СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Концептуальные основы проекта «фестиваль языков


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА «ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ»

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена осмыслению сущности Международного проекта «Фестиваль языков» с точки зрения её соответствия запросам и приоритетам современной просветительской деятельности в России. Анализируется образовательное и воспитательное значение фестиваля, проводится соотнесение целей и задач мероприятия с выделяемыми в педагогике и психологии группами качеств формирующейся личности, в контексте воспитания рассматриваются используемые на фестивале приёмы подачи информации.

Ключевые слова

Воспитание, качества личности, лингвофестиваль, образование, просветительская деятельность, просветительский проект, фестиваль языков.

Координация информационно - просветительской деятельности со сложившейся социокультурной ситуацией и связанными с ней запросами общества признаётся одним из главных методологических принципов культурологии и педагогики. Во всероссийской концепции просветительства «Просвещение для будущего» состояние современной и сложной социокультурной среды связывается с исторически обусловленной необходимостью консолидации российского общества при сохранении его полиэтничности, культурного наследия, гармоничного сочетания в нём многовековых традиций и актуальных инноваций [3]. Закономерно, что достижение названной цели не представляется возможным без воплощения идей гражданского общества, повышения образованности и духовно - нравственного уровня каждой личности. В условиях глобализации особенно большое значение в реализации этих сторон просветительства приобретает аспект межкультурного общения на основе принципов взаимоуважения, знания различий в культуросфере и терпимости к ним. Важнейшая предпосылка усвоения и распространения отмеченных принципов на уровне социума, со всей очевидностью, видится в усилении языковой образованности населения. «Новая языковая ситуация в российском обществе делает настоятельной потребностью владение иностранными языками буквально всех членов социума для осуществления возможности всемерного культурного и информационного обмена, социального и профессионального роста» [4, с.77] (ср. глубокую мысль Х.Г. Гадамера: «Язык - это среда, в которой объединяются “Я” и мир»), В русле этих тенденций неоспоримо находится «Фестиваль языков», Международный общеразвивающий и тематический проект, возникший в 1995 году и охвативший сегодня около двух десятков городов России и зарубежья. Так, например, ежегодные мероприятия в рамках проекта при поддержке государственных учреждений проводятся в Чебоксарах, Москве, Санкт - Петербурге, Ульяновске, Уфе, Киеве, Минске и ориентированы на более мягкий вариант планирования события, когда, принимая решение о проведении, организаторы руководствуются анализом потребностей социума вне указаний сверху и иных внешних обстоятельств (т.н. «оптимальный» уровень эффективности планирования [7]).

На добровольных началах создано одноимённое просветительское сообщество «Фестиваль языков». Межрегиональное сообщество объединяет в себе участников фестивального движения, организующих популяризацию языковых и лингвистических знаний с опорой на положения «Основ государственной культурной политики» о многонациональности мира, природном равноправии и взаимообогащении культур, влиянии интеллектуально - культурного уровня сознания на качество жизни и прогресс в обществе [3].

Основное содержание Фестиваля, как правило, составляют 30 - 45 - минутные презентации языков нашей планеты в виде познавательных мини - уроков. Слушателям предоставляется возможность познакомиться со звучанием интересующего их языка и даже выучить несколько фраз, узнать любопытные факты истории, бытования или структуры данного языка, пообщаться с носителем другой языковой культуры [8].

Главной целевой аудиторией оказываются учащиеся вузов и школ (преимущественно старшее звено), что вполне объяснимо при учёте сенситивности юношеского возраста к активному становлению нравственного, эстетического, гражданского компонентов мировоззрения.

С точки зрения фундаментальных идей и векторов современного российского просветительства, утверждённых в Концепции «Просвещение для будущего» [3], лингвофестиваль характеризуется синтезом нескольких из них. С одной стороны, мероприятие пробуждает у участников (выступающих и слушателей) интерес и тем самым мотивирует к изучению языков, формирует специальные навыки речевого общения с их носителями. Кроме того, оно содействует социальному освоению научной лингвистической информации благодаря целесообразному отбору материала для выступления и доступному, популярному стилю изложения (инновационная направленность) и, таким образом, вносит вклад в расширение научного мировоззрения с учётом фактора адресата. В Положении о Фестивале языков приоритетное значение этого направления обозначено целями «стимулировать интерес к изучению иностранных языков и языков народов Российской

Федерации», а также «содействовать повышению лингвистической компетентности участников и гостей Фестиваля» [8]. В реализации образовательной компоненты: мероприятия находят отражение принципы образовательной политики, значимые для просветительской деятельности: широкая доступность достижений науки и культуры, объективность сообщаемого, государственная поддержка и демократический характер управления просветительской деятельностью [6], право личности на удовлетворение познавательных потребностей и духовное творчество [1, с.16], примат многомерного мышления и уважение к альтернативе [5].

С другой стороны, содержание фестиваля открышает путь к «развитию... общества в контексте культурно - исторических ценностей» [3] и вопросов межкультурной коммуникации (патриотический и гуманистический векторы [там же]). В рамках этого направления выделяется социальная функция лингвофестиваля - служить развитию представлений о языке, и прежде всего, о родном языке как средоточии культурного наследия, которое интегрирует нацию в единое целое и служит информативным источником разнообразных сведений о ней. Данный приоритет социокультурной деятельности концептуализируют цели рассматриваемого проекта, связанные с демонстрацией многообразия и уникальности языков мира, «воспитанием толерантного от толерантного отношения к языкам и культуре народов мира», «укреплением... культурных связей между участниками и гостями Фестиваля» [8]. Фонд достопримечательностей города проведения открывается иногородним участникам в ходе специально организуемой культурной программы.

Таким образом, обучающий потенциал фестивалей языков имеет необходимый вытход в сферу воспитания ряда социально значимых качеств личности, вновь подтверждая онтологическую взаимосвязь образования и воспитания. В данном случае речь идёт о воспитательном процессе путём специально организуемой деятельности уровня мероприятия, поскольку, как известно, именно деятельность на этапе «усиления» личностных качеств переводит их из «потенциального состояния в актуальное» [1, с.201].

В соответствии с обозначенными в Положении [8] целями и задачами можно говорить о формирующей роли лингвофестиваля по отношению к различным группам качеств участников. Формирование толерантного отношения к современному культурно - языковому разнообразию, личностное присвоение феномена языка как ценности сопряжено с воспитанием качеств ценностно - мировоззренческого и психолого - мотивационного порядка, совместно лежащих в основе поведения человека, в т.ч. коммуникативного [1, с.200 - 201]. Для развития и укрепления названных качеств также благоприятны солидарность участников фестиваля по интересам, наращение в их среде дружеских связей. Вклад в оптимальную социализацию и патриотическое воспитание при более близком знакомстве с родной языжовой культурой на фоне других связано с т.н. системно - социальными качествами [1, с.200]. Становление эстетических свойств личности достигается при решении задачи по активизации творческого подхода участников к подаче материала выступления, при создании наглядного фото - и видеоархива состоявшегося мероприятия.

Единство воспитательного воздействия на отмеченные качества способствует формированию всесторонне развитой личности [9, с.37]. В свою очередь, избранная форма фестиваля в виде своего рода «массового празднества» [10] - равноправного лингвистического праздника - располагает большей свободой в деле достижения вышеуказанных образовательно - воспитательных задач организации досуга, реализации приёмов информирования и традиционно ориентирована на содержание мероприятия. В качестве приёмов передачи информации (т.н. форматов выступления, участия) помимо традиционных презентаций организуются лингвистические конкурсы (викторины), языковые клубы, создание тематических гостиных, «мастер - классы, лингвоконцерты, а также познавательные лекции по лингвистике и другим семиотическим системам» [8]. Объединяющим началом всех используемых на фестивале приёмов служит конструируемый теми или иными средствами диалог выступающего с аудиторией как сущностная форма коммуникации просветительского мероприятия, позволяющая с наибольшей эффективностью донести информацию до аудитории [2].

Разнообразное множество приёмов не только адекватно самой сути мероприятия, но и вписывается в современные требования к воспитательной деятельности. В числе таких требований постоянная модернизация спектра воспитательных подходов, применение элементов творческой неожиданности в подаче транслируемых идей [7].

Рассмотрение концептуальных основ Фестиваля языков высвечивает уникальность этого мероприятия с точки зрения комплекса реализуемых в нём задач, а также используемых технологий социально - культурной деятельности. Прижившийся на отечественной почве и нашедший положительный отклик среди разных слоёв населения, лингвофестиваль стал ярким и перспективным событием в истории российского просветительства.

Список использованной литературы

Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.

Информационно - просветительные и рекламные технологии. - URL: http: // www.sociologyinweb.ru / spgs - 1178 - 1 .html (дата обращения - 09.01.2016).

Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего». - URL: http: // www.openlearning.ru (дата обращения - 08.01.2016).

Мосунов Д.К., Тихонова А.Л. Формирование межкультурной компетентности будущих преподавателей иностранного языка в процессе внеаудиторных занятий культурно - просветительского характера // Сборник научных трудов XIV Международной научно - практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции и инновации». - Томск, 2014. - С. 76 - 80.

Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. - URL: http: // www.studfiles.ru / preview / 5773379 / page: 12 /

Модельный закон о просветительской деятельности (новая редакция от 20 мая 2016 г.). - URL: https: // normativka.by / lib / document / 500239271 (дата обращения - 10.01.2016).

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. - URL: http: // college - med.ru / prepodavatel / 237 - 2012 - 12 - 21 - 08 - 33 - 55.html (дата обращения - 10.01.2016).

Положение о Международном фестивале языков в Башкортостане. - URL: http: // www.lingfestrb.ru / festival - yazikov - v - bashkortostane / (дата обращения - 12.01.2016).

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336 с.

Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа. - URL: http: // audosug.ru / formy - i - metody - raboty - uchrezhdenij - kultury - klubnogo - tipahtml (дата обращения - 12.01.2016).

Д.М. Миронова, 2017

УДК 37.04


Д.М Миронова ассистент кафедры совр. рус . я зыкознания Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ