СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Предупреждение школьных неврозов у первоклассников


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Начало обучения в школе вносит в жизнь ребенка два противоположных фактора. С одной стороны, школа предоставляет ребенку больше свободы, дает ему некоторую независимость, изменяется отношение родителей — они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в новые условия, которые подчиняют их жизнь определенному режиму, требуют новых видов деятельности. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь младший школьник должен регулировать свою деятельность требованиями строгой школьной дисциплины, а мотивы этой деятельности подчинять требованиям учителя. Живущий в данном возрасте в большинстве эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания.

От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной взрослой жизни [3, с. 5].

«Новая атмосфера школы с ее непривычным для ребенка укладом в физическом и духовном отношении производит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка», — писал известный русский ученый В.П. Кащенко [2]. Гораздо более труден такой перелом для детей со слабым или неуравновешенным типом нервной системы, а также еще в дошкольном возрасте перенесли нервное заболевание. У таких детей часто с началом обучения в школе усиливается заикание, нервные тики, иногда возобновляется ночное недержание мочи.

У детей с сильным типом высшей нервной деятельности в результате неправильного предшествующего воспитания переход к школьному обучению также может протекать очень тяжело. Это проявляется у избалованных, изнеженных детей, которым в домашних условиях было все дозволено. Им трудно сразу быстро приспособиться к школьным требованиям и дисциплине. У таких детей могут развиваться школьные неврозы.

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием.

По - видимому, хотя бы с одной из ниже представленных проблем, сталкивается каждый ученик:

режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

проблемы взаимоотношений с учителем;

проблемы, связанные с изменением семейной обстановки [3].

Однако вопрос заключается в том, как ребенок справится с этими трудностями, какие способы решения проблем, связанных с процессом адаптации к школе, выбирет он сам. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми. И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, педагога, родителей, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов как способов неадекватной компенсации неподготовленности к школе.

Исследования в школах показывают, что около 28 % детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В педагогической практике таких учеников относят к группе «трудных», запущенных или неприспособленных к школе детей. В литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Невроз понимается как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т. е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Крайние случаи проявления агрессивности или страха, тревоги, неуверенности в себе встречаются в школьной практике относительно редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, — повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Для профилактики школьных неврозов необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования, решать задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

Блок физиологического и психофизиологического сопровождения первоклассника должен включать: динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость); динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости); оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.

Список использованной литературы

Бурменская Г.В., и др. Возрастно - психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей - М. МГУ, 1990. 136 с

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - М., 1994. - 223 с.

Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие / Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд - во ЧГПУ, 2016. - 198 с.

Е.В. Осолодкова, 2016

УДК 371.3


Е.В. Осолодкова к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ