ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ
В последние годы, начиная с 2012 г., в России отмечается увеличение социальной напряженности населения относительно повышения кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате проведения государственной кадастровой оценки (далее - ГКО). Главным аргументом этого суждения является факт увеличения с каждым годом количества внесудебных и судебных споров по вопросам оспаривания результатов ГКО. На рис. 1 представлены обобщенные данные о количестве заявлений, поданных за 2015 и 2016 годы для целей оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) и судах на территории всей Российской Федерации [1].
■ 2015 2016
Штвшог ' lifcii?0' ■—
Физические лица Юридические Органы Органы местного Физические и
лица государственной самоуправления юридические
власти лица (совместно)
Рис. 1. Сравнительная информация о количестве заявлений, поданных для целей оспаривания кадастровой стоимости в России
О.С. Никулина, 2017 Таким образом, результаты кадастровой оценки затрагивают интересы не только физических и юридических лиц, но и государства в целом.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, постановки на кадастровый учет уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Она применятся для определения арендной платы, расчета выкупной цены земельного участка из государственной, муниципальной собственности, и для целей налогообложения объектов недвижимости. Необходимо обратить внимание на то, что с 2015 года в некоторых 28 «пилотных» регионах» (Москва и Московская, Ивановская, Владимирская, Сахалинская, Самарская область, Республика Башкортостан и др.) кадастровая стоимость заменит инвентаризационную стоимость и будет являться налоговой базой и для объектов капитального строительства, а с 2016 года станет основой на всей территории страны. В настоящее время это единственный показатель, пытающийся быть максимально приближенным к уровню рыночных цен и рассчитанным на всей территории Российской Федерации.
Базовым элементом среди всех объектов недвижимости принято считать землю. Именно поэтому, в политическом, социальном, экономическом и экологическом развитии общества земельным ресурсам и земельно-имущественным отношениям всегда принадлежала ведущая роль [2]. Земля - это не просто природный ресурс, но и невосполнимое достояние, которое необходимо сохранять и приумножать, как важную составляющую жизни, для благосостояния и развития государства и её граждан. Она представляет собой особую ценность для общества, поскольку является местом проживания людей, основным и естественным фактором в сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве благ.
Отклонение значений кадастровой стоимости от рыночной происходит из-за применения методологии массовой оценки, что является главной особенностью ГКО [3]. Содержание вышеупомянутого мето да заключается в оценке массивов объектов на определенную дату (дату составления перечней) с применением стандартных методик и построением статистических моделей. Оценщиком производится подготовительный сбор информации необходимой для проведения оценки (рис. 2).
Полученные сведения проверяются и анализируются с целью учета всей требуемой законодательством информации, содержащейся в базе данных единого государственного реестра недвижимости. Оценщики, проводящие ГКО, работают только с переданной им информацией, у них нет возможности выезжать на местность и учитывать уникальные характеристики конкретного земельного участка, в отличие от оценки объекта индивидуальным методом, что и приводит к завышению кадастровой стоимости.
Для примера рассмотрим земельный участок, расположенный в Курской области, с кадастровым номером: 46:29:103ХХХ:ХХХ, относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для торговой деятельности с кадастровой стоимостью - 2 928 842,80 рублей, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 № 15-па. Дата государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Курской области - 01.01.2011. При определении цены индивидуальным методом на дату оценки его рыночной стоимости составила 811 200 руб. Таким образом, отличие составляет порядка на 72 % (рис. 3).
По общим подсчетам за 2016 год на территории Российской Федерации кадастровая стоимость снизилась на 8,7 % в результате рассмотрения заявлений Комиссией, и на 45,63 % в результате судебных слушаний.
Показатель
Объект оценки
Объектаналог 1
Объектаналог 2
Объектаналог 2
Объект-аналог
4
Местоположение
Курская о6л., г. Курск, в районе Сеймского рынка
г. Курск, ул. Комарова
г. Курск ул. Ольшанского
г. Курск, Сеймский округ
г. Курск, ул. Харьковская
Цена сделки: руб.
-
650 000
1 390 000
450 000
2 100 000
Площадь, кв.м.
520
360
800
250
1 150
Цена за 1 кв.м., руб.
-
1 805
1 738
1 800
1 826
Скидка на торг: %
-
13,0
13,0
13,0
13,0
Цена с учетом торга, руб.
-
1 570
1 512
1 566
1 589
Корректировка, %
-
0,0
0,0
0,0
0,0
Средняя
стоимость за кв.м.
1 560
Стоимость объекта оценки, руб.
811200
Рис. 3. Расчет рыночной стоимости на дату проведения кадастровой оценки индивидуальным методом
Следовательно, во-первых, необходимо увеличить информационное наполнение сведений об объектах недвижимости на государственном уровне, что позволит учитывать при проведении ГКО уни- кальные/индивидуальные характеристики каждого объекта оценки. Вместе с тем, кадастровая оценка должна обязательно включать экспертизу отчетов в субъекте, пороводящем оценку.
Во-вторых, актуальность кадастровой оценки существенно отстает от реальности. ГКО проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена предыдущая оценка. Очевидно, субъект федерации должен иметь право за свои средства актуализировать кадастровую оценку в сроки и в объемах, соответствующих его потребностям. Программное обеспечение кадастровых работ позволяет исполнителю кадастровой оценки при относительно небольших дополнительных затратах актуализировать результаты кадастровой оценки ежегодно. В настоящее время законодательно это запрещено [5].
Библиографический список:
Официальный сайт Росреестра: [Электронный ресурс]: URL rosreestr.ru/site/.
Абеляшева, Т.М. Оценка состояния и мониторинг городских земель (на примере города Курска): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. геог. наук (25.00.26) / Абеляшева Татьяна Михайловна; Воронежский государственный педагогический университет. - Воронеж, 2005, - 19 с.
Якупова,Н.М., Галимова, Л.И. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков / Н.М. Якупова, Л.И. Галимова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 7-2. - С. 417-422.
Власов, А. ДПроблемы оценки кадастровой стоимости земель поселений. Электронная анкета / А.Д. Власов // Земельный вестник России. - 2012. - № 1. - С.33-39. УДК 711.4-163
Никулина Оксана Сергеевна, магистрант Россия, Курск, Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ)
государственный кадастровый оценка, территория российский федерация, подать цель оспаривание, цель оспаривание кадастровый, количество заявление подать, оценка кадастровый стоимость, оспаривание кадастровый стоимость, проведение государственный кадастровый, споровый результат определение, результат кадастровый оценка, результат определение кадастровый стоимость, результат проведение государственный кадастровый, проведение государственный кадастровый оценка, количество заявление подать цель, рассмотрение споровый результат определение, споровый результат определение кадастровый, цель оспаривание кадастровый стоимость, подать цель оспаривание кадастровый, заявление подать цель оспаривание, государственный кадастровый оценка земеля,