СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности речевого развития левшей


ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕВШЕЙ

На протяжении долгого времени левши привлекают к себе внимание и вызывают удивление у окружающих. Во многих культурах и языках сложилось настороженное отношение к таким людям, потому что они не как все, «левые», «леворукие». Даже в нашем родном русском языке в таких словосочетаниях, как «левый товар», «левые деньги», «левый доход», слово «левый» отнюдь не придает положительный характер высказыванию, а имеет значение «незаконный», «фальшивый», «поддельный».

В современном обществе складывается мнение, что все окружающие предметы быта словно приспособлены под праворуких людей, от этого левши могут чувствовать себя несчастными и думать, что весь мир против них. Поэтому внимание к левшам на протяжении долгого времени не снижается, а наоборот увеличивается. Результаты исследований ученых дают все больше и больше представлений об особенностях развития левшей, что способствует разработке методик их обучения. Если раньше детей - левшей старались переучивать, то сейчас педагоги знают, что это вредно не только для развития нервной системы ребенка, но и его развития в целом. Современные методики обучения леворуких детей предполагают индивидуальный подход, который учитывает их особенности и являются эффективными при работе с такими детьми.

При всем многообразии подходов рассмотрения левшества в психолого - педагогической литературе ведущим и основополагающим является нейропсихологический подход. В контексте этого подхода четко разграничиваются дети с псевдолевшеством и природным левшеством.

Как вариант псевдолевшества может выступать компенсаторное левшество, которое обусловлено поражением левого полушария головного мозга в пренатальном или раннем постнатальном онтогенезе [2]. Также к активному предпочтению ребенком левой руки может привести периферическая недостаточность, избыточный гипертонус всего шейно - грудного отдела, травмы правой руки. В этом случае характер левшества у ребенка считается вынужденным, при том, что генетическая предрасположенность имеется к правой руке. А. В. Семенович пишет, что в настоящее время в детской популяции леворукость чаще всего является временным и скрытым признаком, который отражает процесс задержки формирования у дошкольника взаимоотношений между полушариями, закрепления специализации и доминирования левого полушария мозга [1].

Как было сказано выше, доминирование левой руки над правой можно объяснить с точки зрения, в соответствии с заданной мозговой организацией ребенка. В таком случае левшество - это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики человека, его типа организации нервной системы, которая имеет существенные отличия от организации нервной и мозговой системы правшей.

В данном случае понятия «леворукость» и «левшество» не рассматриваются как разные, а наоборот, выступают синонимичными и взаимно дополняют друг друга.

Речь - эта та особенность человека, которая отличает его от других представителей животного мира. По мнению И. П. Павлова, слово - «сигнал сигналов» [4], заменяет собой конкретный раздражитель и позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов, явлений, мыслить абстрактными образами. Обычно речь определяют, как сложившуюся исторически форму общения людей, что говорит об ее коммуникативной способности. Благодаря существующей системе устных и письменных знаков у человека есть возможность обмениваться информацией не только друг с другом, но и передавать информацию на значительные расстояния, а также получать её из прошлого и посылать в будущее.

С точки зрения физиологии, речь рассматривается как сложный рефлекторный акт, который осуществляется по механизму условных рефлексов. Формирование речи у ребенка осуществляется в первые 3 года жизни. Развитие речи имеет несколько этапов, которые представлены на рисунке 1.

Доречевой этап
Этап первичного освоения языка (дограмматический)
Этап усвоения грамматики
первый год жизни;
периоды гуления и лепета
• второй год жизни
• третий год жизни

Рисунок 1 - Основные этапы развития речи

По мнению А. А. Леонтьева, временные рамки обозначенных этапов вариативны (особенно ближе к трем годам), что связано с акселерацией речи детей [3].

Б. Г. Ананьев, Т. А. Стаханова и др. пишут, что у леворуких детей несколько позже, чем у праворуких осуществляется формирование фонематического слуха, а недостатки устной речи отражаются на письменной речи. Чаще всего взрослые не замечают речевых недостатков левшей, поскольку сложные высказывания и необычные фразы ребенка расцениваются как гениальность.

Со временем объем слухо - речевой памяти увеличивается, дошкольник повторяет слова, затем фразы, таким образом осуществляется активизация сложноорганизованных речевых факторов. Так, в процессе взаимодействия речи ребенка и речи взрослого начинает формироваться самостоятельная речь ребенка.

Процесс формирования речи у некоторых левшей может происходить весьма своеобразно. Доказано, что чаще всего дети - левши долго молчат, а затем неожиданно примерно в возрасте 3 лет начинают говорить сразу большими, грамматически оформленными фразами.

Внешне речь левшей правильна, однако чаще всего фонематический слух и артикуляционные способности не сформированы. Это связано с тем, что левши воспринимают, запечатлевают и применяют чужую речь цельными блоками, все это приводит к трудностям в чтении. Левши легко запоминают текст, но как таковое чтение затруднено, т.к. связано с аналитико - синтетической деятельностью.

Следовательно, для того, чтобы дошкольник успешно осваивал родной язык, следует в раннем возрасте определить функциональные ассиметрии, что в дальнейшем будет способствовать выстраиванию обучению с учетом психических и физиологических особенностей ребенка.

Одна из главных функциональных особенностей левшей - сложность в переключении, соответственно с детьми следует заниматься планомерно. Ребенка левшу важно научить звуковому анализу, который включает умение слушать, определять звуки, уметь выявить порядок и последовательность звуков в слове.

Левши представляют собой удивительный мир, полный открытий и удивительного. Не стоит пугаться или остерегаться левшу, а наоборот, стоит уделить такому ребенку особое внимание. Несмотря на их непохожесть на остальных детей, левши имеют уникальную организацию высшей нервной деятельности, которая и определяет особенности их развития. Многие ученые сравнивают ребенка - левшу с распустившимся цветком, характеризуя его особенности речевого развития, потому что он может долго молчать, а потом начать усваивать целые грамматические конструкции.

Список использованной литературы:

Семенович А. В. Эти невероятные левши [Текст] / А. В. Семенович. - М.: Генезис, 2009. - 250 с.

Фесенко Ю. А., Лохов М. И. Леворукие дети и процесс обучения [Текст] / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов // Научный журнал «Вестник череповецкого государственного университета» (Череповец, 31.07.2015 г.). - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет, 2015. - №»5 (66). - 144 с.

Снегова Н. Л. Особенности речевого развития леворукого ребенка на ранних этапах онтогенеза [Текст] / Н. Л. Снегова // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https: // www.scienceforum.ru / 2014 / 544 / 1431.

Петрушевский С. А. Философские основы учения И. П. Павлова [Текст] / С. А. Петрушевский. - М.: Ин - т философии АН СССР, 1949. - 127 с.

В.Н. Марченко, 2017


г. Новосибирск, Российская Федерация В. Н. Марченко Студент, ИД, НГПУ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ