СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Налоговые риски: минимизация и предотвращение их негативных последствий


НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: МИНИМИЗАЦИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Аннотация: В статье предпринята теоретическое осмысление сущности налоговых рисков и их практическая роль в системе отношений. Актуальность такого рода исследования обусловлена необходимостью рассмотрения экономической, финансовой, а также правовой природы налогового риска.

Налоговые риски для их лучшего понимания их сущности и характера проявления следует классифицировать по субъектам, их несущим, по источникам возникновения, по факторам возникновения и произвести группировку их по величине возможных потерь, и по виду наступающих последствий. Такой теоретико-эмпирический подход к налоговым рискам позволит участникам налоговых правоотношений оценивать степень налоговых рисков, принимая все меры к тому, чтобы избежать их или в значительной мере их минимизировать.

Ключевые слова: налог, налоговые риски, природа налогового риска, индикаторы налогового риска, источники налогового риска, факторы налогового риска.

Annotation: The article makes a theoretical understanding of the essence of tax risks and their practical role in the system of tax relations. The relevance of this kind of research is caused by necessity consideration of economic, financial, legal nature of tax risk.

Tax risks for a better understanding of their essence and nature of according to the subjects, their bearing on the sources of origin, the factors of emergence and produce the claimed amount of possible losses, and by the form of the coming consequences.

This theoretical-empirical approach to tax risks will allow participants of tax legal relations to assess the degree of tax risks, taking all measures to avoid or greatly minimize them.

Keywords: tax, tax risks, the nature of tax risks, tax risks indicators, sources of tax risks, tax risks factors.

Почему экономические агенты подвергают себя риску? Вероятно, одной из причин этого является то, что они верят в возможность использования рисков в качестве ресурса для создания и увеличения прибыли и рассчитывают на рост стоимости бизнеса. А как иначе можно объяснить стремление крупнейших кампаний вторгаться на развивающиеся рынки? Список рискованных шагов, предпринимаемых агентами, достаточно внушителен. Следует отметить, что понятие риск имеет достаточно длительную историю, но наиболее активно стали изучать различные аспекты риска в конце XIX - в начале XX в.в. Но, несмотря на это, ученые до сих пор расходятся во мнении относительно определения рисков, их классификации, измерения и оптимизации.

Более того сомнительно, что экономическая наука вообще когда-нибудь придет к четкому разделению рисков. Очевидно, что множество предложенных и моделей имеет право на существование. Риски многомерные и их система сложна и разветвлена, но не смотря на это, все новые и новые типы рисков выделяются и становятся предметом активных исследований и дискуссий экономической науки.

На сегодня нет однозначного понимания сущности риска, это объясняется и многоаспектностью этого явления, и практически полным игнорированием его нашим законодательством в реальной экономической практике и управленческой деятельности.

Выделяют различные понятия риска, но тем не менее во всех можно выделить наличие общего момента: риск всегда ассоциируется негативом. Разные авторы выделяют различные виды рисков. Вопросы классификации рисков представляют довольно сложную систему, что обусловлено их многообразием. Причем, надо отметить, что существуют некие специфические риски, присущие какой-либо сфере деятельности. Наиболее полно с нашей точки зрения риск можно характеризовать как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность достижения предполагаемого результата, неудачи отклонения от цели.

Таким образом, понятие риска непосредственно связано с понятием вероятности и неопределенности. Под вероятностью понимают возможность получения результата.

Неопределенность предполагает наличие фактора, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации. Выделяют разные точки зрения на соотношение понятий риска и неопределенности:

*Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности и ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи либо отклонения от цели.

*Ситуация риска - это разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено.

В основе риска лежат вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении.

Попытаемся понять данное явление и предположить, что данное явление (неопределенность) необходимо рассматривать в двух плоскостях:

математическая плоскость, где неопределенность рассматривается во взаимодействии с риском, оценивается через закладываемый коэффициент риска.

плоскость менеджмента, где неопределенность рассматривается как изменяющаяся среда вокруг нас, то есть здесь неопределенность рассматривается на институциональном уровне.

Наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем лицо, принимающее решение, в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, отдавая предпочтение оптимальному.

Могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основной задачей предпринимателя является отказ от риска вообще, или выбор связанных с риском решений на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов можно действовать, идя на риск, то есть определить предельную планку.

Необходимо отметить, что существование риска привело к тому, что управление риском в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности, выполняемого институтами специалистов, а также финансовыми менеджерами, менеджерами по риску, специалистами по страхованию.

Таким образом, хочется отметить, что проблемы управления рисками и принятия решений при их неопределенности являются достаточно актуальными в условиях рыночной экономики. Попытаться ответить на вопрос: / Что происходит с налоговыми рисками? /, это значит подойти к проблеме управления налоговыми рисками, к понятию, налоговый риск .

Налоговый риск - вероятность того, что действие налогоплательщика будут признаны не соответствующими законодательству, в результате чего такому субъекту будут применены меры ответственности в соответствии с нормами НК, КоаП, УК. Однако ни налоговое, ни бюджетное, ни тем более уголовное законодательство не содержат такого понятия. Вместо этого используется категория необоснованная налоговая выгода , к которой могут привести даже легальные методы налоговой оптимизации (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды . Налоговая выгода определяется как: уменьшение налоговой базы; получение налогового вычета: получение налоговой льготы; применение более низкой налоговой ставки; получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Перечисленные типичные операции встречаются в налоговом учете у каждой организации. В соответствии с постановлением правительства № 53 следует, что налоговая выгода является необоснованной в случаях если:

искажается экономический смысл операций;

отсутствует их деловая цель (например, операция направлена только на снижение налоговой базы).

отсутствует реальность предпринимательской деятельности, в том числе отсутствуют материальные ресурсы, персонал, основные средства и так далее, экономически необходимые для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом указывается признаки получения налоговой выгоды:

отсутствие цели делового характера;

нереальность операций;

наличие определенных обстоятельств, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной;

переквалификация сделок;

наличие контрагентов, признанных недобросовестными налогоплательщиками.

Налоговые риски представляют собой возможность возникновения у субъекта предпринимательской деятельности и материальных потерь в результате переплаты налогов или применения к нему налоговых санкций и пени со стороны налоговых органов, а также возможность уголовного и административного преследования в отношении его должностных лиц.

Кроме того, к налоговым рискам относятся:

возможность потери деловой и политической репутации по причинам обнародования фактов уклонения от уплаты налогов и информации о неплатежах;

возможность потери позиции на товарных рынках по причине введения по отношению к налогоплательщику, являющемся поставщиком (покупателем) более жестких налоговых режимов.

Налоговые переплаты классифицируются как:

переплаты, возникающие в результате неправомерного удержания (взыскания) налоговыми органами излишних сумм налогов;

переплаты, возникающие в результате нарушения налогоплательщиком правил ведения и учета составления отчетности;

переплаты, возникающие в результате неправомерного применения налоговыми органами к налогоплательщику финансовых (налоговых) санкций и пени.

переплаты, возникшие в связи с несвоевременным возвратом излишне внесенных (удержанных) налогоплательщиком налогов и сборов;

переплаты, которые обусловлены техническими ошибками налогоплательщика при проведении расчетов.

Налоговые санкции подразделяются на две основные группы: компенсационные и карательные. К

компенсационным санкциям относят принудительное взыскание с организации в бесспорном порядке недоимки и пени. Если взыскание недоимки не приводит к финансовым потерям для налогоплательщика — налог так или иначе нужно было платить, то взыскание пени - незапланированное и невосполнимое изъятие собственных средств налогоплательщика. Однако компенсационный характер пени означает только прямые потери налогоплательщика, и с учетом всех обстоятельств реальных потерь по причине уплаты пени может и не быть. Если размер уплачиваемых пени по налогам не превышает 2/3 размера процентов, то уплата пени может быть признана экономически обоснованной.

Санкции, которые носят карательный характер:

санкции за нарушение порядка налоговой регистрации и порядка предоставления налоговой отчетности;

санкции за нарушение правил учета объектов налогообложения, налоговой базы, порядка исчисления

налогов;

противодействие налоговым органам при проведении ими налогового контроля.

Размеры налоговых санкций дифференцированы в зависимости от характера и последствий налоговых правонарушений. По причине того, что источником уплаты налоговых санкций является чистая прибыль предприятия, при ее отсутствии или недостаточности происходит изъятие собственных оборотных средств или распродажа основного капитала. То есть налоговые санкции могут стать причиной свертывания деятельности предприятия или его банкротства.

Возможные негативные последствия налоговых рисков в отношении налогоплательщика:

привлечение к административной ответственности лица, виновного в правонарушении. Этот вид последствий можно было бы считать самым мягким, если не одно обстоятельство. Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения облегчает его привлечение уголовной ответственности:

привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (в соответствии со статьями 198 и 199 УК РФ);

привлечение к уголовной ответственности за действия, связанные с реализацией активных незаконных схем оптимизации (минимизации) налогов, а именно, по части 2, статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), по статьям 172-174 УК РФ (незаконная банковская деятельность, ложное предпринимательство, отмывание денежных средств, полученных незаконным путем), по статье 176 УК РФ (незаконное получение кредита), по статье 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), по статьям 195-197 УК РФ (преднамеренное или фиктивное банкротство), по статьям 201-202 УК РФ (злоупотребление полномочиями);

привлечение к уголовной ответственности за действия, связанные с фальсификацией документов, дающих основания для сокращения налоговой базы, по статье 327 УК РФ (подделка документов), по статьям 201 -202 УК РФ (злоупотребление полномочиями, в том числе нотариусами и аудиторами), по статье 170 УК РФ (незаконная регистрация сделок с землей);

привлечение к уголовной ответственности за противодействие должностным лицом налоговых органов в выполнении ими служебных обязанностей по статье 291 УК РФ (дача взятки), по статье 222 УК РФ (незаконное владение оружием).

Несмотря в основном на личностный и моральный характер ущерба по причине привлечения налогоплательщика, а в основном, должностных лиц предприятия к уголовной ответственности или попыток к привлечению - ущерб измеряется в денежном выражении.

Это неизбежно высокие расходы на адвокатскую поддержку, потеря рабочего времени самих должностных лиц, проведения РЯ-компаний по их реабилитации.

Применение мер налогового воздействия ведет к потере деловой репутации предприятия, фирмы, организации, а именно, в возможном наступлении у его партнеров сложностей в отношениях с налоговыми органами:

проведение выездных встречных проверок по вопросам взаимодействия с налогоплательщиком (такое беспокойство никому не интересно);

проведение выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства по просьбе ИМНС в зоне контроля которых находится попавший под подозрение налогоплательщик;

обращение взыскания на кредиторскую задолженность, наложение ареста на подготовленные к отгрузке в его адрес товары.

Потеря деловой репутации означает и наличие возможности невыполнения налогоплательщиком условий договоров по причине возможного прекращения или дестабилизации его деятельности, в результате применяемых к нему мер налогового воздействия. Также в результате вмешательства налоговых органов может быть изменен и режим налогообложения у предприятия. 173

Потеря деловой репутации означает и потерю политической репутации, а именно:

разрыв контактов с региональными и местными администрациями, а также потерей, связанных с наличием этих контактов, заказов, кредитов, бюджетного финансирования;

появление в СМИ, контролируемых органами власти, направленных против предприятия, фирмы, организации публикаций;

ухудшение возможности для лоббирования своих позиций в органах законодательной и представительной

власти;

- потеря возможности беспрепятственного получения лицензий и иных прав, предоставляемых или оформляемых органами представительной власти.

Восстановление деловой и политической репутации потребует значительных расходов на проведение PR- компаний, что еще не будет означать их эффективности.

Налоговый риск, прежде всего, связан с наличием у предприятия ряда объективных факторов. Ниже предпринята попытка систематизации индикаторов риска по причинам его присутствия.

Таблица 1

Факторы и объекты налогового риска

Индикатор риска
Возможные причины присутствия риска
Оценка
риска,
%.
Налоговые переплаты
Систематическое наличие по лицевому счету налогоплательщика переплат по налогам.
Ослаблен оперативный контроль и анализ за состоянием расчетов с бюджетом.
Несвоевременное предоставление заявлений на возврат переплат.
Допуск ошибок при определении размера авансовых платежей.
0.058
Наличие в выписке по лицевому счету налогоплательщика возрастающих переплат по налогам.
Те же.
Имеются проблемы во взаимоотношениях с ИМНС и финансовыми органами, которые требуют вмешательства руководства предприятия, активизации действий чиновников
путем предъявления исковых требований и обжалования их
бездействия в вышестоящие
инстанции.
0.058
Наличие фактов неправомерного удержания (взыскания) налоговыми органами излишних сумм налогов.
Те же.
Предприятие не предпринимает встречных мер воздействия к налоговым органам, что создает атмосферу безнаказанности их действий.
0.058
Привлекаемые к сотрудничеству аудиторы и
налоговые консультанты отмечают ошибки при начислении налогов, приводящих к возникновению переплат и факты неиспользования налоговых льгот.
Ослаблена работа финансовых служб.
Отсутствие налогового администрирования и внутреннего аудита.
Неуверенность специалистов финансовых и бухгалтерских служб в своих действиях,
перестраховка сознательным и несанкционированным руководством,
завышением начисляемых сумм налогов и отказом от спорных льгот.
Или же: Предприятие намеренно создает страховой механизм на случай доначисления налогов по результатам проверок.
0.058
Финансовые санкции
Единичные случаи принудительного взыскания с организации в бесспорном порядке недоимки и начисления пени.
Ослаблен оперативный контроль за состоянием расчетов с бюджетом.
Ошибки при составлении текущего бюджета предприятия.
0.058

Продолжение табл. 1

Индикатор риска
Возможные причины присутствия риска
Оценка
риска,
%.
Систематические случаи принудительного взыскания с организации в бесспорном порядке недоимки и начисления пени.
Отсутствие налогового администрирования.
Ослабление работы финансовых служб по обеспечению контроля зха состоянием расчетов с бюджетом и получению возможных отсрочек, рассрочек и налгогвых кредитов.
Неоптимальный режим налогообложения.
Несовершенная методика составления текущих бюджетов предприятия.
Или же: Предприятие создает плановую недоимку.
0.058
Применение к предприятию санкций за нарушение порядка налоговой регистрации и порядка предоставления налоговой отчетности.
Отсутствие знаний ответственных сотрудников финансовой службы или бухгалтерии элементарных требований налогового законодательства. Ослабление дисциплины и отсутствие должных санкций к виновным лицам со стороны руководителей предприятия.
Отсутствие налогового администрирования.
0.058
Взыскание с предприятия санкций за нарушение правил учета объектов налогообложения, налоговой базы, порядка исчисления налогов.
Те же и возможно низкий уровень правовой защиты (квалификация юристов, неподача кассационных жалоб).
0.058
Применение к предприятию санкций за нарушение правил учета объектов налогообложения, налоговой базы, порядка исчисления налогов.
Отсутствие на предприятии эффективной технологии внутреннего налогового контроля.
Недостаток квалификации работников финансовобухгалтерских служб предприятия.
Низкое качество внешнего аудита.
Или же: Реализация предприятием высокорискованных схем налоговой оптимизации.
0.058
Применение к предприятию санкций за противодействие налоговым органам при проведении ими налогового контроля.
Отсутствие внутренней инструкции (или устного инструктажа) для работников финансовых служб налоговых по действиям, связанным с запросами налоговых органов.
Ослабление дисциплины. Неспособность отдельных сотрудников к оперативной оценке
обстановки. Грубость и нетактичность отдельных сотрудников в отношении должностных лиц налоговых органов.
0.058
Попытки привлечения должностных лиц к ответственности по закону
Привлечение к административной ответственности лица, виновного в налоговом правонарушении.
Наличие формальных признаков административных
правонарушений, а также
незнание порядка привлечения граждан и
должностных лиц к административной ответственности.
0.058
Уклонение от уплаты налогов: Наличие задолженности по налогам и сборам, а также совершение действий, которые можно квалифицировать как уклонение от уплаты налогов.
Нерациональное использование поступающей выручки, отсутствие налоговых платежей,
публичные заявления о нежелании уплачивать налоги, отсутствие аргументации о экономической целесообразности тех или иных схем организации бизнеса, отсутствие защиты информации, низкое качество правовой экспертизы проводимых операций.
Ярко выраженная конфликтность во взаимоотношениях с органами власти., налоговыми и правоохранительными органами.
Основная и обязательная причина наступления последствий: документально подтвержденное намерение не уплачивать налоги и сборы или признание подобных своих намерений.
0.058

Окончание табл. 1

Индикатор риска
Возможные причины присутствия риска
Оценка
риска,
%.
Незаконное предпринимательство: Осуществление
предпринимательской деятельности без государственной регистрации или получения необходимой лицензии.
Основная и обязательная причина наступления последствий: систематическое получение прибыли от осуществления деятельности, ведение которой требует наличия разрешений. (абзац 3, статьи 2, ГК РФ).
Наличие документальных подтверждений или собственных признаний наличия умысла.
0.058
Лжепредпринимательство: Осуществление предприятием исключительно сделок и операций, не имеющих экономического содержания
(обналичка денежных средств и т. п.).
Отсутствие документальных подтверждений экономического смысла проводимых операций и намерений осуществлять деятельность в целях получения прибыли. Наличие бизнесплана в основном снимает опасность подобных последствий.
0.058
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: Наличие за границей средств предприятия в иностранной валюте в том числе не поступившая денежная выручка).
Для попыток привлечения к ответственности
часто используется факт наличия дебиторской задолженности у
инопартнера.
Основная и обязательная причина наступления последствий: документально доказанное наличие указаний руководителя предприятия инопартнеру о невозвращении или безвозмездном перечислении денежных средств за границу.
Непринятие мер по возврату средств.
0.058
Преднамеренное банкротство: Факт банкротства предприятия.
Наличие документальных подтверждений намерения руководителя или собственника предприятия совершать действия, которые ухудшат экономическое состояние предприятия
при условии отсутствия аргументации экономической целесообразности таких действий (даже ошибочной) и намерений
руководителя по оздоровлению обстановки.
0.058
Фиктивное банкротство:
Факт банкротства предприятия.
Наличие документальных подтверждений умышленного намерения руководителя по его банкротству и документальных свидетельств о наличии неучтенных активов предприятия, которых достаточно для устранения признаков банкротства.
0.058

Наличие налоговых рисков присуще всем без исключения российским предприятиям.

Уровень риска предопределен характером ведения финансово-хозяйственной деятельности, размахом и активностью мероприятий по оптимизации налогового бремени. Уровень риска может быть в значительной степени понижен в результате переноса его образующих факторов из зоны ответственности предприятия и его руководителей путем создания центров делегированного риска. Снижение налогового риска так же можно обеспечить путем исключения факторов необоснованного риска: арифметических ошибок, неправильных толкований нормативно - правовых актов, принятия ошибочных решений, то есть путем реализации определенного комплекса защитных операций.

В первую очередь на предприятии должна быть создана организационная структура защиты. В ее состав входят: служба налогового администрирования, служба внутреннего аудита, служба безопасности, правовая служба. Последние три вида структурных подразделений могут выполнять и другие возложенные на них функции, а их

создание может быть продиктовано и иными причинами.

Служба налогового администрирования - это, или структурное подразделение крупного предприятия, отвечающее за состояние налогового бремени и последствия проводимой предприятием политики в отношении налогообложения, или специалист (консультант по вопросам налогообложения) на средних и малых предприятиях.

Защитные функции службы заключаются:

в разработке методических и инструктивных документов, регламентирующих действия должностных лиц предприятия, которые имеют прямое или косвенное отношение к налогообложению;

в проведении налоговой экспертизе проектов договоров и соглашений, бизнес-планов, программ, намерений и проектов распорядительных документов; в ведении текущего мониторинга их соответствия (после вступления в силу) условиям изменяющегося законодательства;

в разработке налоговых обоснований планов и программ, анализ и доведение до сведения руководителей и должностных лиц новых налоговых норм.

Служба налогового администрирования в настоящее время у большинства предприятий является одним из секторов бухгалтерии, с чем можно не согласиться. Задачи СНА и бухгалтерии принципиально разные, несмотря на то, что деятельность обоих базируется на учете. Бухгалтерия, прежде всего, должна обеспечивать формальный учет, а налоговый администратор должен, в первую очередь, выполнять управленческие функции. В то же время отход СНА от ведения налогового учета превратит ее в дополнительный специализированный отдел планирования или правовой отдел, не владеющий первичной информацией. Поэтому предоставляется обоснованным выделение СНА в обособленное подразделение с подчинением финансовому директору с наделением функциями налогового учета. Налоговый учет в последнее время все более приобретает самостоятельный характер, а нормативная база налогообложения и бухгалтерского учета приобретает все большие различия. Коме того, требования к квалификационному уровню налогового администратора гораздо выше требований предъявляемых к должности главного бухгалтера, а уровень оплаты налогового администратора даже в самых крупных российских корпорациях ниже на 10-20%.

Защитные функции службы внутреннего аудита, службы безопасности, правовой службы заключаются в проведении мероприятий внутреннего контроля, защите информации и правовой экспертизе проектов договоров, бизнес-планов, программ, проектов распорядительных документов. Кроме этого правовая служба и служба безопасности обязаны обеспечить защитную реакцию в случае возникновения претензий к предприятию со стороны налоговых органов и ИМНС.

Механизм снижения налоговых рисков заключается во внедрении эффективной технологии внутреннего налогового контроля и обеспечении эффективными мерами адекватной защиты при возникновении конфликтов, одной стороной из которых являются налоговые органы и органы ИМНС.

Таким образом налоговый риск всегда связан с вероятностью наступления экономических, в первую очередь финансовых последствий для налогоплательщика - в виде снижения его экономического и финансового потенциала, финансовой устойчивости, а для государства в виде недополучения финансовых ресурсов с соответствующими экономическими и финансовыми потерями.

Литература

Налоговый кодекс РФ (часть первая), федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.

Налоговый кодекс РФ (часть вторая), федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - М.: Экономисть, 2004.

Береснева Н.В.:Учетная политика как доказательство в суде / Бухгалтерский учет. - 2006. - № 7. - С. 13-23.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. -М : Налоги и финансовое право, 2007.

Грекова З.Н. Методические аспекты учетной политики как способ оптимизации налогообложения / Все для бухгалтера. - 2008. - № 12. - С. 37-43.

Дадашев А.З. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра - М.; Вузовский учебник. - 2008.

Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2008.

Камалова Е. Смысловая оптимизация, реальный (прибыльный) результат / Московский бухгалтер. - 2007. - № 2. - C. 16-22.

Кирюшина И. Учетная политика как средство защиты / Новая бухгалтерия. - 2006. - № 2. - C. 11-19.

Майбуров И.А.: Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косов М.Е. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

13 Майбуров И.А. Налоговая политика, теория и практика: Учебник для магистрантов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2010.

Овчинникова О. Уменьшаем налогооблагаемую прибыль / Практическая бухгалтерия. - 2007. - № 2. 24-33.

Пансков В. Г.:Налоги и налогообложение; теория и практика: Учебник. - М.: Изд-во «Юрайт», 2011. 680 с.

Пащенко Т.В. Анализ и оптимизация налоговой базы: Учебное пособие. - Пермь: Гос. техн. ун-т. - 184 с.

Печенегина Т.А. Организация и методика налоговых проверок: Учебное пособие. - Пермь: Гос. техн. ун-т, 2006. -200 с.

Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. - М.: Мобиле, 2003.

Угланова И. 10 способов уменьшения налога на прибыль / Практическая бухгалтерия. - 2009. - № 5. C. 33-55.

Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России; проблемы, пути, решения и перспективы. - М.: МЦФЭР, 2000.

178

А — В Ах. (3)

Современная сумма прибыли А2, получаемой при развитии производства, представляет собой ренту, члены которой изменяются по закону геометрической прогрессии со знаменателем q :

qn3 1 • (1 h)-пз 1} -1

q - (1 h)

Для приведения суммы А2 к моменту первой инвестиции, необходимо учесть дисконтный множитель за предыдущие (П2 - 1) лет:

За время модернизации прибыль увеличится до Cmq 3 млн. руб. и тогда приведенную сумму поступлений

за последующие годы можно представить в следующем виде:

пз 1 - (1 h)-(n-n2 -n3)

h

Приведенная к моменту первой инвестиции, сумма прибыли А равна:

„31 - (1 h)-("-"2 -„з) h

Общая сумма прибыли, приведенная на момент первой инвестиции с учетом формул (5) и (7) составит

А — А2 А3. (8)

Для проведения имитационного моделирования и анализа его результатов, сформируем в Excel следующую таблицу (рис. 1).

В ячейки B1:B5, D1:D4, G2 и H2 будем вводить исходные данные, необходимые для моделирования. В ячейки А8:А9 введем формулы, которые случайным образом генерируют средний уровень инфляции, в ячейки B8:B9 - формулы для расчета приведенной суммы капиталовложений Aq , в ячейки С8:С9 - формулы для расчета приведенной

суммы прибыли А, в ячейки D8:D9 - формулы для расчета общей прибыли -Ар — А - А, в ячейки Е8:Е9 - форА - Aq

мулы для расчета доходности капиталовложений gq — . В результате проведения имитационного моделиА)

рования были рассчитаны следующие показатели: максимальная прибыль; максимальный убыток; средняя прибыль; средняя доходность gg ; вероятность получения прибыли. Копируем блок формул в ячейках А8:Е9 до А1007:Е1007 (1000 вариантов). При нажатии функциональной клавиши F9 производятся очередные 1000 вариантов эксперимента. 179

А
в
с
D
Е 1 F
G
н
1
Начальные вложения В
Срок ежегодных вложений nl
Темп инфляции
min
max
2
Ежегодные вложения К
Срок получения первой прибыли п2
3
Начальная МОЩНОСТЬ 111
Срок модернизации предприятия пЗ
Средняя
приведенная
прибыль
Средняя
доходность
4
Прибыль от продажи С
Общий срок п
Макс.
прибыль
Макс.
Убыток
5
Ежегодное увеличение выпуска продукции q
Вероятность
прибыли
6
7
Темп
инфляции
Приведенные
вложения
Приведенная прибыль
Средняя
приведенная
прибыль
Средняя
доходность
0
q

Рис. 1. Исходная таблица для проведения имитационного моделирования и анализа его результатов

Рассмотрим численный условный пример для проведения имитационного моделирования. Пусть предприниматель первоначально вкладывает 10 млн. руб. в создание предприятия, далее ежегодно, в течение 2 лет, инвестирует в его развитие по 2 млн. руб. Через 2 года предприятие выходит на производственную мощность 2000 ед. товара в год с ожидаемой прибылью от его реализации - 2250 руб./шт. В течение последующих 2 лет мощность предприятия ежегодно увеличивается на 10%, и далее, после выхода на проектную мощность, не изменяется.

При прогнозируемом в течение 5 лет уровне инфляции от 8% до 16%, после проведения множества вариантов эксперимента получим следующие результаты: средняя доходность капиталовложений составит 3,6%; вероятность получения прибыли - 60,6% (рис. 2).

А
В
С
D
Е 1 F
G
н
1
Начальные вложения В
10000000
Срок ежегодных вложений л 1
2
Темп инфляции
min
max
2
Ежегодные вложения К
2000000
Срок получения первой прибыли п2
2
8%
16%
3
Начальная мощность m
2000
Срок модернизации предприятия пЗ
2
Средняя
приведенная
прибыль
354913
Средняя
доходность
2,60%
4
Прибыль от продажи С
2250
Общий срок п
5
Макс.
прибыль
1924243
Макс.
Убыток
-1095094
5
Ежегодное увеличение выпуска продукции q
10%
Вероятность
прибыли
60,60%
Б
1
Темп
инфляции
Приведенные
вложения
Приведенная прибыль
Средняя
приведенная
прибыль
Средняя
доходность
8
12%
13395461
13806423
410962
3,07%
9
11%
13444910
14282139
837229
6,23%
10
15%
13258046
12536982
-721064
-5,44%

Рис. 2. Результаты имитационного моделирования при уровне инфляции от 8% до 16%

Если инфляция изменяется от 5% до 10%, будем иметь следующие результаты: средняя доходность капиталовложений составит 16%; вероятность получения прибыли - 100% (рис. 3).

А
В
С
D
Е 1 F
G
н
1
Начальные вложения В
10000000
Срок ежегодных вложений nl
2
Темп инфляции
min
max
2
Ежегодные вложения К
2000000
Срок получения первой прибыли л2
2
5%
10%
3
Начальная
МОЩНОСТЬ П1
2000
Срок модернизации предприятия лЗ
2
Средняя
приведенная
прибыль
2179124
Средняя
доходность
16,01%
4
Прибыль от продажи С
2250
Общий срок п
5
Макс.
прибыль
3381973
Макс.
Убыток
1069857
5
Ежегодное увеличение выпуска продукции q
10%
Вероятность
прибыли
100,00%
е
7
Темп
инфляции
Приведенные
вложения
Приведенная прибыль
Средняя
приведенная
прибыль
Средняя
доходность
8
7%
13596913
15808383
2211470
16,26%
9
6%
13641887
16278741
2636853
19,33%
10
8%
13557250
15400737
1843486
13,60%

Рис. 3. Результаты имитационного моделирования при уровне инфляции от 5% до 10%

При инфляции от 8% до 16% для получения прибыли с вероятностью 75%, прибыль от реализации продукции должна составлять 2330 руб./шт.

В заключение отметим, что использование данной методики позволяет адекватно оценивать доходность капиталовложений и минимизировать предпринимательские риски в условиях динамичной рыночной конъюнктуры.

Литература

Буторин, В.М. Основы финансовых вычислений [Текст]: Учеб. пособие / В.М. Буторин, Т.В. Алябьева. - Курск: ЮЗГУ, 2012. - 283 с.

Ефимова, Ю.В. Анализ качества инвестиционного проекта на основе метода оценки его доходности [Текст] / Ю.В. Ефимова // Финансы и кредит. - 2008. - № 47. - С. 60-67.

Сергеев, П.В. Программно-целевое планирование социально-экономического развития муниципальных образований [Текст]: / П.В. Сергеев, В.П. Сергеев // Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный анализ опыта России, Белоруссии, Украины: сборник научных статей международной научной конференции / Под общ. ред. В.М. Ермакова. - Курск: Изд-во Академии госслужбы. 2013. - С. 272-275.

Николаев, М. Роль территориального фактора в экономической динамике [Текст] / М. Николаев, М. Махотаева // Экономист. -2015. - № 3. - С. 42-49.

Сергеев, П.В. Компьютерное проектирование инвестиций на основе имитационного моделирования [Текст]: / П.В. Сергеев, А.В Полянский // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 9(18). - Ч. 1. - С. 106-109.

Сухачева Н.С., старший преподаватель, Кафедра Мировой экономики и таможенного дела Северо-Кавказского федерального университета, Института сервиса, туризма и дизайна (филиал)

в г. Пятигорске

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая, развитие межбанковского и инвестиционного сотрудничества, а так же взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий.

Ключевые слова: деловая активность, диверсификация торговли, инвестиционное сотрудничество, механизмы регулирования приграничной торговли.

Последние годы торгово-экономические отношения России и Китая ознаменовались значительным ростом. И дело не только в том, что торговый оборот между двумя странами достиг рекордного уровня свыше 10 млрд. долл. США и продолжает расти. Более существенным представляется увеличение деловой активности, всемерная диверсификация торговли, причем в значительной мере за счет наукоемкой продукции и высоких технологий. Успешно развивается межбанковское и инвестиционное сотрудничество. Активизировано взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий [1, с. 70].

Темпы развития сотрудничества и колоссальный взаимный интерес деловых кругов России и Китая позволяют судить о двусторонних торгово-экономических отношениях как наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Такое развитие обусловлено созданием благоприятных условий. Самым главным фактором явился Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В прошлом году главы наших государств, проявив незаурядную прозорливость, полное взаимопонимание, в рекордно короткие сроки подготовили и подписали этот исторический по значению, программный, по сути, двусторонний документ - договор XXI века, “обращенный в будущее, для будущих поколений”.

С подписанием Договора значительно возросла эффективность работы Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которые значительно стимулируют развитие сотрудничества, содействуют практической реализации конкретных проектов, в частности в области энергетики.

Возросла роль общественных объединений и организаций, выразителей интересов различных слоев населения наших стран. И без сомнения самой активной межгосударственной общественной организацией стал Российско - Китайский Комитет дружбы, мира и развития, заслужено пользующийся всемерной поддержкой глав наших государств и правительств. На протяжении пяти лет своей работой, состоящей не только из пленарных заседаний, но и множества практических мероприятий и в России и в Китае, Комитет заработал большой авторитет среди широких общественных кругов двух стран. Свою посильную лепту в процесс укрепления и дальнейшего развития двусторонних связей вносит Российско-Китайский центр (РКЦ) торгово-экономического сотрудничества. Неслучайно РКЦ был поручен целый ряд мероприятий. Это и визит в КНР 100 российских предпринимателей по приглашению Премьера Госсовета КНР, и проведение международной выставки «Технология из России-2015» и Российско-китайского форума торгово-экономического сотрудничества в апреле 2015 г. в г. Шэньян. В этих мероприятиях одновременно приняли участие более 500 российских специалистов.

Правительством России и Правительством Москвы поручено РКЦ оказывать содействия китайской стороне в строительстве Китайского торгово-делового центра в Москве. Китайская сторона намерена вложить в проект более 300 млн. долл.

В 2014 г. отмечается небывалый приток в Россию деловых делегаций крупнейших китайских предприятий, а также руководителей провинциальных и городских правительственных структур из различных регионов Китая. В ходе состоявшихся многочисленных встреч, семинаров можно с уверенностью отметить значительный рост заинтересованности китайских компаний в установлении и развитии отношений с российскими партнерами.

Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно- измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т.д.

Если ранее РКЦ, как и многие другие ведомства и организации России, такие визиты относил к категории так называемого «делового туризма», то на нынешнем этапе подобные встречи свидетельствуют о том, что мы имеем дело со специалистами - первыми лицами крупнейших предприятий в Китае - государственных, частных и смешанных (с японским, немецким, американским, французским капиталом), демонстрирующих высококлассные технологии и продукцию, имеющих зарубежные рынки сбыта и крайне заинтересованных в сотрудничестве с Россией.

Кроме того, разработана Программа и для российских участников ВЭД с КНР под названием «Деловой Китай».

Помимо семинарских занятий предусмотрены встречи с российскими предпринимателями и посещение профильных предприятий. Программа имеет долгосрочный характер.

Еще одна сфера деятельности РКЦ - это организация специализированных выставок в России и Китае. Положительный результат апрельской выставки «Технология из России-2015» несомненен; это признают и российские, и китайские организаторы и участники.

По последним статистическим данным Китайской таможни, в январе-августе 2014 года объем китайскороссийской торговли составил 12,87 млрд. долл. США или возрос на 35,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2015 г. двусторонний товарооборот достиг 15,76 млрд. долл. США (рост 32%). Таким образом, уже в течение 5 лет сохраняется тенденция динамичного роста китайско-российской торговли.

В настоящее время Россия является 8-м по величине торговым партнером Китая. По статистике российской стороны, по объему торговли с Россией Китай занимает 4-е место среди ведущих российских торговых партнеров, уступая Европейскому Союзу, Беларуси и Украине. 182

Китай поставляет в Россию, главным образом, текстильные изделия, одежду, обувь, бытовые электроприборы и другие товары бытового назначения. На их долю приходится свыше 70% общего объема экспорта Китая в Россию. Россия экспортирует в Китай в основном сырьевые ресурсы. Импорт машиностроительной и электронной продукции из России постоянно сокращается.

Согласно статистическим данным Министерства коммерции КНР, к концу августа в России было зарегистрировано 549 проектов с китайскими инвестициями на договорную сумму 582 млн. долл. США. В прошлом году договорная сумма китайских инвестиций в экономику России составила 339 млн. долл. США, увеличившись в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции Китая в России, главным образом, сосредоточены в торговле, микр о- электронике, связи, производстве одежды, сборке бытовой техники, общепите, переработке древесины и сельском хозяйстве.

К концу августа в Китае было зарегистрировано 1644 предприятия с участием российского капитала (0,5% от общего количества действующих в Китае предприятий с зарубежными инвестициями), объем фактически освоенных российских инвестиций в Китае составил 414 млн. долл. США (0,08% от общего объема практически освоенных Китаем иноинвестиций). Российские инвестиции в Китай направлены, главным образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию и фармацевтику.

В январе-августе 2015 г. Китай заимствовал из России 25 технологий общей стоимостью 15,3 млн. долл. США, затрагивающих атомную энергетику, космонавтику, электронику и другие сферы. В 2014 году Россия передала Китаю 39 технологий на общую сумму 24 млн. долл. США.

Подписано соглашение по созданию в поселке Хор Хабаровского края завода по производству химикотермомеханической массы мощностью 300 тысяч тонн в год, Договор о создании совместного предприятия по производству плит МДФ, Контракт о сотрудничестве в освоении лесных ресурсов и создания совместного предприятия по заготовке и переработке древесины, Протокол намерений о сотрудничестве между правительством Еврейской автономной области и главным управление провинции Хэйцлунцзян в области выращивании сои, Соглашение о сотрудничестве в области лесозаготовки и деревообработки в ЕАО, Соглашение о намерении сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов в Томской области, Соглашение о намерениях сотрудничества по созданию в поселке Пограничном Приморского края Суйфэньхэньской промышленной зоны по сборке бытовых электроприборов и производства изделий легкой промышленности и др.

Выступая перед участниками форума, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе отметил, что в экономических отношениях между двумя странами должно царить доверие и уважение, которые давно торжествуют в политических отношениях.

«На доверии и уважении должны быть построены отношения к иностранным инвесторам, к китайским инвесторам в России. Сегодня, к сожалению, не всегда даже региональные и федеральные власти России уважительно относятся к китайским предпринимателям. Возмущен недавним случаем неправомерных действий милиции на китайском рынке в Уссурийске. Такие примеры не сделают Россию привлекательной страной для иностранного капитала», - отметил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Экономические отношения России и Китая переходят в новую фазу. Приоритетным становится наше сотрудничество в реализации взаимных инвестиционных проектов, производственной и технологической кооперации [2, с. 223].

Торговый оборот Приморского края с КНР в 2014 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38%. Последние 2 года КНР является стабильно лидирующим партнером Приморского края в области торгово-экономических отношений. Этому способствует общая граница между нашими территориями, а также взаимодополняемость наших экономик на современном этапе: КНР достигла ощутимых успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, дальнейшее же их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры (в первую очередь энергетики, транспорта), а также металлургии. Приморский край, в свою очередь, располагает высоким производственным потенциалом отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, приборостроение), в настоящее время не задействованным на внутреннем рынке. Обрабатывающие же отрасли края в настоящее время требуют восстановления.

Экспорт Приморского края в Китай в 2014 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.

Позитивные тенденции отмечаются в области инвестиционного сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций из КНР в экономику края на 1 января 2015 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2014 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3 -5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия “Виктори” и “Юань-дун”, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек. Неуклонно развиваются межрегиональные связи в различных областях между Приморским краем и соседними северо-восточными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.

Активно развиваются межрегиональные связи в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по самым различным направлением, в том числе - по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2014 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.

Важной областью межрегионального сотрудничества является туризм. В последние годы обозначилась тенденция роста числа туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай. В 2014 году отечественными туристами из Приморского края было совершено 480 поездок в КНР (89,2% от общего числа поездок в зарубежные страны). Популярным для туристов из Китая становится Приморский край. В 2014 году их число достигло 113 тыс. человек, что составило 96,7% от общего числа иностранных туристов.

Приморский край все чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий - встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры.

В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Вместе с тем необходимо отметить некоторые факторы, сдерживающие поступательное развитие отношений. К их числу можно отнести такие, как преобладание в структуре приморского экспорта сырьевых товаров, отсутствие крупных совместных предприятий с китайскими инвестициями, отсутствие надежного механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров. Существуют проблемы по контролю качества товаров, не отлажены механизмы регулирования приграничной торговли. В лесной промышленности китайская сторона по-прежнему ориентируется исключительно на импорт из России круглого леса, а не на создание мощностей по совместной переработке древесины на нашей территории, как это предусмотрено соответствующим межправительственным соглашением. Имеются и другие вопросы, без решения которых невозможно здоровое развитие двустороннего сотрудничества.

Однако и российское правительство, и местные власти ПК делают реальные шаги к тому, чтобы решить эти проблемы, чтобы подготовить базу дальнейшей интеграции Приморского края в экономическую, политическую культурную жизнь АТР. И в этом отношении Администрация Приморского края надеется на помощь и поддержку китайской стороны.

В целях активизации двусторонних связей между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая целесообразным было бы направить общие усилия на решение следующих задач.

Прежде всего, необходимо продолжить совместную работу по развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные переходы с целью создания международных транспортных коридоров по перевозке экспортно- импортных грузов КНР с использованием транспортной инфраструктуры Приморского края. Необходимо возобновить совместную работу над международным проектом «Коридор Восток-Запад», который подразумевает использование портов Приморского края в качестве транзитных пунктов для перевалки грузов, направляющихся из северо-восточных провинций Китая к Западному побережью США [3, с. 230].

Необходимо диверсифицировать товарную структуру взаимной торговли, переходить к более глубоким формам хозяйственного взаимодействия и инвестиционного сотрудничества.

Одним из возможных вариантов решения проблемы создания механизма взаиморасчетов между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая может стать создание регионального российско-китайского банка с головным офисом во Владивостоке и филиалами в крупных городах северо-восточного Китая.

Литература

Сухачева Н.С., «ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ» № 6 Журнал издан по итогам международной научной конференции «XVII-я Международная научная конференция «Научный потенциал современной России», РФ, г. Липецк, 28 сентября 2015 г. - С. 67-71.

Сухачева Н.С., Материалы Всероссийской научной конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому федеральному округу». - Пятигорск. ФГАОУ ВПО «СКФУ» (филиал) в г. Пятигорске, 2013. - Т. 1 (ч. П). - С. 222-225.

Сухачева Н.С., Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в формировании стратегического вектора развития фундаментальных и прикладных научных исследований» Россия, г. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2015 г. - С. 229-232. УДК 338.124.4 ББК 65.7


Печенегина Т.А., к.э.н., доцент, Кафедра экономика и финансы, Пермский национальный исследовательский политехнический университет





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ