер» (ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о . Кинель )





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ