СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Правовые вопросы взаимодействия в области уголовного преследования


ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, касающихся координации деятельности правоохранительных органов, совершенствованию сотрудничества стран СНГ в области борьбы с транснациональной преступностью, которая представляет собой угрозу безопасности стран Содружества. В частности, автор акцентирует внимание на процесс обеспечения стабильности в регионе и противодействия транснациональной организованной преступности, в числе торговле людьми, коррупции, обороту наркотических средств, экстремизму и терроризму, которые зависят от правового обеспечения решения этих проблем, как на уровне межгосударственного, так и внутригосударственного права. Предлагается улучшить международные связи, взаимодействие и взаимоотношения стран Содружества в борьбе против терроризма, экстремизма, распространения наркотических средств, торговли людьми, что способствует и совершенствованию национальных законодательств.

Ключевые слова: преступность, взаимодействие, безопасность, координация, терроризм, экстремизм, Содружества, разработка, правоохранительные органы, сотрудничества, стабильность, противодействие, правовое обеспечение.

Стремление Таджикистана создать правовое и демократическое государство это неизменная перспектива развития страны.

В годы независимости Республики Таджикистан усилиями правительства страны сформирована в основном отвечающая требованиям международных стандартов антитеррористическая законодательно-правовая база, созданы специализированные органы, существенно повышена эффективность правоприменительной деятельности и налажено международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, но вместе с тем, принятые меры пока не привели к существенному уменьшению угрозы экстремизма и терроризма, о чём свидетельствуют практика правоохранительных органов Республики Таджикистан. Серьезные изменения происходят в эти годы в структуре и динамике преступности, которая стала более организованной и вооруженной, повышалась интеллектуализация противоправной деятельности, расширялось использование новых способов вербовки и совершения преступлений, в том числе на основе достижении современной науки и техники.

Несмотря на то, что в целом в Центральной Азии сохраняется стабильная обстановка, вызовы и угрозы региональной безопасности остаются реальностью. Опасное соседство Таджикистана с Афганистаном, где ситуация не только не улучшается, но имеет тенденцию к дальнейшей деградации, а также трудности собственного внутреннего развития являются первопричиной того, что регион продолжает находиться в фокусе внимания и деятельности экстремистов, террористов и наркодельцов, превративших его в основной транзитный коридор доставки афганских наркотиков в страны СНГ, прежде всего в Россию, и далее в Европу.

В настоящее время требуется проанализировать опыт стран СНГ и определить основные направления правоохранительной деятельности по дальнейшему противодействию этим опасным явлениям. Ранее Советом глав правительств СНГ были утверждены ряд программ совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна послужить подписанная в Минске 22 января 1993 г. Главами государств Содружества Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако по большинству позиций совместные программы борьбы с преступностью на территории стран СНГ полностью не выполнены из-за отсутствия организационноправовой базы для сотрудничества, материально-технической базы совместных действий, отсутствия четкого разделения обязанностей между сторонами, политической и экономической нестабильности в регионах и т.д. Это обстоятельство ощущалось и постоянно ощущается в каждой из стран СНГ, где продолжает расти транснациональная организованная преступность; расширяются возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы, что оказывает дестабилизирующее влияние на весь ход социально-экономических преобразований в отдельных государствах или межгосударственные отношения. Отсюда возникает необходимость принятияи реализации новых межгосударственных мер, направленных, прежде всего, на информационное обеспечение сотрудничающих государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий спецслужб, следствия и других правоохранительных органов.

Сказанное вызывает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности и существующей правовой базы, в том числе и действующего отечественного законодательства в области межгосударственного сотрудничества.

Будучи полноправным членом Содружества Независимых государств, Таджикистан ратифицировал многие из международно-правовых нормативных актов и, следовательно, национальное законодательство должно соответствовать общепринятым стандартам. В этой связи, очень важно иметь в виду конституционное положение о том, что «международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов» (ч. 3 ст. 10 Конституции РТ).

Поскольку роль международно-правовых норм в совершенствовании отечественного законодательства является бесспорной, на наш взгляд, решение проблем взаимодействия правоохранительных органов в области уголовного преследования и пресечения преступных проявлений, является весьма актуальным.

Следуя ратифицированным международным документам Республикой Таджикистан и учитывая практический опыт зарубежных стран, необходимо изменить норму процессуального закона с целью более конкретного расширения полномочий органов уголовного преследования, ведущие расследование с правоохранительными органами соседних государств. Считаем, что взаимодействие между правоохранительными органами должна осуществляться на основе следующих принципов:

уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения национального законодательства и норм международного права;

всемерного расширения координации, сотрудничества и доверия между правоохранительными и другими компетентными органами взаимодействующих стран;

приоритета защиты прав и свобод граждан сотрудничающих стран, а также общепризнанных норм международного права.

Сравнение национальных уголовно-правовых конструкций разных стран выявило множество уникальных и эффективных норм, которые позволяют создание института оперативно-следственных групп с участием правоохранительных органов других государств по некоторым категориям уголовных дел. В настоящее время легализация "сделки с правосудием" и взаимодействие смежгосударственной юстицией по отправлению правосудия по делам о совершении лицами преступлений "экстремистской и террористической направленности", а также снятие ограничений на применение смертной казни, совершенство уголовно-процессуальных конструкций, направленных на распространение практики использования в процессе доказывания по уголовным делам данных оперативно-розыскного характера и в частности также информации, источником которой является материалы, представленные правоохранительными органами иных государств - будут вынужденными шагами государств, оказавшиеся в состоянии необходимой обороны от терроризма и экстремизма. Некоторые из низ спорные, а некоторых одобрить невозможно. Но эти шаги основаны на реальной ситуации в стране и главной задаче государства, вытекающей из нее: сохранить мир, стабильность в регионе основ правопорядка в обществе. Вместе с тем, многие нормы неотделимы от той правовой среды, в которой они действуют, в связи с чем, видится полезным изучение уголовно-процессуального опыта зарубежных стран для понимания сути и механизма взаимодействия таких норм и, возможно, создание аналогов в условиях Республики Таджикистан. Обеспечение стабильности в регионе и успешное противодействие транснациональной организованной преступности, в числе торговле людьми, коррупции, обороту наркотических средств, экстремизму и терроризму зависят от правового обеспечения решения этих проблем, как на уровне межгосударственного, так и внутригосударственного права.

Таким образом, улучшение международных связей, взаимодействие и взаимоотношения стран и международного сообщества в борьбе против терроризма, экстремизма, распространения наркотических средств, торговли людьми и других тяжких преступлений - все это позволяют при подготовке и принятия национальных законодательств шире использовать межгосударственный опыт, и прежде всего стран СНГ, включить в национальную правовую систему нормы международных договоров и конвенций, общепризнанные принципы международного сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, что надеемся, в дальнейшем будут способствовать совершенствованию норм отечественного уголовно-процессуального законодательства. Сотрудничество и взаимодействие может заключаться в проведении совместных операций по расследованию организованной преступности, терроризма, бандитизма, захвата заложников, заказных и серийных убийств, похищение и торговля людьми, органами или тканями человека для трансплантации, проникновение через границы стран СНГ из государств, не входящими в Содружество, фальшивомонетничества, контрабанды, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, так как этим наносится ущерб странам СНГ, игорных, порнографический бизнес и проституции, незаконного вывоза стратегических ресурсов, оружия, наркотиков, национальных культурных ценностей на территории государств - участников СНГ, а также по координации деятельности правоохранительных органов, сотрудничеству в области борьбы с экологическими правонарушениями, о совместных усилиях по борьбе с транснациональной преступностью, которая представляет собой угрозу безопасности стран Содружества.

В декабре 1997 г. Координационный совет Генеральных прокуроров (является региональной организацией) принял решение образовать исполнительный секретариат, в котором работают представители всех генеральных прокуратур на постоянной основе. Секретариат решает конкретные вопросы сотрудничества по гражданским и уголовным делам, организует совместную деятельность прокуратур Содружества Независимых Государств, обеспечивает контроль за использованием принимаемых на Координационном совете решений, проводит международные совещания, конференции, семинары, анализирует состояние и динамику преступности на территории этих стран, участвует в разработке проектов международных соглашений и договоров, в подготовке межгосударственных и межведомственных программ сотрудничества правоохранительных органов. Это должно способствовать оперативному исполнению 209

отдельных требований и поручений, связанных с международным розыском, проведением оперативно-розыскных и следственных действий, выдачей и депортацией лиц, уклоняющихся от правосудия.

Считаем, что обеспечение стабильности в нашем регионе и успешное противодействие транснациональной организованной преступности, зависят от своевременного, реального и качественного правового обеспечения решения этих проблем, как на уровне межгосударственного, так и внутригосударственного права.

Литература

Концепция сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма», подписана 26 августа 2006 года в Казани, ратифицирована Постановлением Маджлиси намояндагон от 11 октября 2006 г. // Вестник Маджлиси Оли РТ. - Душанбе, 2006. - № 10. - 71 с.

Конвенция ООН против коррупции, ратифицирована Постановлением Маджлиси намояндагон Маджли- си Оли (Парламент) РТ от 16 апреля 2008 г. // Вестник Маджлиси Оли РТ. - Душанбе, 2008. - № 4. - С. 79-80; Единая государственная концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом // Утв. указ. Президента РТ. № 1717 от 18 марта 2006 г.

С. Косимов, У.А., Абдухаликов А.Ш. Розикзода. Деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан в годы независимости. - Том 1. - Душанбе: Ирфон. 2006. - С. 235.

УДК 347.7(075.8)

ББК 67.404я73


Карими Х.Х., соискатель, Академия МВД Республики Таджикистан, г. Душанбе





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ