СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках математики


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В настоящее время в связи с введением ФГОС НОО все более актуальным в образовательном процессе начальной школы становится разработка и использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В материалах ФГОС НОО одним из ценностных ориентиров называется развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации [1].

Сегодня самостоятельная работа широко применяется как в основной, так и в начальной школе, помогая развивать познавательные способности и познавательную самостоятельность учащихся.

Наиболее полным следует признать определение самостоятельной работы, данное Б.П. Есиповым: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [2].

На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы две диагностические методики: «Диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников» Н.В. Калининой и «Диагностика сформированности умений самостоятельной работы» Е.М. Борисова.

Результаты исследования показали, что большинство учащихся контрольного и экспериментального классов не проявляли интерес к самостоятельной работе, выполняли самостоятельно без помощи учителя только задания репродуктивного характера, не могли организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы. Лишь немногие ученики проявляли устойчивый учебно - познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, особенно если требовалось выполнить нестандартное упражнение, самостоятельно выполняли самостоятельную работу без помощи учителя, могли организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

Итак, результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся как экспериментального, так и контрольного классов наблюдаются низкие показатели сформированности учебной самостоятельности.

На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы на уроках математики в экспериментальном 2 «А» классе разноуровневые задания для

самостоятельных работ, направленные на повышение уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

Данная работа носит воспроизводящий и реконструктивно - вариативный и частично - поисковый характер. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) - это многочисленные упражнения с полностью заданными условиями. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией. Работы реконструктивно - вариативного характера требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, с опорой на ранее приобретённые знания и умения. Здесь необходимо не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самим знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности [3].

Приведем примеры.

Тема: Умножение суммы на число.

Воспроизводящий уровень.

Выполни действия.

287 56-8

145 93-6

Реконструктивно - вариативный уровень.

Расположи ответы примеров в порядке возрастания

793 64-9 32-8

867 29-6 53-2

Частично - поисковый уровень.

Построй фигуру, соединив последовательно ответы примеров:

80-2:40 72-10:8 300:50-3

20:4-10 909:10 640:8:20 20-50:1000 490:70-9

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся проходило поэтапно. На первом этапе младшие школьники учились выполнять учебные задания на основе образца. Вторая стадия отражала формирование среднего уровня учебной самостоятельности (операционные действия). На этом этапе младшие школьники учились встраивать способ действия (анализ, синтез, классификация и т. д.) в учебную деятельность, применить его в дальнейшем на новом материале. На высоком уровне учебной самостоятельности задания позволяли научить учеников действовать, не задумываясь о способе действия.

Задания были составлены таким образом, что их можно было предложить отдельному ученику, группе учащихся или всему классу. Это позволило определить качество усвоения материала на обязательном и более высоком уровне. Выполнение заданий давало возможность школьникам отработать полученные навыки, а также побуждало их к осуществлению различных мыслительных операций: сравнению, обобщению, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации [4].

Результаты контрольного этапа эксперимента, показали, что в экспериментальном классе значительно повысилось число учащихся с высоким и средним уровнем сформированности учебной самостоятельности и понизилось количество учащихся с низким уровнем.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента была отмечена положительная динамика уровней сформированности учебной самостоятельности у учащихся экспериментального класса, что служит доказательством эффективности разработанных и реализованных разноуровневых заданий для самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе.

Список использованной литературы:

Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010.

Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М. -2005.

Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В.И. Боричевская. // Начальная школа. - 1992. - №1.

Туйбаева Л.И., Попова Л.А. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Л.И. Туйбаева // Сборник статей Международной научно - практической конференции «Современное состояние психологии и педагогики». (Уфа, 08.05.2015 г.). - Уфа: Аэтерна, 2015.

Л.И. Туйбаева, К.В. Степкина, 2017

УДК 510


Л.И Туйбаева к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация К.В. Степкина студентка Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ