СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Деятельностный метод обучения младших школьников на уроке музыки в начальной школе


ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная форма организации музыкального воспитания в школе - это уроки музыки. Урок формирует основные общеучебные навыки и обеспечивает овладение обучающимися ключевыми компетентностями в соответствии с ФГОС НОО. Задача учителя - не просто формировать и развивать потенциал обучающегося, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок.

Для уроков музыки свойственна особая эмоциональная атмосфера, что абсолютно естественно: она волнует, вызывает у обучающихся определенные настроения и переживания, открывает для детей «мир чувств». На уроке большое внимание уделяется традиционной для школы вокально - хоровой работе, развитию музыкального слуха, певческих навыков, инструментальному музицированию. Особое значение придается развитию у младших школьников эстетического восприятия, способности полноценно воспринимать, чувствовать, осознавать окружающую действительность, что способствует их общему развитию, обеспечивает ценностно - смысловую ориентацию, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. На уроках музыки обучающиеся должны быть не только пассивными слушателями, но и активными участниками процесса познания, выполнять поисковые и исследовательские задания. Они должны уметь делать выбор, аргументировать свою точку зрения, обосновывать этот выбор, а не получать готовую информацию.

Например, при изучении понятия «высота звука» детям можно предложить выполнить задание «Поднеси к губам колпачок от ручки и подуй в отверстие. Что получилось? Ты превратил колпачок в духовой инструмент! Сыграй на нем любую песенку, строящуюся на одном звуке» [2, 101] или «Натяните двумя руками нитку или тонкую веревочку. Ущипните, дерните за нее. Меняйте силу натяжения и длину нити. Что получается? Вы превратили нитку в струну и извлекали из нее звуки разной высоты!» [2, 102]. Экспериментальным путем дети определяют, что разные источники издают разные звуки, приходят к выводу: все музыкальные инструменты делятся на группы.

Освоение музыки в соответствии с ФГОС НОО предусматривает применение проектно - исследовательской деятельности с использованием современных информационно - коммуникационных технологий. Например, при изучении темы «Народные праздники.

Троица» [5, с.68] предлагаем выполнить проект «Народные праздники», в ходе которого обучающиеся представили свои результаты в виде презентаций о родном крае, а также рассказали о традициях празднования Великого праздника Троицы и об обряде «Срубленной березки», который сохранился до сих пор в деревне Каргала Кайбицкого района Республики Татарстан.

Представим фрагмент данного проекта:

«...В день Троицы, с утра девушки, парни идут в березовую рощу. Девушки вьют венки из липовых веточек, парни срубают молодую березку, незамужние девчата наряжают ее ленточками, платками «завивают березку». Срубленную березу несет в деревню холостой парень. Берет он ее в руки под смех и шутки: «Женись, ... (имя парня) ... в этом году, женись!» Парень с березой идет впереди всех. За ним идут люди и поют народные песни. А уж когда подходят к деревне, то начинают петь «Лилё». (Традиционная хороводная песня, которую поют только тогда, когда несут березку к озеру молодое население деревни Каргала):

«Пошли да на, наши девушки, да за веночками, да за лилё.

Припев. О, лилё, о, лилё...»

Березу и венки несут к озеру.

Там их встречают пожилые люди с песнями, частушками, постепенно образуют обрядовый хоровод вокруг парня с березой и поют «Лилё»:

«... Березенски мужики все богатые да, да.

У них девки да все нарядные да, да...»

Потом березку бросают в озеро, в озеро также бросают липовые венки. У кого венок отплывет от берега дальше всех - той скоро замуж...»

В ходе проектной деятельности обучающиеся овладевали ключевыми компетентностями, что является важнейшим условием успешного участия младших школьников в большинстве сфер будущей взрослой жизни и признаком успешности во всех школьных дисциплинах.

Таким образом, деятельный подход в организации урока музыки способствует формированию у обучающихся универсальных действий: личностных - желание слушать музыку народную, а также русских и зарубежных композиторов; познавательных - определять характер музыки, ее особенности и характерные признаки; регулятивных - выполнять учебное действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять рефлексию учебного задания; коммуникативных - формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству и презентовать результат деятельности [4].

Список используемой литературы:

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

Афанасьева А.Б., Шекалов В.А. Музыка. 1 класс. М.: 2013.

Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно - эстетической компетентности учителя начальной школы // В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно - практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско - Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализаци; ответственный редактор Белухина Н.Н. Ульяновск, 2013. С. 34 - 38.

Как проектировать универсальные учебные умения в начальной школе: От действия к мысли / П од ред. А.Г. Асмолова. М., 2008 г.

Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс, М.: Просвещение, 2012 г, 68 с.

Г.И. Овчинникова, 2017

УДК 373.31


Овчинникова Г.И., учитель начальных классов МБОО «Лицей №2 г. Буинска РТ»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ