СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование толерантных отношений в образовательной среде


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу формирования толерантных отношений в образовательной среде. Рассмотрены задания и задачи, поставленные перед школьниками начальных классов, главная цель которых заключается в формировании толерантных отношений в образовательной среде.

Ключевые слова: Толерантное отношение, образовательная среда, толерантная культура.

Annatation. This article analyzes the formation of tolerant relations in the educational environment. We consider the task and the task assigned to the school children of primary school, the main objective of which is to form tolerant relations in the educational environment.

Key words: Tolerant attitude, educational environment, culture of tolerance.

Введение. Все люди, которые внедрены в образовательный процесс знают, что именно толерантное отношение является большой проблемой у подрастающего поколения. Из - за этого остро проявляется агрессия, которую ученики не могут контролировать, а дальше эта агрессия появляется в обществе, вне образовательного процесса. При ответе на этот вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся, большинство людей выбрали жестокость и насилие.

Именно поэтому школа на первое место должна ставить проблему формирования толерантных отношений в образовательной среде.

Осуществление толерантных отношений в образовательной среде является серьезной педагогической проблемой, на разработку которой нацелены усилия многих ученых и педагогов - практиков. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные педагогические и психологические исследования в области выявления факторов толерантности / интолерантности и направленного формирования толерантных установок (Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова,Г. Л. Бардиер, И. Б. Гришпун, И. М. Дзялошинский, Е. Ю. Клепцова, М. С. Мацковский, Н. В. Недорезова, А. В.).

Формулировка цели статьи. Определить эффективные способы формирования толерантных отношений в образовательной среде.

Изложение основного материала статьи. Толерантность постоянно является основным компонентом в образовательном процессе, в котором реализуются как минимум 3 ключевых составляющихся: - стремление педагога постоянно посодействовать учащемуся, -стремление учащихся взаимодействовать с преподавателем, -стремление учащихся само совершенствоваться в школе, а также создавать толерантные отношения с товарищами.

Преподаватели в образовательной среде стараются сформировать удобные требование с целью развития каждого ребенка, тем самым стараются помочь учащимся посодействовать в формировании их психологического развития, а так же настроить ребенка оказывать помощь товарищу. Критериями, которые дают возможность учащимся совершенствовать свою толерантность, считаются: взаимоотношения ребенка к школе, формирование хороших взаимоотношений с учащимися, выражение учащихся к взаимодействию с педагогом, а основное с учащимися. Непосредственно данная работа может помочь субъектам образовательного процесса совершенствовать собственные толерантные взаимоотношения, настраивает их в школьную среду, в каковой любой малыш может само осуществить собственные действия, понять самого себя [2,c. 1181].

Преподавателю следует сформировать такую образовательную сферу, в которой ребенок ощутит себе индивидом, сможет достигнуть итогов, а преподаватель может сберечь психологическое состояние здоровья любого учащегося. Непосредственно по этой причине наиболее основную значимость в образовательном процессе представляет непосредственно педагог. В первоначальный период развития ученика, педагог обязан гарантировать психологические удобства в отношениях обучающимися и преподавателями, демонстрировать способности неконфликтующего общения и проводить уроки согласно их развитию, формировать понимание, самоконтролю, взаимопониманию. Учащиеся полагают, что непосредственно преподаватель считается их авторитетом, по этой причине педагог обязан владеть многочисленными свойствами: ровность, выдержанность, толерантные свойства, а наиболее основное - связь с учащимися. Но из - за того, что педагоги могут быть перегружены, они чаще всего забывают о том, что каждый ученик это индивидуальность и, что каждый ребенок думает о том, что педагог является авторитетом для них. Учителя в этом случае могут показать себя не с лучшей стороны: раздражительность, не объективное оценивание, завышенная самооценка в следствии которой, страдают ученики. Такой педагог не будет думать о ребенке, который возлагает на него большую ответственность, который доверяет учителю как самому себе. Чаще всего толерантность формируется на уроках, но педагогу не стоит забывать о внеклассной работе, экскурсиях, а так же в процессе игры, которую так любя ученики начальных классов. Если педагог обладает такими умениями: контролировать свои эмоции, взаимодействовать с учениками, само развиваться, то это поистине толерантный педагог.

Толерантные качества педагога проявляются в его деятельности:

он должен уметь останавливать конфликты, которые возникают у него в класс;

рассказать ученикам, что все в классе одинаковые, нет детей, которые чем - то лучше, а может чем - то хуже;

помочь ребенку, который оказался в беде, который не сможет преодолеть без помощи учителя.

Ведь каждый ребенок доверяет своему учителю, как второй маме, зная, что он сможет всегда помочь, выслушать и понять. [4,c.314].

Формирование толерантных отношений в образовательной среде для детей всегда будет долгим и сложным. Первым условием для создания комфортного обучения ребенка - это сдержанность взрослых в непонятных ситуациях, умение управлять своими эмоциями, всегда разглаживать конфликты. Любое неверное движение со стороны педагога может повлечь за собой множество проблем, которые связанные с толерантным отношение детей в образовательной среде. [5, с. 132]

Проблема формирования толерантности так же просматривается и в многонациональных классах, педагогу важно подчеркнуть, что каждый ребенок индивидуален. Особое внимание следует уделить конфликтности в подростковой среде между детьми различных национальностей. Именно это показывает нам то, что у детей отсутствует пример толерантности со стороны учителя, а так же нет примера и со стороны родителей, ведь чаще всего взрослые забывают о самом простом, что ребенок всегда будет учиться у них, ведь они еще дети, которые ничего не познали в этом мире. Из - за родителей нынешнее поколение идут на конфликты, связанные с национальностями людей, ведь раньше не было хорошего примера для подражания. Именно поэтому этим примером должен стать педагог. [1,с.167].

Именно для учителей были придуманы множество программ, по которым ребенок смог бы развиваться, а также формировать толерантное отношение во взаимосвязи друг с другом. Но на практике педагоге чаще всего не пользуются ними. Педагог сам задает проблемную ситуацию в ходе которой ребенок сам сможет выйти на его решение. Тем самым педагог помогает ребенку самому найти ответ на поставленный вопрос, ведь все знают, что ребенок любит самостоятельно делать выводы и находить для себя что - то интересное. [4,с.134].

Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна сама по себе. Именно придя в первый класс, ученик сталкивается с кучей проблем, которые ему сложно решить. Они напрочь не знают, что такое толерантность, а тем более, что такое толерантное отношение между друг другом. Для того , чтобы ученики смогли познать образовательный процесс, в ходе которого он будет формировать толерантность, учителю необходимо создать дружескую атмосферу в классе, в которой ребенок почувствует себя комфортно и сможет само развиваться и налаживать отношения друг с другом. Уважительное отношение, хорошее взаимодействие учеников в классе, именно в этом будет формироваться толерантность младших школьников.

Также для формирования толерантности у ребенка необходимо учитывать и его семью, в которой ученик находится остальное свое время, то есть вне образовательного процесса. Но не стоит забывать, что семья так же может учувствовать в образовательном процессе ребенка. Нужно показать ученику, что его семья и его любимый учитель могут находиться в хороший взаимоотношения друг с другом [5,c. 178].

Поэтому педагоги часто привлекают родителей поучаствовать в различных мероприятиях, чтобы показать ребенку, что даже взрослые взаимодействуют друг с другом. А так же показать пример толерантных отношений, ведь именно ребенок всю информацию впитывает как «губка».

Для того, чтобы сформировать толерантность стоит многому научиться: познать самого себя, делать выводы о своем поведении, уметь контролировать свои чувства и желания [2,с.214].

Выводы. Таким образом, как и наше общество в целом, школа должна быть примером для учеников в правильном формировании толерантных отношений, подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная образовательная среда для формирования толерантных взаимоотношений между учениками данного класса. Необходимо усиленно работать над собой, как над личностью, всегда в приоритет ставить взаимоотношения между учениками и учителем, ну а главное настроить детей так, чтобы ваш образовательный процесс всегда происходил в гармонии, взаимопонимании и комфорте. Ведь главное в нашей жизни - это дети!

Литература:

Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. — М., 1995.

2Асмолов А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Мы — сограждане (СМИ и общество) / Под ред. Л. И. Сёминой. — М.: Бонфи, 2002. — Т. 2. — С. 270-278.

Декларация принципов толерантности // Век толерантности. — 2001. — № 1. — С. 62-68.

Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. — М., 2004.

Синягина Н. Ю. Роль педагога в развитии одарённости младшего школьника // Одарённый ребёнок. — 2005. — № 4. — С. 26-36.

Макаренко Ю.В., Бурцева Т.В. 2017

УДК 37.035.6


Макаренко Ю.В. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно - педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта Бурцева ТВ. Обучающаяся 4 курса Направление подготовки: 44.03.05 Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно - педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ