СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Типы информации в проблеме информативности предложения


ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Некоторые лингвисты выделяют два типа информации: смысловую и эмоциональную. Первая, по их мнению, имеет дело со значением отдельных лингвистических единиц, будь то слова, морфемы, грамматические формы, интонация. Объем такой информации всегда может быть учтен с «большей или меньшей степенью приближенности». Эмоциональная информация «менее всего относится к сфере лингвистики».

Любое предложение, даже самое эмоциональное, имеет речевой смысл. Речевой смысл - это та информация, которая передается говорящим и воспринимается слушающим на основе содержания, выражаемого языковыми средствами в сочетании с контекстом и речевой ситуацией на фоне существенных в данных условиях речи элементов опыта и знаний говорящего и слушающего. Можно выделить следующие типы информации: план содержания коммуникатива и вытекающий из него смысл; контекстуальная информация; ситуативная информация; энциклопедическая информация.

Под планом содержания коммуникатива мы понимаем семантическое целое, элементами которого являются взаимодействующие речевые реализации языковых лексических, лексико - грамматических и грамматических значений, выраженных языковыми средствами данного высказывания. План содержания коммуникатива соотнесен с планом его выражения - языковыми средствами (не эмоциональными) экспонентами которых являются звуковые или графические цепочки.

Что же касается смысла коммуникатива, то структура смысла определяется собственно семантическими единицами и отношениями между ними. Эти единицы и отношения могут опираться не только на данный коммуникатив, но и на другие места и, следовательно, не связаны лишь с данным коммуникативом.

В структуру смысла входят лишь те элементы плана содержания коммуникатива, которые являются информативно значимыми, то есть вносят нечто в передаваемое и воспринимаемое сообщение.

Например: Were you in a serious danger?

В данном примере информативно значимыми элементами являются “serious" и “danger". При опущении 1 элемента основная информация в структуре смысла несколько сокращается, но смысловые отношения между единицами текста остаются без существенных изменений.

Например: Were you in a danger?

При опущении информативного элемента 2 предложение распадается. В данном случае 2 является основным информативно значимым элементом, входящим в структуру смысла.

Существенные для смысла данного высказывания элементы информации, заключенные в более широком тексте, представляют собой по отношению к данному высказыванию контекстуальную информацию. Эта информация может быть грамматически значимой и грамматически незначимой.

Грамматическая значимая контекстуальная информация оказывает воздействие на речевые реализации категориальных грамматических значений, представляемых в данном высказывании. Она может также воздействовать на синтаксическую структуру высказывания. Контекстуальная информация не является обязательной для каждого высказывания. Например, она отсутствует в таких изолированных высказываниях, как лозунги. По отношению к реципиенту контекстуальная информация может отсутствовать в таких случаях, как отдельные случайно услышанные реплики прохожих, при всякого рода помехах в речи. В таких случаях отсутствие для слушающего контекстуальной информации может вызвать неполное или неверное понимание смысла данного высказывания. Контекстуальная информация не воспроизводит всех особенностей языковой структуры плана содержания контекста, а представляет собой производное от него смысловое образование, существенное для смысла данного высказывания. Ситуативная информация, исходящая от ситуации речи, либо так или иначе связанная с нею информация, существенна для речевого смысла.

Ситуативная информация, как и контекстуальная, может быть грамматически значимой и грамматически незначимой. Грамматическая значимость ситуативной информации проявляется в её воздействии на синтаксическую структуру или на речевые реализации категориальных грамматических значений.

Одна из разновидностей такого воздействия заключается в том, что опускается тот или иной элемент синтаксической структуры высказывания, который в других условиях мог бы присутствовать. Ситуативная информация и информация, вытекающая из плана содержания коммуникатива, могут вступать в отношения разных типов. В частности, ситуативная информация может быть стимулом для данного высказывания, фоном, уточняющим, дополняющим и модифицирующим смысл коммуникатива, основным источником речевого смысла, анализатором тех или иных элементов плана содержания и смысла коммуникатива. В той мере, в какой эти типы и аспекты соотношения текстовой и ситуативной информации имеют грамматическую значимость, они становятся одним из важных объектов исследования в области «грамматики речи».

Список литературы:

Адамец П. Актуальное членение, глубинные структуры и перифразы - М.: Просвещение, 1999. - 165 с.

Т. Б.Батдыева. 2017

УДК8


Т. Б.Батдыева КЧГУ им. УД Алиева, ИнФ, 2 курс Научный руководитель: к.п.н., доц. Е.А Лепшокова г. Карачаевск, КЧР, РФ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ