СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Финансовый рынок россии: перспективы развития


ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: Развитие валютного, кредитного и финансового сотрудничества со странами - партнёрами во многом зависит от условий, предоставляемых участникам экономических связей в России. Всестороннее содействие развитию российского финансового рынка имеет важное значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Ключевые слова: международные экономические связи, финансовый рынок, содействие сотрудничеству.

Важным направлением современных исследований является раскрытие способов решения ключевых задач развития и повышения привлекательности финансового рынка Российской Федерации в целях обеспечения экономического роста.

Как справедливо отмечено экспертами, финансовые рынки играют важную роль в стимулировании экономического роста, позволяя добиться более эффективного распределения инвестиционных ресурсов и рисков. Первоочередной мерой стимулирования развития финансового рынка Российской Федерации, созданию предпосылок модернизации экономического сотрудничества является объединение технологических и институциональных платформ стран - партнёров в развитии многостороннего экономического сотрудничества, целью которого является повышение уровня жизни населения и укрепления роли стран в мировой экономике. При этом организаторами и координаторами сотрудничества становятся публичные институты, способные обеспечить участников международных экономических связей финансовыми продуктами и услугами на благоприятных условиях.

Ключевыми факторами успешного функционирования финансовых рынков промышленно развитых стран являются высокоразвитая финансовая инфраструктура; благоприятный инвестиционный «климат»; вовлеченность национального финансового рынка в потоки мирового капитала; совместимая регулятивная основа деятельности экономических субъектов; высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие реализацию поставленных задач.

Практика показала, что международные финансовые рынки успешно функционируют на базе реализации совместных программ развития. Взаимодействие Российской Федерации со странами - членами БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза создает благоприятные условия использования финансовых инструментов на торговых площадках стран - партнеров.

Однако, развитие финансового центра в России не будет успешным из-за преобладания экспортно-сырьевой модели реального сектора экономики, слабости или институциональной отсталости финансового сектора, высокого потенциала системных рисков.

Как свидетельствует зарубежный опыт, пруденциальные меры центрального банка, нацеленные на стабилизацию положения в национальной банковской системе и покупательной способности национальных валют в системе международных валютных, кредитных и финансовых отношений, могут стимулировать внутренний и внешний спрос на нее или сдержать развитие национального финансового рынка.

Мировой опыт показал, что в этих целях центральные банки используют методы формирования лимитов чистых инвестиционных позиций финансовых институтов, повышают требования к кредитам, номинированным в иностранной валюте, по сравнению с кредитами, номинированными в национальной валюте, применяют более строгие нормативы рисков инвалютной ликвидности по сравнению с международными стандартами, вводят лимиты на разрывы в валютах пассивов и активов с учетом их срочности, повышают требования к величине и достаточности капитала, вводят дополнительные требования по резервированию на возможные потери по ссудам и приравненным к ним активам и пр.

В настоящее время стратегия развития российского финансового рынка и банковского сектора не учитывает рекомендации, имеющие мировой характер. Представляется целесообразным совершенствовать инфраструктуру национального рынка и реализовывать гибкую политику, направленную на укрепление инфраструктуры международного финансового рынка, прежде всего в рамках стратегического партнерства Российской Федерации. Мерами, направленными на оптимизацию международных финансовых отношений, по-нашему мнению, являются: введение нормативных уровней «рисковости» активов, привязанных к динамике темпов роста ВВП; разработка правил формирования консервативного буферного капитала и контр-циклического буфера (первый может быть использован на покрытие потерь банков в периоды финансового стресса, а второй - на увеличение консервативного буфера в периоды экспансии), их величина может быть привязана к определенным индикаторам, например, темпам роста кредитного портфеля банка; ограничение уровней финансового и операционного левереджей капитала банка первого (основного) уровня (например, определение минимального и максимального размера отношения капитала 1-го уровня к сумме совокупных активов банка и забалансовых требований), что повысит ответственность акционеров и менеджмент банка за рис- ковость проводимой хозяйственной стратегии; переход на дифференцированные регулирование деятельности и надзор над разными по размерам и системно-функциональной значимости банками.

Анализ международного опыта показал, что в целях предотвращения развития негативных тенденций финансового рынка регулятор устанавливает различные ограничения:

а) максимальное соотношение между объемом кредитного портфеля и объемом выданных ипотечных и жилищных кредитов; б) допустимые соотношения между долгом и доходом заемщика; в) прямые меры по ограничению кредита; г) резервные требования; д) налоги на кредиты; е) таргетирование объемов кредитования определенных секторов экономики.

Представляется целесообразным учесть опыт стран - реципиентов глобальных финансовых потоков при формировании стратегии развития финансового рынка в Российской Федерации.

В ходе исследования перспектив развития финансового рынка Евразийского экономического союза и других стран - партнеров России эксперты выделили наиболее важные условия совершенствования конкурентоспособности рыночных отношений. В этой связи, представляется целесообразным выделить наиболее важные институциональные проблемы банковских систем стран - партнёров, которые требуют незамедлительного решения в целях повышения спроса на национальные валюты, обеспечивающие эффективное функционирование международного финансового рынка. Прежде всего, степень концентрации банковского бизнеса в банках с высокой долей государственного участия не способствует развитию конкуренции на рынке финансовых продуктов и услуг. В современных условиях участниками мирового финансового рынка не признается высокая доля монополизации. Например, в Германии рынок считается монополизированным, если на долю двух игроков приходится более половины его объема. Соответственно, чрезмерная рыночная власть должна быть ограничена мерами антимонопольного регулирования для создания на банковском рынке условий равной конкуренции. Предполагается решить такую проблему посредством постепенного выхода государства из капитала банков с государственным участием. Однако, при этом, такие банки сохранят монополистическое позиционирование в банковском сегменте в случае реализации стратегической цели - максимизации прибыли. Банки с государственным участием - институты развития - являются агентами правительств и обеспечивают решение ключевых стратегических задач государства. Кроме того, существенным препятствием развития финансового рынка является структурная слабость межбанковского кредитования. При сохранении модели развития банковского сектора, связанную с внешним финансированием, межбанковский рынок не может быть эффективным. В целях развития экономики совершенствование механизмов рефинансирования обеспечит развития межбанковского кредитования и, следовательно, финансирования проектов и программ развития экономики.

В целях обеспечения национальной финансовой безопасности представляется также целесообразным поддержать программу развития не только международного финансового центра в России, но и формирования международного финансового центра на базе использования имеющихся торговых площадок стран - партнеров, что создаст условия для расширения использования национальных валют в обеспечении экономических интересов стратегических партнеров. Анализ банковских систем БРИКС, например, показал, что в настоящее время имеет место процесс развития многоуровневых систем финансовых посредников (т.е. состоящей из разных по типу деятельности кредитных организаций). При этом фиксируется курс на формирование практически не соприкасающихся друг с другом подходов к финансовому посредничеству, предлагающему клиентам одинаковые базовые продукты (расчеты, депозиты, кредиты). В частности, используются модели банковского регулирования на основе типов институтов, а не их функций. В результате кредитные операции банков регулирует центральный банк, а кредитные операции, например, кредитной кооперации, другие федеральные службы (например, министерство финансов или пр.). Такой разнонаправленный подход означает, что в рамках национальных финансовых систем существуют отдельные кредитные системы, функционирующие на основе различных регулятивных норм, что не способствует эффективному и безопасному функционированию финансовых рынков стран - партнёров.

Решению проблемы долгового бремени - одной из ключевых проблем современных международных экономических отношений -, по нашему мнению, способствует коррекция подходов регуляторов к формированию резервной политики банков, когда банк опирается на собственное профессиональное суждение о рисках по ссудам и самостоятельно обосновывает оценки кредитного риска (например, пролонгирует кредит до того момента, пока он не станет чистым убытком) или же устанавливать выгодную «ставку» резерва, в рамках диапазона, официально заданного регулятором. 202

Как показала практика промышленно развитых стран, решение представленных выше задач способствует совершенствованию инфраструктуры финансового рынка и развитию международного экономического сотрудничества.

В свою очередь, состояние международного финансового рынка Российской Федерации во многом зависит от политической воли, направленной на расширение спектра финансовых услуг инвесторам, желающим выйти на российский рынок, качественных финансовых услуг, методов обеспечения привлекательности инвестиционной политики и пр.

С учетом мирового опыта, представляется целесообразным выделить ключевые характеристики, способствующие развитию финансового рынка России: открытый, справедливый финансовый рынок и гибкое законодательство; отсутствие существенных валютных ограничений; квалифицированная рабочая сила; преобладающее использование совместимых технологических и языковых платформ; справедливый, открытый, эффективный юридический и регулятивный режим; обоснованный и справедливый налоговый режим; применение международных стандартов и лучших мировых практик; низкие издержки ведения бизнеса; стабильная политическая и экономическая среды. Поступательная работа в данном направлении также укрепит роль и место российского финансового рынка в международных экономических отношениях.

Кроме того, по мнению представителей деловых кругов, доминирующим негативным фактором, препятствующим развитию финансового рынка стран - участниц мирохозяйственных связей является несовершенство законодательной базы в сфере защиты прав собственности, неэффективная судебная система, протекционистские меры страны - реципиента финансовых потоков, санкционная политика.

В свою очередь, санкционная политика является стимулом реинжиниринга международных деловых отношений и укреплением «клубного» сотрудничества стратегических партнеров. В этих условиях справедливый, открытый, гибкий и эффективный законодательный и регулятивный режимы деятельности кредитно-финансовых институтов способствуют реализации благоприятных перспектив финансовых рынков. Совместимые режимы регулирования деятельности финансовых институтов, использования продуктов и услуг и организации рынков также содействуют расширению участия субъектов хозяйствования на финансовых площадках стран - партнёров. Озабоченность наличием коррупции, чрезмерными ограничениями способно разрушить иностранное участие в программах развития, ограничивает возможности экономического роста и создания рабочих мест. Например, справедливая и не дискриминирующая юридическая система важна для нормальных и предсказуемых коммерческих и банковских операций. Обоснованные и предсказуемые процедуры банкротства важны для доверия инвесторов и эффективного размещения капитала, так как позволяют участникам мирохозяйственных связей входить на рынок и управлять активами.

Регулятивная среда, формируемая центральным банком, играет ключевую роль в развитии финансового центра. Процесс разработки правил должен обеспечивать бизнес возможностью выражать свои взгляды и озабоченность относительно регулятивной практики. Рыночная дисциплина, сопровождаемая поправками и комментариями, обычно улучшает качество регулирования. Однако, справедливое усиление юридических и регулятивных требований в условиях высокой волатильности рынков также важно для привлечения инвестиций. Опыт показывает, что на практике меры, направленные на обеспечение безопасности участников рынка являются конкурентным преимуществом стран, стремящихся стать финансовыми центрами. Обоснованный режим включает адекватные ресурсы регулирования, аполитичность, независимость принятия решений, отсутствие дублирования, процессуальные гарантии. Устойчивые процедуры и предсказуемость важны для доверия участников рынка.

В целом, решение указанных проблем связано с развитием финансовой инфраструктуры - важная задача Банка России, Министерства Финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и других регуляторов, от которых зависит создание условий, необходимых для укрепления роли и места России в мировой экономике. Развитие и поддержка, прежде всего Банком России, программ развития международных финансовых центров стран - стратегических партнеров России способствует эффективной реализации программ экономического роста, содействует расширению международных расчётов в национальных валютах стран - партнёров, обеспечивает развитие технологических платформ финансового рынка России.

Литература

Андрюшин С.А. Денежно-кредитная политика Банка России в 2010-2014 гг.: прогнозы и результаты // Банковское дело. - 2013. - № 12. - С. 10-15 (в соавторстве).

Атья О., Швезингер Х. Региональные финансовые центры и их роль в привлечении инвестиций // Финансовые центры: Франкфурт-на-Майне и Москва. - 2012. - 5 р.

Ведев А.Л. Структурная модернизация финансовой системы России // Перспективы России. - М.: Банк Москвы, ИНСОР. - 2010. - 32 с.

Ярыгина И.З. Банковские системы и банки в условиях глобализации. - М.: Финуниверситет, 2011. 349 с.

Leung C., Unteroberdoerster O. Hong Kong SAR as a financial center for Asia: trends and implications // IMF WP/08/57. Washington: IMF, March 2008. - 20 p.

Yam J. Competition and cooperation among global and regional financial centers. Speech on 9 May 2008. URL:

www.bis.org/review/r080514c.pdf


Ярыгина И.З., д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ