СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инклюзивное образование в высшем учебном заведении


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

(НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА)

Проблема внедрения инклюзивного образования в Российские высшие учебные заведения на сегодняшний день остается достаточно актуальной.

Вопросами обучения студентов - инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) занимались О.А. Козырева [1], Приступа Е.Н. [2], Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. [3], Машарова Т.В., Крестинина И.А., Салтыкова М.А. [4] и др.

В 2001 году Законом Самарской области утверждена областная целевая программа «Реабилитация» для детей с ОВЗ для их совместного обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Для эффективного функционирования программы в Самарской области было открыто Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации «Центр специального образования Самарской области», в 2016 переименованный в государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр специального образования». Специалисты данного Центра сотрудничают с Самарскими вузами.

В Самарском государственном экономическом университете была разработана образовательная программа для обучения студентов с нарушениями зрения.

Данная программа включает в себя 4 основополагающих аспекта:

общие задачи инклюзивного образования в вузе;

создание «безбарьерной среды» в университете;

психолого - педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ;

формирование социальной компетентности слабовидящих студентов.

В качестве общих задач на период реализации образовательной программы (ОП) (семестр, учебный год и т.п.) выступают следующие:

формирование компетенций, установленных образовательным стандартом;

социальная адаптация студентов с ОВЗ в вузе;

коммуникативный практикум.

Построение «безбарьерной сенсорно - обогащенной среды» ведется посредством:

внедрения аудио поддержки;

использования аудиосредств (звуковой сигнализации, аудиозаписи);

применения речевых памяток крупными буквами (белый фон, черный шрифт);

обеспечения помещений вуза специализированным оборудованием и приспособлениями для ориентации слабовидящего студента (метки - маркеры; указатели с подсветкой, написанные крупным шрифтом);

замены всех скользких и неровных покрытий на безопасные;

установки дополнительных источников освещения в аудиториях и коридорах вуза.

Образовательной программой предусматривается психолого - педагогическое

сопровождение студентов с ОВЗ:

проектирование маршрута слабовидящего студента до университета и внутри него;

развитие у студента с ОВЗ концентрации внимания, памяти;

психолого - педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в трудных учебных ситуациях (организация поддерживающей / дружественной среды в учебном коллективе посредством тренингов);

психологическая помощь слабовидящим студентам в трудных жизненных ситуациях (консультации, индивидуальная и групповая (совместно с заинтересованными условно - здоровыми сверстниками) работа со студентами с ОВЗ).

Формирование социальной компетентности слабовидящих студентов подразумевает под собой два направления деятельности:

формирование адекватного поведения студента с ОВЗ в учебной ситуации (на занятии в вузе) посредством отработки навыка работы в группе, проектного метода, деловой игры, анализа собственной деятельности студента на занятии;

формирование умения контролировать свою деятельность на занятии, а именно умение ориентироваться и адаптироваться к меняющимся условиям учебного процесса; умение изменять свое поведение, если оно не соответствует ситуации; умение обратиться к преподавателю за помощью в ситуации затруднения. Данный вид деятельности осуществлялся посредством индивидуальных занятий с преподавателями и занятий в группе.

Список использованной литературы:

Методические рекомендации по обучению студентов - инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А. Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами - инвалидами и студентами с ОВЗ. - КГПУ, 2015. - 93 с.

Приступа Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н. Приступа. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015. - 160 с. - (Высшее образование).

Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья: Монография. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2013. - 352 с.

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования: учебно - методическое пособие / авторы - составители: Т.В. Машарова, И.А. Крестинина, М.А. Салтыкова: ИРО Кировской области. - Киров: ООО «Издательство «Радуга - ПРЕСС»», 2015. - 204 с.

Л.В. Капустина, А.А. Мазманян, 2017

УДК 377.6


Л.В. Капустина к.п.н., доцент Самарский государственный экономический университет А.А. Мазманян студент 2 курса факультета «Финансы и кредит» Самарский государственный экономический университет г. Самара, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ