СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности закупок лекарственных препаратов в оренбургской области


ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье на основе контент-анализа выявлены особенности закупок на территории Оренбургской области: установлен основной заказчик лекарственных препаратов, выявлен приоритетный способ проведения закупок, определена конкурентная среда, поставщики, диапазон снижения начальных цен контрактов, установлены основные причины отклонения заявок, выявлены проблемы закупок на региональном уровне. Предложены пути совершенствования закупочной деятельности, которые могут способствовать улучшению обеспечения медикаментами медицинских и фармацевтических организаций.

Ключевые слова: закупка лекарственных препаратов, контрактная система, региональные особенности.

Актуальность. В современных условиях система государственных закупок служит основным инструментом, обеспечивающим рациональное использование финансовых средств бюджетов всех уровней [1]. Особенности действия этих механизмов в области лекарственного обеспечения на региональном уровне, а так же необходимость адаптации к условиям нового законодательства способствовали формированию новых задач перед специалистами контрактной службы [2]. В связи с вышесказанным выявление и анализ существующих проблем, а так же разработка путей их решения становятся особенно актуальными в современных экономических условиях.

Цель исследования - изучить особенности государственных закупок в сфере обращения лекарственных препаратов (ЛП) в Оренбургской области. Для решения поставленной цели необходимо было изучить правовые основы и обобщить актуальные вопросы организации системы государственных закупок в здравоохранении; провести анализ организации закупок в сфере обращения ЛП в Оренбургской области; выявить проблемы системы государственных закупок в сфере обращения ЛП в Оренбургской области; предложить рекомендации по совершенствованию системы закупок в сфере обращения ЛП.

Материалы и методы. Объектом исследования явилась контрактная система в сфере закупок ЛП на территории Оренбургской области. В качестве источников информации использовались статистические данные официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (zakupki.gov.rul. документация о закупках (400 протоколов). В процессе исследования использовались общенаучные методы (сравнение, описание, группировка), контент-анализ.

Результаты и их обсуждение. На основе изучения литературных данных были выявлены принципы и актуальные проблемы контрактной системы. Сегмент государственных закупок включает в себя закупки ЛП для медицинских организаций (МО), закупки для льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) населения [3]. На рис. 1 видно, что сегмент государственных закупок имеет тенденцию к росту и остается достаточно стабильным, не смотря на процессы, происходящие в экономике страны.

о 209.8

■ Закупки для ЛЛО ■ Закупки для МО

Рис. 1. Объем государственных закупок ЛП, млрд. руб.

Проведенный нами анализ статистических данных Официального сайта РФ в сети Интернет для размещения заказов показал, что крупнейшим заказчиком ЛП на фармацевтическом рынке, в том числе на региональном уровне, является Министерство здравоохранения. На следующем этапе исследования для выявления региональных особенностей был проведен контент-анализ закупочной документации Министерства здравоохранения Оренбургской области (МЗ ОО), который показал, что за анализируемый период для всех заказов поставщик был определен путем проведения электронного аукциона, среднее количество участников закупок составило 2,11±1,33.

Результаты анализа протоколов закупок МЗ ОО по стоимости и количеству представлены на рис. 2 и 3. 110

Рис. 2. Стоимость заключенных контрактов МЗ ОО, млн. руб.

Рис. 3. Количество заключенных контрактов МЗ ОО

На рис. 2 и 3 видно уменьшение количества и стоимости контрактов в 2014 г., что можно объяснить вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон о КС), который существенно изменил правила осуществления государственных закупок. Максимальная величина суммы заключенных контрактов отмечена в 2015 г., наибольшее количество контрактов заключено в 2013 г.

Анализ объектов закупок МЗ ОО позволил установить, что 72% заказа предполагали поставку ЛП. На рис. 4 видно, что в качестве прочих объектов закупок выступали в 55% случаев - поставка медицинской аппаратуры (дефибриллятор, аппарат УЗИ диагностический, искусственной вентиляции легких, наркозного аппарата), 17% - поставка медицинского оборудования (стол операционный и пр.), 16% - поставка медицинских изделий. «о

поставка медицинских изделий ■ поставка медицинской аппаратуры

поставка медицинского оборудования прочие

Рис. 4. Прочие объекты закупок М3 00, %

Анализ экономии финансовых средств по результатам процедур выявил тенденцию увеличения доли сэкономленных средств. Из рис. 5 видно, что максимальная экономия была достигнута по результатам 2014 года и составила 7,55%, что свидетельствует об эффективности реализации контрактной системы на территории области.

Рис. 5 Экономия средств по результатам заключения контрактов в Оренбургской области, млн. руб.

С целью выявления причин отклонения заявок, поданных поставщиками, нами были проанализированы протоколы и выявлены заявки, отклоненные государственным заказчиком. Установлено, что наиболее частой (96% случаев) причиной отклонения заявок на участие в аукционе МЗ ОО, является несоответствие требованиям, предъявляемым заказчиком к документации или качеству товара (в соответствии с законом о КС ст. 69 ч. 6 п. 1) .

В результате проведенного нами анализа установлено, что за анализируемый период достаточно часто (55,6%) отклонялись и заявки ООО «ЦЕНТРОФАРМА» (рис. 6).

ООО "ЦЕНТРОФАРМАмООО "БСС" ООО "Ростов-М-Фарм" Прочие

На следующем этапе исследования нами был проведен анализ поставщиков ЛП по количеству и стоимости заключенных контрактов с МЗ ОО на региональном уровне. Установлено, что в процедурах региональных закупок ЛП участие принимали более 69 поставщиков. В табл. 1 представлены основные поставщики ЛП в Оренбургской области за анализируемый период.

Таблица 1

Ранжирование поставщиков МЗ ОО по количеству и стоимости контрактов

Поставщик
Количество
контрактов
Ранжирование по количеству контрактов
Стоимость
контрактов, млн. руб.
Ранжирование по стоимости контрактов
ЗАО «Р-Фарм»
40
1
256,6
2
ЗАО «Компания «Интермедсервис»
30
2
100,7
3
ООО «БИОТЭК»
30
3
43,9
4
ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС»
25
4
29,4
6
ООО«Центрофарма»
24
5
5,2
8
ЗАО НПК «Катрен»
22
6
4,2
9
ООО «Фармахан»
18
7
0,6
10
ГАУЗ «ОАС»
15
8
9,5
7
ООО «АМТ»
15
9
37,9
5
ЗАО «Ланцет»
13
10
674,5
1

Из табл. 1 видно, что лидером среди поставщиков по количеству заключенных контрактов, является ЗАО «Р- Фарм» (40 контрактов), по сумме - ЗАО «Ланцет» (674,5 млн.руб.).

На основе проведенных исследований и контент-анализа литературных источников нами были выявлены основные проблемы в сфере закупочной деятельности: отсутствие процедур определения взаимозаменяемости ЛП, нарушения порядка размещения заказа и проведения закупок ЛП, предоставление недостоверных сведений и документов, недобросовестная конкуренция, технические несовершенства информационной системы государственных закупок (технические сбои, зависимость от предоставления услуг связи).

На основании проведенных исследований нами были разработаны рекомендации в целях максимального использования преимуществ систем и технологий. Для большей эффективности применяемых механизмов и технологий в обеспечении прозрачности процессов, связанных с управленческой информацией и аналитическими данными необходимо повышать уровень компетентности специалистов в сфере осуществления государственных закупок. Глубина проверки поставщиков должна зависеть от величины бюджета закупки и степени риска, возникающего при недобросовестном исполнении контракта. 113

Выводы. В ходе анализа выявлены региональные особенности и проблемы закупок в сфере обращения ЛП: установлен основной заказчик ЛП (МЗ ОО), выявлен наиболее приоритетный способ проведения закупок (электронный аукцион), определена конкурентная среда (среднее количество участников закупок составило 2,11±1,33), основные поставщики (ЗАО «Р-Фарм», ЗАО «Фирма Евросервис», ГАУЗ «ОАС»), диапазон снижения начальных цен контрактов (с 5,50% до 7,55% за период с 2011 по 2014гг.), установлены основные причины отклонения заявок (несоответствие требованиям, предъявляемым заказчиком к документации или качеству товара). Сложившаяся ситуация свидетельствует о создании благоприятных условий для свободной конкуренции и достаточной эффективности реализации контрактной системы на территории области. Предложенные нами пути совершенствования закупочной деятельности могут использоваться специалистами отделов закупок для повышения эффективности деятельности по обеспечению медикаментами медицинских и фармацевтических организаций.

Литература

Совершенствование процесса проведения государственных закупок. Рекомендации и материалы, подготовленные Рабочей группой промышленных компаний (IndustrialCompaniesWorkingGroup) - М., 2012. - С. 17-19.

Цыбина А.С. Оптимизация лекарственной помощи детям с респираторными аллергическими заболеваниями в рамках реализации программы государственных гарантий Оренбургской области / Лозовая Г.Ф., Саньков А.Н., Дударенкова М.Р., Коробов А.М. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 160-165.

Соколова С.В. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов / С.В. Соколова, А.С. Орлов, М.С. Румянцева // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4828

УДК 519.6 (075.8)

ББК 22.19


Цыбина А.С., к.фарм.н., старший преподаватель; Дударенкова М.Р., к.фарм.н., доцент; Нигматуллина Ю. У., ассистент; Горбунова Е.С., ассистент, Кафедра управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии, Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ