СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Психологические особенности формирования мотивации молодежи к военной службе


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация: Авторы статьи на основе практического опыта работы с молодежью в учебных заведениях. Собственной службы в ВС и теоретического исследования проблемы повышения уровня мотивации службы в рядах ВС России представили ряд существующих сегодня проблем и путей выхода из них на основе создания соответствующих психологических условий.

Ключевые слова: мотив, мотивация, духовные ценности, военно-профессиональная деятельность психологопедагогический инструментарий.

Annotation: The authors of the article on the basis of practical experience of working with young people in educational institutions. Private service and theoretical studies of the problem of raising the level of motivation of service in the Russian armed forces have presented a number of existing problems and solutions to them through the establishment of appropriate psychological conditions.

Keywords: motive, motivation, spiritual values, military and professional activities ofpsycho-pedagogical tools.

Сегодня служба в Вооруженных Силах невозможна без психологического обеспечения подготовки допризывной молодежи и деятельности военнослужащих. Проблема положительной мотивации и направленности молодежи на военную службу - одна из основных психологических проблем общества, армии, личности. Важное место в духовно- смысловой сфере будущей воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. Характер и направления развития любого общества обычно представляют собой определенную совокупность, систему ценностей, на которые оно ориентируется и стремится сделать своим достоянием. Формирование направленности и мотивации к военной службе молодого человека является той ведущие ценностью общества, которая его объединяют, и, выступая в качестве побудительного мотива, обеспечивают его единство, стабильность и развитие.

Мотивация - сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Ее образуют различные виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, ориентации, цели, отношения. Каждый вид человеческой деятельности характеризуется своими специфическими побудительными мотивами, в которых своеобразно трансформируются особенности профессиональной деятельности людей.

Мотивация военной службы - процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности. Эффективность формирования мотивации и мотивационной готовности к службе в Вооруженных Силах определяется условиями и характером военной службы, соотношением в ней положительных и негативных явлений, особенностями и формами влияния на сознание будущего воина, спецификой общественно-психологических процессов в воинских коллективах. Путь к эффективной подготовке к службе в армии лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет каждым молодым человеком, какие ценностные ориентации лежат в основе его мировоззрения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов психологической подготовке в службе в армии. Для этого нужно знать имеющиеся мотивы, способы приведения их в действие и пути формирования эффективного мотивирования молодых людей к службе в армии.

В период обучения в различных типах учебных заведений допризывного возраста под воздействием объективных условий и субъективных факторов при ведущей роли педагогов у молодежи формируется мотивационная готовность к будущей военной службе, которая представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь, создают соответствующие состояния психики и регулируют поведение. Педагогам необходимо знать не только основы воинской службы, но владеть знанием психологии для обеспечения устойчивой мотивации к прохождению воинской службы по призыву или по контракту, или как профессиональную воинскую деятельность.

В настоящее время особую значимость имеет несоответствие между существующей реализованной и требованиями, которые предъявляют к военнослужащим. Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития мотивационной готовности личности к военной службе от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями учителей школ, профессорско-преподавательского состава профессиональных у4чебных заведений. Главным противоречием является противоречие между необходимым уровнем мотивации к военной службе военнослужащих и реальным уровнем мотивационной готовности, сформированной у них в процессе учебы, и противоречия собственно психолого-педагогического характера. Эти противоречия обусловлены сложностью процесса формирования мотивационной готовности к военной службе, стремлением педагогов и командиров быстро получить положительные результаты, и недостаточным уровнем профессионально-педагогической подготовленности субъектов воспитания.

Для обеспечения необходимого уровня мотивации будущих военнослужащих важно индивидуальное изучение иерархии мотивов выбора военной службы и ценностных ориентаций молодежи. Необходимо учитывать, что молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы или поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего, вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т.п.). Следовательно, с призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Проведенные среди студентов гражданских профессиональных учебных заведений исследования позволяют говорить о том, что военно-профессиональная деятельность существенно отличается от других видов социальной деятельности. Данные отличия обусловливают необходимость психологической подготовки молодого человека к адаптации к новым условиям при поступлении его на военную службу. Кроме того, необходимо учитывать, что особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Так, легкость возникновения потребности, ее интенсивность (сила) зависят от индивидуальной «чувствительности» человека к стимулу второсигнального воздействия (ситуации). Возникновение и переживание состояний (обиды, злости и т.п.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у субъекта конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.п. Эти черты личности заставляют воспринимать конфликтную ситуацию острее. Таким образом, направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектом.

Первостепенная роль в формировании положительной мотивации к воинской службе принадлежит способности педагогического коллектива правильно организовать формирование и развитие мотивационной готовности к военной службе, обеспечить их направленность. Для того, чтобы наметить пути совершенствования военноориентационной работы среди допризывников и определить показатель внутреннего психологического потенциала будущих военнослужащих можно составить социально-психологический портрет каждого, обучающегося в профессиональной учебном заведении - колледже или вузе.

Кроме того, сложившееся негативное представление об армии можно преодолеть путем использования современного психолого-педагогического и информационного инструментария, расширения и углубления связей с общественностью в целях создания привлекательного имиджа солдата и сержанта, офицера, частей, подразделений и соединений, родов войск и специальных служб.

В результате проведенных теоретических исследований, на основе практического исследования уровня мотивации к военной службе можно заключить, что сегодня мотивационная сфера молодежи сложна и неоднородна. Структура мотивационной сферы молодого человека проходит определенные этапы формирования, происходящие под влиянием направленной психолого-педагогической работы педагогов. Сегодня в период сложной международной обстановки, экономических и социальных кризисных потрясений в мире и России на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности гражданина России, деятельность общества по их формированию и повышению готовности к военной службе и защите Родины. Одна из ведущих ценностей - патриотизм, защита родины, способность сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой, в реализации которой значительную роль играет обеспечение соответствующей мотивации.

Литература

Голуб В.В. Профессиональное образование- ресурс национальной безопасности // Сборник научных статей международного научно-практического форума «Национальная безопасность - проблемы и пути решения». - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮжНИЦ, 2015.

Голуб В.В., Голуб Л.В. Наука и практика: опыт инновационного развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 11.

Голуб В.В., Иванов А.Е. педагогическая модель мотивации военнослужащих по призыву в подразделениях ВС РФ: Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во АкадемЛит, 2012.

Иванов А.Е. Некоторые аспекты мотивационной сферы профессионально-личностного развития.// Материалы международной научно-практической конференции «Современные модели развития в аспекте глобализации: мировой опыт, российские реалии, тенденции и перспективы в...психологии». - СПб.: Изд-во «КультИнфорПресс», 2015.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Наука, 1971.

Файзуллаев А.А. Управление мотивацией. - М.: Аспект Пресс, 2002.

УДК 37.015.3


Голуб В.В., к.пед.н., доцент, Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя», г. Ростов-на-Дону; Иванов А.Е., старший инспектор-психолог, Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, г . Салехард





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ