СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности механизмов развития вокально - хоровых навыков у школьников


ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрим особенности механизмов развития вокально - хоровых навыков у школьников на уроках музыки.

Как отмечает Лебедева Н.В., первая особенность заключается в специфике возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности.

Если певческое воспитание учащихся с 1 - го класса идёт правильно, то к 10 - 12 годам голос детей начинает звучать особенно хорошо. Говоря о мутационном периоде (13 - 15

лет), следует отметить, что, если мутация проходит спокойно, то пение может и не прекращаться.

Второй особенностью, как отмечает Е.И. Алмазов, является формирование у учащихся певческого дыхания, а точнее, правильной естественной певческой установки: прямое, без напряжения, положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободно опущенные руки. Учитель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися правил певческой установки. Формирование певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу вокального произведения. Брать дыхание рекомендуется через нос или через рот и нос одновременно. Вырабатывать навыки дыхания помогают такие сравнения: «вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистого цветка». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходимо короткая задержка дыхания, а затем очень экономный, постепенный выдох. [1, с. 122 - 129]

Третья особенность - развитие певческого звукообразования (атаки звука). В практике употребляется три вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная.

При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

При мягкой атаке - смыкание происходит одновременно с возникновением звука, обуславливая его спокойное и плавное начало.

При придыхательной атаке - связки включаются в работу постепенно, их окончательная установка как бы запаздывает и происходит уже после начала выдоха. Практика показывается, что при зажатом голосе рекомендуется придыхательная атака, а при вялом голосовом аппарате пользу принесет твердая атака. Но наиболее употребительной является мягкая атака звука.

С.В. Зрнич отмечает, что четвертая особенность рассматривает развитие вокальной дикции, которая требует повышенной активности артикулярного аппарата. [8, с.12 - 15]

Например, работая над кантиленой, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности. Подбираем небольшую попевку с простым ритмом, плавной мелодией, в умеренном темпе и средней тесситуре. Или, работая над интонацией - поём закрытым ртом или на слоге, чтобы дети могли максимально сосредоточиться на уравновешенности и чистоте звучания.

Выделим главные условия развития вокально - хоровых навыков у школьников:

Воспитание однозначного отношения учащихся к тем задачам, которые ставятся на уроке.

Постепенное и последовательное усложнение учебных задач. Всё новое должно быть связано с предыдущим.

Эмоциональность учителя, что содействует активности детей, поддержанию их интереса. Учитель должен возбудить у детей желание овладеть искусством пения.

Многообразие задач урока: не следует слишком долго задерживать внимание детей на каком - то одном задании, это их утомляет и отвлекает от других задач. Например, известно, что пение legato считается основой вокала. Однако , если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, т. е. non legato, это приведёт к образованию массового звучания, лишенного выразительности и гибкости. Очень полезно петь гаммы, трезвучия, чтобы не только настроиться на тональность произведения, но и уравнять ноты звукоряда. Основоположником русской вокальной школы является М. И. Глинка, который, говоря о необходимости «уравнять все ноты», писал: «Эти гаммы уравнивают голос так, что при пении мелодии ни одна нота не вскрикнет, а все будут равны...».

Исходя из вышеизложенного, планируется развитие вокально - хоровых навыков у учащихся в следующей последовательности.

Таблица 1

Поэтапное развитие вокально - хоровых навыков у школьников на уроках музыки

Этап
Класс (возраст)
На чем делается акцент
1 этап
1 (6 - 7 лет)
Правильная посадка, сразу округленное
звукообразование, дыхание, дикция, выразительность.
2 этап
2 - 3 (8 - 9 лет)
Звукообразование, интонация, дикция, расширение диапазона.
3 этап
4 - 6 (10 - 12 лет)
Расширение диапазона, выразительность в передаче
художественного образа произведения. Учитывать что это старший домутационный возраст. Голосовой аппарат хрупок и чрезмерное напряжение может привести к хрипоте.
4 этап
7 - 8 (13 - 14 лет)
Мутационный период. Голос теряет яркость, тускнеет, немного сипит. Многие дети, певшие свободно, на
всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или
поют с напряжением, крикливо. В период мутации у мальчиков резко растут голосовые связки, голос
понижается до малой октавы. Если мутация у
мальчиков проходит спокойно, то пение может и не прекращаться.

Таким образом, хоровое пение, как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества.

Список используемой литературы:

Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи // Развитие детского голоса. - М., 1963. - С. 122 - 129.

Арябкина И.В. Культурно - эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 61 - 64.

Арябкина И.В. Социокультурные аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом вузе // Поволжский педагогический поиск. 2014. №3(9). С. 44 - 46.

Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. - 244 с.

Закиева Л. В. Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 6. - С. 19 - 23.

Зрнич С.В. Литературно - музыкальная композиция «Тропа в Константиново» // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2. - С. 12 - 15.

Лебедева Н.В. Развитие вокально - хоровых навыков у школьников на уроках музыки // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 60 - 63.

Мекаева Е. А. В чём сила музыки? // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - № 4.

Н.М. Суркова, 2017

УДК 37


Суркова НМ, учитель начальных классов МОУ «Вязовская ОШ» Радищевского района Ульяновской области surkova.natalya.1983[AT]mail.ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ