СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Понятийная проблематика религиозной философии


ПОНЯТИЙНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: В статье актуализируется проблема при понятийном исследовании современной религиозной философии. Выдвигаются подходы к определению понятия «религиозная философия» и стратегические основания для начального исследования феномена. Применяется метод сравнительного и понятийного анализа при сравнении понятий «философия религии» и «религиозная философия».

Ключевые слова: религиозная философия, философия религии, теология, «план имманенции», «концептуальный персонаж».

На сегодняшний день религиозно-философские исследования становятся как никогда актуальными. Это связано не только с напряжёнными внешнеполитическими обстоятельствами между Западноевропейскими странами и странами Ближнего Востока, но и с психологическими и традиционными аспектами, которые оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности, как индивидуума, так и целых сообществ. В начале ХХ века к аналогичному суждению пришёл немецкий социолог Макс Вебер, который в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» доказывал тезис, что капитализм, как идеология является результатом секуляризации кальвинисткой религиозной философии. Но исследователь, который эксплицирует специфику религиозных установок (или религиозных пресуппозиций) автора только из текстов, сам зачастую сталкивается с исследовательской проблемой. В чём суть этой проблемы? Это - проблема понимания исследователем, целью которого является понятийно зафиксировать объект исследования, того, что считается уже общим и известным. Это понятийное затруднение выражается в определении такого понятия как «религиозная философия». Почему это является проблемой? Во-первых, потому что на сегодняшний день не сформировано устойчивой демаркации между понятиями «философская теология» и «религиозная философия», не говоря о том, что различные русские религиозные философы, как например, Владимир Соловьёв, а также различные исследователи религиозной философии не видели различия между религиозной философией и философией религии.

Во-вторых, помимо трудности того или иного адекватного определения или анализа этих феноменов, возникает проблема грамматического отношения этих конструкций. К примеру, при анализе таких конструкций, как «философия религии» или «религиозная философия» у исследователя возникает проблема в установлении придаточных свойств каждой из них. Что это значит? Это значит, что возникает проблема в выявления родительного или именительного падежа, поскольку при различном использовании того или иного падежа будет меняться смысл конструкции. В одном случае «философия», как основополагающее в именительном падеже (Кто? Что?) к «религии», в другом случае в родительном падеже «философия» (Кого? Чего?) будет придаточным по отношению к «религии». При выявлении и разграничении этих придаточных свойств возможно будет адекватно эксплицировать такие концепты, как «фи- лософия-о-религии», «философия-в-религии» и др. Так, известная французская исследовательница религии М. Симон в своём произведении «Философия религии в работе Шлейермахера», написанной в 1974 году, различала «философию религии» от «религиозной философии», использовав конструкцию philosophie de religion (философия религии) и philosophie religiuse (религиозная философия).

И, наконец, в-третьих, сложность возникает при установлении рамок понимания и корреляции слов «современная» и «религиозная». Так, например, в учебном издании по религиозной философии к религиозной философии относят как оккультную и теософскую литературу, так и авторские религиозно-философские взгляды тех или иных философов, которые могут не расцениваться научным академическим сообществом в качестве религиозной философии.

Как известно, существуют, как минимум, две оптики рассмотрения понятия «религиозная философия», как например, теистическая и мистическая. Особенностью теистической оптики является, во-первых, то, что она предполагает рассмотрение понятий «религиозное» или «религиозность» в рамках закрытой системы. Во-вторых, теистическая оптика по умолчанию соотносит понятие «религиозная» с иудео-христианской традицией, которая послужит основанием появления, в режиме религии откровения, так называемых авраамических религий. Таким образом, в рамках теистической оптики буддизм не является религией, поскольку он отрицает идею личного Бога-творца, и идею ex ni- hilo, т.е. творения мира из ничего. В христианском понимании под религиозным понимается идея Августина о Граде Божьем, вечно противостоящим Граду Земному. Религиозный человек инспирирован (воодушевлён) христианской интенцией. Человек, живущий в Граде Небесном, главной опорой своего бытия ставит жизнь согласно Священному Писанию. «Религиозное» - это особый духовный режим отношений между Богом и человеком, в отличие от Града Земного, где происходит смешение и обезличивание контактируемых. Такому смешению, Августин даёт концепт «Вавилон». «Вавилоном» Августин называет множественные философские споры. Отсюда видно, что Августин негативно относится к различным античным философским метафизическим дискуссиям, которые не позволяют сознанию структурировать и систематизировать философское знание по тем или иным вопросам. Августин тем самым отвергает идейный философский плюрализм мнений, отдавая предпочтение философам, которые, порой не рефлексивно, научали благочестию и нравственности, как например Сократ и Платон. Августин пишет: «Всё, что некоторые философы среди лжи, которую они высказывали, могли усмотреть истинного и в чём старались убеждать путём трудных рассуждений, как, например, что настоящий мир сотворён Богом и управляется Его промыслом, равно о честности добродетелей, о любви к отечеству,...» и далее «всё это в этом граде было заповедано народу пророческими, т.е. божественными, хотя и через людей, устами, а не втолковано путём словопрений...» [1, с. 287]. Таким образом, идею вхождения философии в религиозную христианскую систему можно описать через метафору потока, направление которому задаёт русло. Иными словами, религия подчиняет себе философское учение. Однако исследования весьма противоречивой и неоднородной истории развития религиозной философии, амбивалентно приводили к выводу, что именно философия подчиняет себе религию. В результате этого сложного взаимодействия и конструируется такой феномен, как религиозная философия.

В отличие от теистической, мистическая оптика намного шире. Такой оптики придерживался ряд русских религиозных философов, например, Н.А. Бердяев, который под религиозностью понимал всякую метафизику, т.е. особую интенцию субъекта, целью которого является выйти за пределы чувственного мира и соприкоснуться с миром сверхчувственным. Таким образом, можно выделить операциональное определение религиозной философии. Религиозная философия - это продукт философской рефлексии, который всегда соотносится с той или иной религиозной традицией. В отличие от философии религии, которая базируется не на религиозных, а на сугубо философских построениях. Теоретической базой для религиозной философии является теология, где с помощью философских идей, концептов и категорий осуществляются анализ, экспликация, герменевтика и апологетика различных религиозных догматов и постулатов. Как правило, почти в каждой религиозной системе существует своя религиозно-философская традиция.

Необходимо также отметить, что религиозной традиции, в частности христианской, не чужда рационализация. Так, выдающейся историк русской религиозной философии В.В. Зеньковский в своём труде «История русской философии» пишет: «Философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях рационализации» [2, с. 19]. Проблема заключается в том, что в эпоху модерна отличительным свойством философствования являлось наличие систематичности и гносеологии, т.е. теории познания. Но о каком познании идёт речь? Имеется в виду познание реальности (realite), обусловленной классической эпистемой Нового времени, для которой характерно деистическое представление о Боге. Специфика познания в религиозной философии обусловлена религиозной структурой, которая, оперируя философскими категориями и идеями, систематизирует этапы и особенности познания самой религиозной реальности или Трансцендентального Абсолюта как такового.

Если философия согласно Жилю Делёзу и Фелексу Гваттари, это конструирование или творчество концептов, где концепт понимается как событие, то это определение отнюдь не дезавуирует феномен религиозной философии. Так, в христианской философской традиции известны такие выработанные и устоявшиеся концепты, как «грех», «чудо», «вера», «разум», «душа», «закон» и др. Попытки создания концептов на основе Западной религиозной философской традиции вытекали в рамках спора об Универсалиях между, реалистами (Гильом из Шампо, Фома Аквинский), номиналистами (Росцелин, Оккам) и концептуалистами (Абеляр). На Западе в неотомизме в книге «Религия и культура» Ж. Маритен вводит концепт «Христианский мир» и «цивилизация». В русской религиозной философской мысли Владимир Соловьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский вводят и конструируют такие концепты, как «побуждающее начало», «Великий синтез», «всеединство» «София», «человек», «Бог», «Истина», «Свет» и др. Многие концепты конструировались и дорабатывались в таком синкретическом религиозно-философском учении, как софиоло- гия.

Каким же образом следует задать рамку при изучении текстов религиозной философии, как объекта исследования? Одним из возможных путей будет являться выбор либо религиозно-философской традиции, либо выбор авторитетного мнения экспертов относительно данного вопроса.

Другой путь излагается в книге Ж. Делёза и Ф. Г ваттари «Что такое философия?». В книге излагается такой начальный режим философствования как «план имманенции» и выбор «концептуального персонажа». Как пишут авторы: «План имманенции - это не мыслимый или потенциально мыслимый концепт, но образ мысли, тот образ, посредством которого она сама себе представляет, что значит мыслить, обращаться с мыслью, ориентироваться в мысли» [3, с. 8]. Таким образом, если имманентность предполагает логическое следование или продолжение мысли, то «план имманенции» позволяет остановить логическое следование и перенастроить оптику философа-исследователя, тем самым дав себе возможность сконструировать новые идеи и концепты. Подобное конструирование создаёт роль, в которую погружается философ. Так появляется «концептуальный персонаж», в рамках которого происходит философское исследование. При этом важно отметить, что зачастую этот «концептуальный персонаж» может трансформироваться. Эта трансформация видна при изучении истории философии, где, для того чтобы передать эволюцию взглядов того или иного философа, используются такие понятия, как «ранний» и «поздний». Например, в истории философии принято различать ранний (до критический) и поздний (критический) периоды творчества И. Канта.

Что такое современная религиозная философия? Необходимо учесть, что современная религиозная философия - это исторически и научно устоявшееся словосочетание, которое используется в религиозных и философских исследованиях. Что значит современная религиозная философия? Под современной религиозной философией принято понимать религиозную философскую мысль второй половины XX столетия, как на Востоке, так и на Западе. Так, к примеру, в 1967 г. в энциклике «О прогрессе народов» в качестве регулятивного идеала была продекларирована идея интегрального гуманизма французского неотомиста Ж. Мартена. Во-первых, под «современной» идеей понимается не только «актуальная», т.е. взгляды которой являются или были востребованными в ХХ веке различными институтами, но и на сегодняшний день являются основополагающими в той или иной религиозной доктрине. Во-вторых, под «современной» в данной работе будет пониматься «обновлённая» религиозная философия. Это означает, что те базовые взгляды и направления различных религиозно-философских школ были переосмыслены и трансформированы в ХХ столетии. Эта обновленческая тенденция видна par excellence в Западных религиозно-философских направлениях через приставку «neo» или «new». Например, томизм трансформировался в неотомизм, августинизм в неоавгустинизм. Также в ХХ веке появляется тенденция «Новой реформации», о которой писал философ Альфред Уайтхед.

В заключение можно отметить следующие выводы, а именно то, что религиозная философия является сложным и изменчивым направлением философской системы, а также то, что предварительное и ознакомительное изучение объекта исследования создаёт новые проблемы понимания. Эти обстоятельства лишний раз указывают на важность и актуальность исследования, поскольку даже неправильная постановка самого вопроса может привести не только к смене стратегической гипотезы, но и к изменению предмета исследования. Литература

Блаженный Августин. Творения в 4-х томах. - Т. 3. О Граде Божием / Августин Блаж. - СПб.: Алетейя, 1998. - 594 с.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия / Ж. Делёз, Ф. Гваттари / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2009. - 261 с.

Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - М.: Академический Проект, Раритет, 2011. - 880 с.

УДК 165.9 ББК Ю2-87.2


Гуренко В.Л., аспирант, Волгоградский государственный университет





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ