СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Административное производство в гражданском процессе


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: В статье проведен анализ содержания и особенностей гражданско-процессуальных правоотношений по принятию решений органами государственного управления и правоотношения по их реализации при рассмотрении административных дел об административных правонарушениях в гражданском судопроизводстве.

Ключевые слова: административное производство, гражданский процесс, гражданско-процессуальный кодекс.

Актуальность темы заключается в том, что административное производство в гражданском процессе принадлежит к одной из малоисследованных проблем науки права, поскольку длительное время ему не уделялось достаточного внимания. Это связано с тем, что в специальной юридической литературе все шире начали использовать терминологию, которую применяли преимущественно лишь в трудах по уголовным процессам. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях как "процесс" и "производство", точное определение содержания которых необходимо потому, что есть разные мнения об их соотношении. В административно-правовой литературе известны два взгляда относительно понятия административного производства: его рассматривают в узком и широком смысле [1, 2].

Административное производство в гражданском процессе охватывает все стороны деятельности государственного аппарата, начиная от подготовки и издания актов управления и заканчивая материально-техническими действиями. Оно охватывает широкий круг общественных отношений в сфере государственного управления и по своему содержанию может быть разделено на три вида:

а) процесс, связанный с осуществлением задач внутренней организации аппарата управления б) процесс, опосредует взаимоотношения данного государственного органа с другими государственными органами, учреждениями, предприятиями, которые не входят в его систему в) процесс по делам, связанным с отношениями между гражданами или общественными организациями и исполнительно -распорядительными органами.

Заслуживает поддержки позиция тех ученых, которые считают, что административный процесс состоит из ряда производств. Отсюда можно вывести и соотношение между этими понятиями - процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство - это часть процесса, а процесс - совокупность производств. Гражданский процесс - это урегулированная гражданско-процессуальными нормами правоустанавливающих и правоприменительная деятельность судов, а в предусмотренных законом случаях других государственных органов и должностных лиц по реализации норм административного права и решению индивидуально-конкретных дел. Вместе возникают вопросы о структуре гражданского процесса, виды производств, входящих в него; критерии для объединения определенных дел в производство.

Особенно актуальными эти вопросы возникают на современном этапе развития гражданского процессуального и административного права как отрасли национального права и юридической науки, поскольку принятие действующего ГПК Кыргызской Республики, решив одни вопросы и споры, вызвало дискуссии относительно других проблем, которые не нашли своего закрепления в нормативно-правовых актах органов государственной власти Кыргызской Республики.

Учитывая вышесказанное, целью исследования явилось выяснение содержания и особенностей гражданскопроцессуальных правоотношений по принятию решений органами государственного управления и правоотношения по их реализации при рассмотрении административных дел об административных правонарушениях в гражданском судопроизводстве [3].

Актуальность и цель исследования обусловили следующие задачи научного поиска:

выяснить понятие административного производства в гражданском судопроизводства, процессуальной формы, правоотношений и норм рассмотреть подведомственность и подсудность административных дел.

Исследовать обжалуемые в судебном порядке акты, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Проанализировать круг лиц, имеющие право на обжалование решения по административному делу.

Теоретической основой для данной работы явились нормы действующего законодательства Кыргызской Республики, труды ученых в области гражданского процессуального и административного права.

Из специальных методов исследования в работе применен логико-семантический метод (для определения и углубления понятийного аппарата "гражданско-процессуальные правоотношения", "гражданско-процессуальные нормы", "административное производство"), метод сравнения (использовался для сопоставления понятия «гражданский процесс» и "административное производство") системно-структурный (применялся для исследования структуры гражданско-процессуальных правоотношений и гражданско-процессуальных норм). Благодаря сравнительно-правовому методу определен уровень урегулированности в законодательстве Кыргызской Республике отношений относительно порядка рассмотрения отдельных категорий дел. Конкретными методами исследования были анализ и синтез, которые использовались в работе для исследования правоотношений по рассмотрению дел об административных правонарушениях [4].

Административный процесс - это совокупность самостоятельных видов процессуальной деятельности, обусловленных спецификой административно-правовых отношений. Разнообразные административные правоотношения представляется наиболее правильным систематизировать по видам соответствующей административно- процессуальной деятельности:

правоотношения, возникающие в процессе осуществления административно-тяжебного производства;

правоотношения, возникающие при осуществлении административно-деликтного производства;

правоотношения, сопровождающие административно-процедурную деятельность административных органов (внесудебные процедуры). Такая классификация позволяет четко определить круг административно -правовых отношений, которые должны быть урегулированы законом.

При совершенствовании законодательства, регулирующего осуществление административного судопроизводства, целесообразно применять словосочетание «дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений», которое в полной мере указывает на природу такого рода судебных дел. Категория «административные дела» не должна подменяться категорией «публичные дела».

Административно-правовые отношения, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются фундаментальным базисом. Из наиболее общей характеристики административно-правовых отношений следует выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно -правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно - правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями [5].

В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции возникла вторая концепция советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:

возникают в сфере государственного управления;

могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;

делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

Регулирование «общественно-организационных» отношений нормами права делает их и правовыми, а так как они возникают в сфере управления, - административно-правовыми. Многие нормы права регулируют отношения между гражданами, возникающие в сфере государственного и общественного управления. Для их возникновения, так же как для отношений между всеми другими субъектами административного права, наличие государственно -властных полномочий у их участников не обязательно. И так, возникновение административно-правовых отношений не лимитируется участием в них органов государственного управления и общественных организаций, наделенных государством властными полномочиями. Они возможны между всеми субъектами административного права в любом их сочетании.

Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующее, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества [6].

Административно-правовых отношениях могут участвовать различными сторонами, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданскоправовых отношений.

Стоит отметить, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).

Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности). Непосредственным объектом административных правоотношений является поведение человека, его деяния.

Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно - правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно -правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность) [7]. Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной власти перед Президентом или Правительством Кыргызской Республики).

Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды::

а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социальнокультурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как::

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; 206

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми вопросами, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Кыргызской Республики.

В настоящее время вопрос об одном из основных институтов административного процессуального права - административном судопроизводстве - стоит весьма остро. Это объясняется множеством различных объективных и субъективных причин, но в первую очередь тем, что значительно расширились возможности судебного контроля над действиями органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Они не имеют каких-либо ограничений, поэтому практически любой вопрос, находящийся в ведении органов административной юрисдикции, может быть передан на рассмотрение соответствующего суда в соответствии с установленной законодательством подведомственностью и подсудностью.

Конституцией Кыргызской Республики устанавливается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства [8]. Однако, несмотря на указание в Конституции на административное судопроизводство, отсутствует специально созданная для этих целей система судебных органов. Административное судопроизводство осуществляется различными органами судебной власти в соответствии с установленными правилами подведомственности. К сожалению, ни в теории, ни на практике, как у ученых, так и у правоприменителей нет единого концептуального подхода к самому понятию «административное судопроизводство». Нередко оно отождествляется с понятием «административная юстиция», что представляется неверным и, конечно же, не способствует развитию законодательства, призванного регулировать деятельность специализированных судов по рассмотрению «административных дел».

Исходя, из вышеуказанного необходимо: ввести дополнительные процессуальные гарантии (рассмотрение в административном судопроизводстве и гражданского иска о взыскании убытков, причиненных исполнительными органами публичной власти, и т.д.).

Также в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовный кодекс Кыргызской Республики должны быть внесены статьи, предусматривающие соответствующую ответственность за нарушение прав невластных субъектов при рассмотрении административных жалоб во внесудебном (досудебном) порядке.

Литература

Агапов, А.Б. Административное право: Учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Эксмо, 2006. (Российское юридическое образование). - С .67.

Гражданский процесс / Под ред. Треушникова М.К. - М., 2007. - С. 56.

Дмитриев, Ю.А. Административное право [Текст]: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. - М.: Эксмо, 2005. - 1007 с. - ISBN 5-699-09669-8.

Миронов, А.Н. Административное право [Текст]: Учебник для сред. проф. обр. / А.Н. Миронов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 303 с. - ISBN 5-8199-0300-5.

Галлий И.М. Административно-правовые споры в рамках института административного судопроизводства: проблемные вопросы содержательной характеристики // Административное право и процесс. - 2007. - № 1. - С. 69-73.

Гаджиев Г.А. Общие принципы судебного нормоконтроля. - М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.

Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству // Российская юстиция. - 2000. - № 9. - С. 21.

Конституция Кыргызской Республики в редакции от 27.06.2010 года.

УДК 34С6 ББК 67.99(2)116.31 К 23


Алимов К.М., преподаватель, Кафедра гражданского процесса и нотариата, Кыргызская Государственная Юридическая Академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ