СТАТЬИ АРБИР
 

  2021

  Март
  Апрель   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Роль градостроительной документации в повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований (на примере г.


РОЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. АРХАНГЕЛЬСКА)

Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности городов, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Для успешного развития муниципального образования субъектам управления необходимо точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы решаются в процессе планирования. В противном случае развитие муниципального образования становится хаотичным, а управление превращается в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов.

Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к внедрению системы стратегического планирования, которое широко используется в демократических странах как инструмент местного развития.

Под стратегическим планированием социально-экономического развития территории понимается «интерактивный социальный процесс, предусматривающий формирование позиции и построения «сюжетов», помогающих мобилизовать и координировать деятельность многих сторон в процессе совместного использования властных полномочий... по управлению городскими территориями» [4].

Второй важнейшей подсистемой определения приоритетов развития территории муниципального образования в долгосрочной пер М.А. Перекопская, 2017 спективе является территориальное (градостроительное) планирование.

Традиционным объектом планирования при градостроительном проектировании является пространство территории, её качественные и количественные характеристики: архитектурно-планировочная организация, пространственные характеристики производственных территорий, жилищная сфера, сфера обслуживания населения, инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура, экологическая обстановка.

Процессы стратегического и градостроительного планирования тесно связаны. Основная цель стратегического планирования социально-экономического развития территории не может быть достигнута без обеспечения соответствующего развития территориальнопространственного каркаса, т. е. фактора «земля». В то же время управление градостроительным развитием территории, ориентированное на повышение инвестиционной привлекательности, невозможно без своевременного стратегического планирования социальноэкономического развития территории, определяющего условия ее развития, потребности в трудовых и финансовых ресурсах соответствующих объему и виду.

В условиях интенсификации процессов ассиметричного социально-экономического развития отдельных территорий, нарастания экономических и социальных диспропорций формирование оптимального механизма выявления инвестиционного потенциала муниципального образования на местном уровне посредством разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования и соответствующей схемы территориального планирования является первостепенной задачей органов местного самоуправления.

Возможные стратегические направления развития муниципального образования определяются наборами функций и формами их реализации на его территории, а также относительной значимостью этих функций для города: их долей в занятости населения и территории города, вкладом в экономику и социальную сферу.

Выработанные на высоком профессиональном уровне в документах стратегического и территориального планирования сценарии социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования могут заинтересовать не только частных инвесторов, но и вышестоящие уровни государственной власти. В рамках разработки документов стратегического и территориального планирования субъектов Российской Федерации рассматриваются все выработанные территориальными единицами в составе административного образования сценарии социально-экономического развития.

Подобную ситуацию одобрения субъектами публичной власти отдельных перспектив, направлений развития конкретных территориальных образований и последовательное их закрепление в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации рассмотрим на примере Архангельска.

Один из сценариев социально-экономического развития Архангельска на период до 2020 года предполагает, что градостроительное развитие Архангельска связано с освоением Арктики. Сценарий «Центр ресурсного освоения шельфа» стратегии социальноэкономического развития предполагает активное включение города Архангельска в работы по освоению Арктики и развитие на территории города образовательной и научно-исследовательской составляющих, ориентированных на обслуживание компаний, занимающихся добычей природных ресурсов на арктическом шельфе [3].

Главным эффектом реализации данного направления должны стать увеличение удельного веса в региональном продукте товаров и услуг, производимых в высокотехнологичной сфере; капитализация российских научно-технических разработок; участие в международной научной и технологической кооперации в качестве разработчика идей и технологий. Для более эффективной подготовки кадров предусмотрено создание «Северного (Арктического) федерального университета» [2].

Вышеуказанные сценарии учтены в разработанной схеме территориального планирования Архангельской области. Кроме того, реализация сценария по формированию образовательной и научноисследовательской базы одобрена на федеральном уровне. Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2010 № 502-р принято решение о создании государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» [1].

В целом, реализация рассмотренных направлений социальноэкономического и градостроительного развития позволит усилить роль экономики города на Европейском Севере России и Барен ц- регионе, создать в городе технопарк с морской, транспортнологистической и инженерной тематикой разработок, а также образовательные и культурные кластеры, и сформировать местную аутентичность, основанную на исторических и культурных традициях Русского Севера.

Библиографический список

Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2010 № 502-р «О создании государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 15. - ст. 1813.

Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск» [Электронный ресурс] : URL www.arhcity.ru.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 года [Электронный ресурс] : URL www.arhcity.ru.

Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов [Электронный ресурс] : URL glava.perm.ru. УДК 35.07


Перекопская Марина Алексеевна, магистрант Россия, Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ)





Услуги и решения
МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ