СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Технология тьюторского сопровождения как механизм


ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

На сегодняшний день актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.

В образовательном учреждении необходимо организовать работу по повышению профессиональной компетентности и превратить ее в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности, и стать главным средством управления качеством образования в дошкольном учреждении. Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.

Такие ученых как П.И. Третьяков, Э.В. Литвиненко, И.В. Гудков, Н.С. Митин и др. исследовали факторы, влияющие на качество образования. Одни авторы в своей трактовке ориентируются на потребности личности и общества, другие на сформированный уровень знаний, умений и навыков воспитанников, третьи - на совокупность свойств и результатов, четвертые - на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества.

Для обеспечения в дошкольном учреждении качественного образования, требуется четко определить такие понятия как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

П.И. Третьяков определял профессиональное становление педагога - профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда.

Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально - педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре.

Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально - педагогические умения.

Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

Одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова) - исследование профессиональной компетентности педагога.

Они выделили технологическую составляющую в структуре профессиональной компетентности педагога.

В ее содержание входят:

знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;

владение компьютерными технологиями;

умение творчески применять эти знания;

умение проектировать образовательный процесс;

умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.

Важными факторами развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н.

Никифоровой, являются:

приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков;

субъективный смысл желаемых результатов.

Выбор образовательным учреждением дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяет совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

Многие педагоги одним из факторов, стимулирующих их успешную профессиональную деятельность считают индивидуальное сопровождение. В таком случае рядом с педагогом должен быть тьютор - профессионал, способный помочь ему сориентироваться, организующий индивидуальное методическое сопровождение.

Тьютор - это, прежде всего, позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ обучающихся, самоорганизацию внутренних состояний и осмысленность профессиональной деятельности [2, с. 202].

Технология тьюторского сопровождения выступает в качестве механизма профессионального развития педагогов и предполагает организацию целенаправленного взаимодействия тьютора и педагогов на основе последовательной смены видов деятельности и построение индивидуальных образовательных маршрутов для получения эффекта профессионального развития педагога [4, с. 20].

Конкретное содержание и характер деятельности тьютора определяет личность, индивидуальность педагога, с которым он работает.

Тьютор призван одновременно решать ряд задач:

побуждать педагогов занять отведенное им в образовательном пространстве место, т.е. ввести каждого педагога в позицию субъекта, самообучающегося, решающего собственные проблемы;

понимать ожидания, потребности, исходный уровень развития педагогов, помогать им в проектировании собственной траектории профессионального развития;

обучать способам эффективной образовательной деятельности;

создавать условия для интеграции в образовательном процессе трех сред: образовательной, социальной, профессиональной;

- создавать условия для сотрудничества двух субъектов взаимодействия - педагога и тьютора - путем согласования позиций, зон свободы и ответственности, ожиданий и ограничений, целей и способов работы.

В качестве основных видов деятельности тьютора по сопровождению педагогов можно выделить следующие: образовательная деятельность; методическая деятельность; административная деятельность; маркетинговая деятельность; информационная деятельность.

Технология тьюторского сопровождения позволяет активно включать педагогов в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в решении задач образования. Тьютор, осуществляя сопровождение процесса повышения педагогической компетентности педагога, обеспечивает индивидуализацию образования, предполагающую создание условий для профессионального развития каждого педагога по индивидуальной траектории с учетом его образовательных потребностей, выбор актуальных для него содержания и форм собственного образования.

Деятельность тьютора направлена на создание условий для выхода каждого субъекта в процесс образования как в процесс управления своей собственной траекторией профессионального развития. Тьютор помогает педагогу осознать свои профессиональные дефициты, возможности и перспективы, сделать осознанным выбор форм повышения квалификации, осуществить работу по формированию индивидуальной образовательной программы профессионального развития. Основными характеристиками тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации являются субъектная активность, как педагога, так и тьютора, выступающих равноправными участниками образовательного процесса, цельность и направленность данного взаимодействия, ориентация на индивидуальность и самобытность педагога, выработка в ходе взаимодействия индивидуальных норм взаимодействия, осознанных как необходимые для решения поставленных целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что освоение технологии тьюторского сопровождения, ее эффективное использование в дошкольном образовательном учреждении может стать решением одной из задач профессионального совершенствования педагогов, их творческого развития и повышения их профессиональной компетентности.

Список использованной литературы:

Абашева Д.В. Систематизирующая роль тьютора в разработке модели проекта «Переподготовка учителей - гуманитариев» / Гуманизация образования в межпредметном взаимодействии. - Чебоксары, 1998. - С. 113 - 116.

Бенгардт А.А., Ветхова М.Ю., Дмитриева Е.Ю. Индивидуализация образовательного процесса подготовки будущего учителя // Педагогический журнал. 2016. N° 4. С. 199 - 210.

Гуслякова Н.И., Симонова М.Ж. Проблема индивидуализации обучения: актуальный контекст исследования. Наука и школа, 2014. С. 148 - 161.

Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования. Часть 1. Учебно - методическое пособие / Авторы - составители С.В. Кривых, Н.Н. Кузина. - СПб.: ИПК СПО, 2014. - 92 с.


Н.В. Щукина магистрант естественно - технологического факультета Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет Г. Челябинск, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ