СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Кант и гегель о взаимосвязи права и морали


КАНТ И ГЕГЕЛЬ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВА И МОРАЛИ

Аннотация: Статья посвящена проблематике взаимосвязи права и морали в учениях Канта и Гегеля, изучаются их понятия права и морали, особенности их взаимосвязи, особое внимание уделяется их точкам зрения.

Ключевые слова: право, мораль, взаимосвязь права и морали, выражение категорического императива.

Вопросы о взаимосвязи права и морали, их понятий, остается актуальным и на сегодняшний день. Данными вопросами были заинтересованы многие философы и простые обыватели, но в работе будут рассмотрены исследования одних из самых известных немецких философов Канта и Гегеля.

Право и мораль - значительные составляющие человеческой культуры, постоянно выступающие в теснейшем взаимодействии. Такой контакт объективно обусловлен, так как генезис и подлинное существование права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых раскрываются сложные и порой противоречивые взаимоотношения этих социальных регуляторов.

Стремясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы сосредоточивали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким - либо значением. Имануил Кант заметил: «Юристы до сих пор ищут свое определение права». Но все же у него было свое определение права - «это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [4, с. 160].

Гегель же обозревал право как одну из форм объективного выражения всеобщей духовной сущности мира. Сущность духа, по Гегелю, составляет свобода. Поэтому предметом философской науки о праве он считал "понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени" [2, с. 234]. Философия права прежде всего обязана осваивать всеобщую идею права. При этом Гегель обозначает категорией права понятие, имеющее сравнительно широкое содержание, подразумевая под этим не только гражданское право, но также и мораль, нравственность и мировую историю. "Право есть вообще свобода как идея" - утверждал Гегель.

Переходя к морали, можно сказать, что для Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и предопределяется им самим. Для привнесения этой воли нравственного положения нужно согласование ее с высшим нравственным законом - категорическим императивом, поскольку лишь добрая воля способна сделать точный выбор. У Канта золотое правило фигурирует под именем категорического императива [1, с. 22].

Самое известное выражение категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [3, с. 260].

По сравнению с Кантом, Гегель нацелен не на раскрытие автономии морали, а на утверждение ее значения в системе социальных отношений. Исходя из этого, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает довольно скромное место. Этические взгляды немецкого философа наиболее полноценно и систематизировано освящены в его работах "Философия права", "Феноменология духа". Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая природа человека, возвышающаяся над первой.

Кант и Гегель полагали, что мораль возвышается над правом так как, чем выше степень моральности в обществе, тем выше правопорядок в государстве. Подъем уровня морали в обществе, нравственное развитие личности содействует утверждению и использованию правовых основ взаимодействия индивида, общества, государства. Из этого вытекает то, что мораль и право зависимы друг от друга. Когда правовые нормы не противоречат этическим, когда они разрешают действовать, не нарушая правил морали, зарождается уважение к имеющемуся строю. Тем самым, как полагали Кант и Гегель, право всегда идет за моралью и полностью зависит от нее.

В заключение можно отметить, что учения Канта и Гегеля, остаются значимыми и в наши дни. Их идеи о праве и морали приобретают актуальность в современных условиях интенсивного развития общества.

Список использованной литературы:

Балашов Л.Е. . Этика. Учебное пособие - М., 2003. 137 с.

Гегель Г. Философия права. М.: «Мысль», 1990. 528 с.

Кант И. Соч. в 6 - и томах. Т. 4. Ч. 1. - М., 1963. 543 с.

Керимов Д. А. История философии права. - СПб., Санкт - Петербургский университет МВД России, 1998. 640 с.

Г.А. Саакян, Д.Э. Усачев, 2017

УДК8


Г.А. Саакян студент 2 курса Института Истории и Права Д.Э. Усачев студент 2 курса Института Истории и Права Калужский государственный университет Им. К. Э. Циолковского Г. Калуга, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ