СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Эмоциональный интеллект и проблема его развития в дошкольном возрасте


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОБЛЕМА ЕГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Проблема развития эмоционального интеллекта сегодня широко обсуждается в научных кругах. Данное направление выделилось в качестве составляющей эмоционального развития человека, начиная с дошкольного возраста. Развитие эмоционального интеллекта связано, как доказывают исследования, с областями философии, социологии, педагогики и многоаспектно. Ретроспективный анализ показывает, что вне зависимости от времени существовала категория людей, которые, не обладая высоким коэффициентом интеллектуального развития, достигали серьезных результатов в обучении, карьере и личной жизни, заряжали позитивным настроением. В обществе таких людей интересно, они притягивают к общению, совместным действиям. Такие люди обладают имеют большое количество друзей и хороших знакомых. Раньше их называли « хваткими», «пробивными», сейчас их относят к группе людей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.

Существуют разные позиции, относительно того, что понимать под эмоциональным интеллектом. Обобщая научные данные можно сказать, что эмоциональный интеллект выражается в способности понимать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих, а также анализировать по поводу того, какие действия необходимо предпринять в той или иной ситуации, предвосхищать последствия проявления личностной активности. Важной составляющей проявления эмоционального интеллекта выступает управление эмоциями для гармонизации своих отношений с другими людьми и достижения намеченных целей.

Одной из основополагающих моделей, при определении данного понятия является модель эмоционального интеллекта, представленная в работах Д. Майера и П. Саловея. Данная модель включает четыре составляющие: 1 - точность оценки и выражения эмоций; 2 - использование эмоций в мыслительной деятельности; 3 - понимание эмоций; 4 - управление эмоциями и эмоциональными состояниями. Авторы определяют эмоциональный интеллект как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [6].

В современном мире в системе дошкольного образования уделяется приоритетное внимание специфике развития детского интеллекта, который в тесном единстве с эмоциональной сферой может обеспечить успешность любой деятельности. Основы формирования эмоционального интеллекта проявляются в отношениях между людьми и связаны с сочувствием, состраданием, сопереживанием, умением понять другого человека и т.п.

Развитие эмоционального интеллекта должно осуществляться с дошкольного возраста. Дошкольник живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов действий, поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом деятельности. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, что позволяет детям выстраивать свою картину мира, расширять средства внешнего оформления эмоций.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов, на новый уровень выходит межличностное общение. Некоторые авторы называют его общесензитивным в плане высокого онтогенетического потенциала развития [2]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через построение отношений со сверстниками в игре и продуктивной деятельности. Односторонность внимания педагогов, психологов, методистов, исследователей к развитию когнитивных процессов ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. Напротив, можно утверждать, что целенаправленное развитие эмоциональной сферы способствует развитию как личности в целом, так и ее способности к познаванию, активному проявлению в деятельности [5].

Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем [1, 3, 4].

Эмоциональная жизнь ребенка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. В своих трудах Л.С. Выготский отметил, что к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Дошкольник учится управлять своими эмоциями. Это возможно лишь в том случае, когда к концу дошкольного периода он обладает достаточным эмоциональным опытом. Умение управлять своими эмоциями - главное достижение старшего дошкольного возраста, так как эмоциональная жизнь является центральной психической функцией дошкольника, и к концу дошкольного периода она становится произвольной. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят к деструктивному поведению, социальной дезадаптации. Согласно последним исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80 процентов [3].

Эмоциональный интеллект способствует определению характера эмоционального состояния и выбору способов эмоционального контакта ребенка. Развитие эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте может рассматриваться как важная научно - практическая задача, решение которой связано с формированием потенциального ресурса социальной успешности, культуроосвоением, подготовкой к обучению в школе и др.

Таким образом, учитывая современные социокультурные процессы, происходящие в обществе, требования, представленные в ФГОС к дошкольному образованию, можно отметить, что в содержание педагогической деятельности должно быть включено такое направление как развитие эмоционального интеллекта у детей. Успешность реализации данного направления позволит значительно повысить качество образования детей дошкольного возраста, процесс их социализации, личностного развития в целом.

Список использованной литературы:

Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико - методические основы взаимовлияния [Текст] / Н.С.Ежкова. - Тула: Изд - во ЦПУ им. Л.Н.Толстого, 2014. - 159 с.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов [Текст] / В. С. Мухина. — 4 - е изд., стереотип. — Москва : Академия, 1999. — 456 с.

Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М.А.Нгуен. // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5. — С. 80—87.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха [Текст] / Г. Орме. - Москва : КСП+, 2003. — 272 с.

Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О. В. Хухлаева. Москва: Генезис, 2004. - 175 с.

Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001.

Ежкова Н.С., Скворцова Л.Н., 2017

УДК37


Ежкова Н.С., профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого», г .Т ула, Российская Федерация, Скворцова ЛИ, магистрант факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого», г.Тула, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ