СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие научно-исследовательских компетенций студентов


РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация: В статье представлен опыт работы по развитию научно-исследовательских компетенций студентов с целью фундаменнтализации знаний, развития творческих и аналитических способностей. Умения проектировать исследовательскую деятельность. Авторы считают, что при преемственном развитии данных компетенций на всех уровнях образования будет подготовлен творческий специалист, способный более эффективно осуществлять профессиональную деятельность и научно-исследовательскую работу.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, компетенции, проектная деятельности, учебно-научное исследование

Annotation: The article presents the experience of work on the development of the research competences of students to fundamenntalizacii knowledge, development of creative and analytical abilities. Skills to design research activities. The sponsors believed that when preemstvennom the development of these competences at all levels of education will be prepared by the creative specialist, capable of more effectively carry out their professional activities and research work.

Keywords: research students, competence, project activities, training and scientific research.

Изменения в различных сферах развития общества потребовали корректировки содержательных, методических, технологических аспектов, ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств образования. Актуализировалась необходимость усиления фундаментальной профессиональной подготовки студентов, формирования исследовательских умений и навыков. Особую важность приобретает способность квалифицированно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, т.к. выпускникам профессионального педагогического учебного заведения предстоит работать в различных типах образовательных учреждений, с различным контингентом учащихся, в различных национально-этнических условиях. Творческий специалист, способный исследовать рисковую ситуацию, найти пути выхода из нее и организовать соответствующую деятельность будет той антикризисной силой, которая сможет вывести из кризиса в любой сфере деятельности. В связи с этим актуализируется приобретение профессионально-творческих компетенций, развиваемых на основе системной организации исследовательской деятельности студентов, способности адаптации к будущим социально-профессиональным условиям и развития навыка исследовательской деятельности у учащихся. Развитие прикладных исследований, которыми являются исследования студентов предоставляет возможность каждому студенту раскрыть свой творческий потенциал, расширить гуманитарные знания, реализовать оригинальные идеи.

Диагностика, проводимая среди студентов первого курса, поступающих на базе основного общего образования в колледж ежегодно, показывала недостаточный уровень знания отечественной литературы и умений и навыков работы с литературными источниками. Одновременно с введением новой структуры учебного плана дисциплина «Литература» стала частью дисциплины «Русский язык и литература». В процессе анализа содержания ФГОС СПО по педагогическим специальностям, ФГОС начального и общего среднего образования, результатов проведенной диагностики были выявлены сложившиеся противоречия между:

требованиями современных образовательных учреждений к уровню профессионально-педагогической и обшекультурной компетентности специалиста и уровнем общекультурного развития будущего педагога;

сокращаемым количеством часов по дисциплине «Русский язык и литература» в учреждениях СПО и необходимостью подготовки гуманитарно развитого и творческого педагога;

введением в содержание ФГОС всех уровней образования требует развития навыков проектной деятельности и недостаточностью использования возможностей содержания для обучения методике проектирования и ведения научно- исследовательской деятельности.

Авторами ыла выдвинута гипотеза о том, что с помощью развития исследовательских умений и навыков как в колледже, так и вузе возможна более качественная подготовка студента, так как:

чем качественнее и разнообразнее организована научно-исследовательская деятельность студентов, тем больше возможностей личностного развития, поддержки талантливых студентов и гарантии их эффективной будущей профессионально-педагогической деятельности;

чем более комплексно используются формы учебной и внеучебной деятельности по дисциплинам гуманитарного цикла, тем достигается большая эффективность в развитии научно-исследовательских навыков и умений студентов.

В качестве примера прикладного исследования по развитию навыков научно-исследовательской работы авторами представляется научно-практическое исследование «Развитие научно-исследовательских компетенций студентов», проводимого Донского педагогического колледжа (ДПК), работающего в системе непрерывной подготовки с Южным Федеральным университетом (ЮФУ). Участвуют студенты и преподаватели Донского педагогического колледжа; работники Государственного историко-культурного музея-заповедника М.А. Шолохова и Ростовского краеведческого музея.

Обучение проведению исследования проводится на аудиторных занятиях и во внеурочное время, в форме работы студенческого литературного клуба, в рамках которого по сетевому принципу студентами (группами студентов) при методическом сопровождении преподавателя самостоятельно выполняются индивидуальные творческие проекты по различным тематикам и в различных формах.

В основу исследовательской деятельности положены следующие теоретические понятия.

Литературно-исследовательская деятельность - литературно-творческая деятельность студентов предполагает постановку цели, изучение дополнительных по отношению к учебной программе литературных источников, анализ литературно-критического материала, обобщение исследованного материала, собственный литературнотворческий комментарий и выводы.

Учебно-научное исследование - вид исследования, главной целью которого является развитие личности на основе полученных теоретических знаний, практических навыков и профессиональных компетенций, развитие у студентов функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, способности к исследовательскому типу мышления.

Учебный проект - это учебно-научное исследование, дающее возможность максимального раскрытия творческого потенциала студента, расширения гуманитарной подготовки и решения новых практических прикладных задач.

Компетенция - сформированная профессиональная способность использовать практической деятельности полученные знания и проявить способности, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной и профессиональной практикой.

Творческие способности - способности порождать необычные идеи; отклоняться от традиционных схем мышления, творчески решать возможные проблемные ситуации.

Метод проектов - педагогическая технология, основанная на широком внедрении в процесс обучения учебных проектов, позволяющая обеспечить высокий уровень интеллектуального развития выпускника, опережающую направленность обучения, обладающая социальной и личностной значимостью.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется как неотъемлемая часть образовательного процесса и внеучебной деятельности, а разработанные студентами литературно-творческие исследовательские проекты являются результатом совместной деятельности преподавателя и студента. Это позволяет создавать благоприятную среду для коллективной творческой работы, использовать знания из разных областей, формировать междисциплинарное знание и способность прогнозировать результаты, самостоятельно мыслить и совершенствовать навыки проведения литературного исследования и анализа художественного текста.

Объектом исследования является совместная научно-исследовательская деятельность преподавателя и студентов педагогического колледжа при изучении литературы и русского языка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Предметом совместной деятельности преподавателя и студентов являются результаты организации научно - исследовательской деятельности студентов колледжа как фактора личностного и профессионально-педагогического развития. Исследовательская деятельность студентов организуется в рамках индивидуальных исследований, каждое из которых имеет программу.

Целью явилось развитие научно-исследовательских компетенций и практическое выявление потенциальных научно-исследовательских возможностей студентов, позволяющих обеспечить более высокий уровень интеллектуального развития, творчества, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, приобретения литературно - аналитического опыта.

Для проведения самостоятельной творческой исследовательской деятельности ведется обучающая подготовительная работа, учитывается возраст, уровень подготовленности и жизненный опыт студентов, т.к. это определяет зону ближайшего развития студентов, их интерес к работе, посильность для успешного выполнения. Кроме того, обеспечивается личностная и общественно-значимая мотивация, которая является источником самостоятельной деятельности и творческой активности. Погружение в исследование осуществляется в процессе учебных занятий, подготовки рефератов и презентаций, проведении литературных экскурсий, выступлений перед абитуриентами, выпуска литературных газет и бюллетеней, участия в российских и областных фестивалях и конкурсах. Исследовательские умения и навыки формируются поэлементно, осваиваются как надпредметные и соединяются в общее технологическое умение работы над исследованием, включающее навыки и умения: 64

Мыслительные: проблематизация, целеполагание, формулировка гипотезы, выбор способа исследования, планирование деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада, выбор способов представления результатов, подготовка отчёта о проделанной работе, рефлексия полученных результатов.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри творческой

группы.

Поисковые: находить информацию и литературные источники по библиотечным каталогам, в гипертексте, в Интернете, формулировка собственного отношения.

Информационные: структурирование текстовой информации и электронного материала.

Эффективность исследовательской деятельности достигается за счет позитивной мотивации исследовательской деятельности; развивающих и личностно ориентированных технологий; диалогового взаимодействия. Примером коллективной научно-исследовательской деятельности является реализация исследования «М.А. Шолохов - наш земляк», посвященного 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова, направлениями которого были - «Имя Шолохова в сердце моем» (собственное сочинение о Шолохове и Шолоховском крае: стихотворение, эссе); - «Произведения Шолохова. Взгляд молодых» (Рисунок);- «Читайте Шолохова!» (Рекламный продукт: реклама, оригинал-макет и др.). Творческие исследовательские работы студентов-авторов отмечены на Российском межрегиональном конкурсе сочинений, Всероссийском дистанционном конкурсе - фестивале «Исследовательская лаборатория», Всероссийских дистанционных конкурсах с международным участием - «Лучшее сочинение», «Край родной, навек любимый», «Мы помним день Победы».

Получаемые результаты показали, что научно-исследовательские навыки и умения студентов, реализованные на литературном материале в рамках образовательного процесса и внеучебной деятельности, способствовуют расширению и углублению литературных знаний, развитию профессионально-педагогических компетенций, совершенствованию навыка анализа литературного текста для дальнейшего обучения учащихся. Значимость научноисследовательской деятельности студентов состоит в том, что:

организация научно-исследовательской деятельности студентов способствует поэтапному развитию творческих способностей;

междисциплинарный характер исследовательской деятельности, позволяет синтезировать знания и умения по различным областям изучаемых наук и обеспечивает высокий уровень профессионально-педагогической компетентности;

привлечение историко-литературных и краеведческих источников повышает эффективность развития исследовательских навыков и способствует повышению профессионально-педагогической компетентности студентов.

Системное построение учебных дисциплин и организация процесса усвоения знаний по каждой конкретной дисциплине на основе их интеграции путем постановки перед студентами исследовательских целей и задач дает возможность формировать будущего специалиста с учетом перспективного личностного и профессионального развития.

Литература

Бережнова В.Е., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Исследовательский центр «Академия», 2005.

Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Исследовательский центр «Академия», 2010.

Буйло Е.В., Голуб В.В., Голуб Л.В., Иванова И.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - Ростов н/Дону: Изд-во «АкадемЛит», 2013.

Голуб Е.В., Иванова И.В. Научно-методические основы развития научно-исследовательской деятельности студентов в свете компетентностного подхода. Метод. разработка. - Ростов-н/Дону, 2015.

Голуб В.В., Голуб Л.В. Наука и практика: опыт инновационного развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 11. 65

Нагуманова Ж.М., к.пед.н., подполковник, старший преподаватель военной кафедры, Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева,

Казахстан, Астана; Агелеуова А.Т., к.филос.н., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Казахская Академия спорта и туризма, Казахстан, Алматы; Кульбаева А.Т., к.и.н., старший преподаватель кафедры международных отношений и мировой экономики, факультет международных отношений, Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби,

Казахстан, Алматы

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Аннотация: В статье производится анализ основных этапов развития военно-педагогической науки на основе понимания термина «профессиональная готовность». Каждый этап характеризуется своими особенностями в контексте не только развития педагогической науки, но и современной этапу международно-политической ситуации.

Ключевые слова: педагогика, военно-педагогическая наука, профессиональная готовность, теория психической готовности.

Большинство ученых считают отрасль педагогических знаний одной из самых древних и по существу неотделимых от развития общества в целом. На определенной ступени развития общества (в частности в рабовладельческий период) «воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей» [1, 16.]. С большей или меньшей долей уверенности можно утверждать, что проблемам подготовки к воспитательной работе как фактору государственной безопасности учеными уделялось внимание с древних времен. Правда, в тот период речь еще не идет о теории воспитания или о научном педагогическом знании.

Выделение педагогики из системы философских знаний как отдельной науки связано с именем Френсиса Бэкона в 17 веке. А уже с 18 века начинается профессиональная подготовка учителей (1732 г. - учительская семинария в Германии, 1779 г. - учительская семинария в России) [1, 22]. В последующее время проблемы воспитания и подготовки к воспитательной работе постоянно находились в поле внимания ученых.

Великий немецкий философ Иммануил Кант писал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, - а именно искусство управлять и искусство воспитывать...» [2, 450].

Что касается подготовки военных кадров, то применительно к советскому периоду проблема привития офицерам педагогических навыков воспитателя поднималась еще в довоенное время. В тридцатые годы двадцатого века военный деятель М.Н. Тухачевский теоретически обосновал цели и содержание подготовки офицерских кадров. Речь шла о том, что необходимо готовить командира - единоначальника, безукоризненно владеющего оружием и техникой своего рода войск, умеющего управлять боем, имеющего твердые навыки обучения и воспитания своих подчиненных, как в мирное, так и военное время [3, 17].

Значительный этап развития военной педагогики связан с периодом Великой Отечественной войны. Целенаправленное обучение курсантов начинается формам и методам ведения воспитательной работы с 1942 года. В едином плане политической подготовки будущих офицеров, утвержденном Главным политическим управлением РККА целый раздел был посвящен воспитательной работе с красноармейцами и младшими командирами [3, 20]. Дополнительные меры - чтение лекций по теории воспитания - в подготовке курсантов как воспитателей и методистов стали применяться с 1943 года [4, 151].

В послевоенный период подготовка курсантов к воспитательной работе велась и совершенствовалась с учетом достижений системы обучения и воспитания периода Великой Отечественной войны.

Рассматривая этап послевоенного развития системы подготовки курсантов к воспитательной работе делаем вывод, что военная педагогика сделала значительный шаг вперед: во-первых, получили свое дальнейшее развитие теоретико-методологические проблемы совершенствования подготовки курсантов, была обозначена структура современной подготовки войск; во-вторых, теория обучения и воспитания обогатились фронтовым опытом, были заложены основы воспитательной работы со всеми категориями личного состава, продолжен поиск оптимальных форм и методов обучения с учетом послевоенной войсковой практики; в-третьих, наметились поступательные тенденции в системе подготовки кадров для военно-учебных заведений. Расширилась система высшего военного образования, программы обучения в военных вузах стали более содержательными. Появились первые научные работы по проблемам педагогической подготовки офицеров-руководителей. Новый этап развития военной педагогики по совершенствованию подготовки военных кадров в условиях качественных изменений в военном деле начинается с начала 60-х годов XX века. Этот период характеризовался, прежде всего, оснащением войск более сложными образцами военной техники и массовым внедрением в войска ракетноядерного оружия. Возросшая потребность войск в высококвалифицированных офицерских кадрах вызвала необходимость увеличить масштабы подготовки специалистов, привести уровень подготовки как обучаемых, так и команднопреподавательского состава в соответствии с новыми требованиями [3, 22].

В психо лого-педагогической науке проблемы профессиональной подготовки тесно связаны с понятием «профессиональная готовность», поэтому проблема совершенствования профессиональной подготовки курсантов к воспитательной работе требует обращения к понятию «готовность к воспитательной работе».

В начале девяностых годов возникла необходимость отказаться от обучения, ориентированного на запоминание психолого-педагогических знаний в пользу обучения, ориентированного на развитие личности. Появился ряд научно-исследовательских работ по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов и слушателей, в которых было определено, что готовность к военно-педагогической деятельности оказывает влияние на качество и сроки освоения новой техники [5, 103].

Проблемой готовности личности к различным видам деятельности психолого-педагогическая наука начала заниматься в 60-х годах ХХ века. В эти годы произошло становление проблемы психологической готовности личности к различным видам деятельности, об этом свидетельствует значительно возросшее количество публикаций и исследований по этой проблеме. В 70-е годы ХХ века в связи с изучением различных аспектов готовности будущих учителей к педагогической деятельности в школе и вузе термин «профессиональная готовность» уже прочно ходит в научном обороте педагогики и ее отраслей.

В это же время были выделены следующие этапы и периоды развития взглядов на профессиональную готовность к педагогической деятельности:

1 этап - конец XIX века по 1914 г. (разрабатывались некоторые вопросы психической готовности и установки);

2 этап - 1914-1940 гг. (интенсивная разработка вопросов нейрофизиологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения и места психической готовности как одного из механизмов поведения);

3 этап - 40-60-е годы (теория психической готовности стала применяться к определенным видам деятельности человека);

4 этап - с 70-х гг. по настоящее время (разработка теории психической готовности и применение ее в исследованиях педагогической деятельности) [6, 74-80].

Литература

Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.

Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - 710 с.

Ковалев Г.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных ВУЗОВ: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2001. - 209 с.

Малый А.Т. Развитие теории и практики воспитания советских воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1978. - 234 с.

Пустозеров А.И. Основы профессиональной педагогики при переучивании инженерно -технического состава на новую авиационную технику: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: ВПА, 1993. - 212 с.

Таубаева Ш.Т. Научные основы формирования исследовательской культуры учителя общеобразовательной школы: Дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08. - Алматы, 2000. - 282 с.

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 74.268.1 Рус


Иванова И.В., преподаватель; Голуб Е.В., к.пед.н., преподаватель, Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону; ГолубЛ.В., к.пед.н., профессор; Голуб В.В., к.пед.н., доцент, Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя», г . Ростов - на - Дону





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ