РОЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. АРХАНГЕЛЬСКА)
Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности городов, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Для успешного развития муниципального образования субъектам управления необходимо точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы решаются в процессе планирования. В противном случае развитие муниципального образования становится хаотичным, а управление превращается в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов.
Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к внедрению системы стратегического планирования, которое широко используется в демократических странах как инструмент местного развития.
Под стратегическим планированием социально-экономического развития территории понимается «интерактивный социальный процесс, предусматривающий формирование позиции и построения «сюжетов», помогающих мобилизовать и координировать деятельность многих сторон в процессе совместного использования властных полномочий... по управлению городскими территориями» [4].
Второй важнейшей подсистемой определения приоритетов развития территории муниципального образования в долгосрочной пер М.А. Перекопская, 2017 спективе является территориальное (градостроительное) планирование.
Традиционным объектом планирования при градостроительном проектировании является пространство территории, её качественные и количественные характеристики: архитектурно-планировочная организация, пространственные характеристики производственных территорий, жилищная сфера, сфера обслуживания населения, инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура, экологическая обстановка.
Процессы стратегического и градостроительного планирования тесно связаны. Основная цель стратегического планирования социально-экономического развития территории не может быть достигнута без обеспечения соответствующего развития территориальнопространственного каркаса, т. е. фактора «земля». В то же время управление градостроительным развитием территории, ориентированное на повышение инвестиционной привлекательности, невозможно без своевременного стратегического планирования социальноэкономического развития территории, определяющего условия ее развития, потребности в трудовых и финансовых ресурсах соответствующих объему и виду.
В условиях интенсификации процессов ассиметричного социально-экономического развития отдельных территорий, нарастания экономических и социальных диспропорций формирование оптимального механизма выявления инвестиционного потенциала муниципального образования на местном уровне посредством разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования и соответствующей схемы территориального планирования является первостепенной задачей органов местного самоуправления.
Возможные стратегические направления развития муниципального образования определяются наборами функций и формами их реализации на его территории, а также относительной значимостью этих функций для города: их долей в занятости населения и территории города, вкладом в экономику и социальную сферу.
Выработанные на высоком профессиональном уровне в документах стратегического и территориального планирования сценарии социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования могут заинтересовать не только частных инвесторов, но и вышестоящие уровни государственной власти. В рамках разработки документов стратегического и территориального планирования субъектов Российской Федерации рассматриваются все выработанные территориальными единицами в составе административного образования сценарии социально-экономического развития.
Подобную ситуацию одобрения субъектами публичной власти отдельных перспектив, направлений развития конкретных территориальных образований и последовательное их закрепление в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации рассмотрим на примере Архангельска.
Один из сценариев социально-экономического развития Архангельска на период до 2020 года предполагает, что градостроительное развитие Архангельска связано с освоением Арктики. Сценарий «Центр ресурсного освоения шельфа» стратегии социальноэкономического развития предполагает активное включение города Архангельска в работы по освоению Арктики и развитие на территории города образовательной и научно-исследовательской составляющих, ориентированных на обслуживание компаний, занимающихся добычей природных ресурсов на арктическом шельфе [3].
Главным эффектом реализации данного направления должны стать увеличение удельного веса в региональном продукте товаров и услуг, производимых в высокотехнологичной сфере; капитализация российских научно-технических разработок; участие в международной научной и технологической кооперации в качестве разработчика идей и технологий. Для более эффективной подготовки кадров предусмотрено создание «Северного (Арктического) федерального университета» [2].
Вышеуказанные сценарии учтены в разработанной схеме территориального планирования Архангельской области. Кроме того, реализация сценария по формированию образовательной и научноисследовательской базы одобрена на федеральном уровне. Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2010 № 502-р принято решение о создании государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» [1].
В целом, реализация рассмотренных направлений социальноэкономического и градостроительного развития позволит усилить роль экономики города на Европейском Севере России и Барен ц- регионе, создать в городе технопарк с морской, транспортнологистической и инженерной тематикой разработок, а также образовательные и культурные кластеры, и сформировать местную аутентичность, основанную на исторических и культурных традициях Русского Севера.
Библиографический список
Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2010 № 502-р «О создании государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 15. - ст. 1813.
Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск» [Электронный ресурс] : URL www.arhcity.ru.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 года [Электронный ресурс] : URL www.arhcity.ru.
Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов [Электронный ресурс] : URL glava.perm.ru. УДК 35.07
Перекопская Марина Алексеевна, магистрант Россия, Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ)
социально экономический развитие, развитие муниципальный образование, сценарий социально экономический, планирование социально экономический, стратегический территориальный планирование, схема территориальный планирование, экономический развитие муниципальный, муниципальный образование город, образование город архангельск, создание государственный автономный, социально экономический развитие муниципальный, планирование социально экономический развитие, экономический развитие муниципальный образование, сценарий социально экономический развитие, создание государственный автономный образовательный, планирование субъект российский федерация, территориальный планирование субъект российский, северный арктический федеральный университет, государственный автономный образовательный учреждение, автономный образовательный учреждение высокий,