СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Культура речи как важнейший компонент педагогической техники учителя музыки


КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация: В данной статье рассматривается культура речи как важнейший компонент педагогической техники учителя музыки. Техника учительского труда не может оставаться в стороне от общих регенерирующих процессов в области обучения и воспитания. Культура речи связана с прагматикой языка как первичного средства общения на любом коммуникативном уровне. В представлениях ученых психолингвистического направления указанный феномен ассоциируется с понятием коммуникативной целесообразности. Речь учителя представляет собой многосоставное явление и выполняет различные функции: информационную, коммуникативную, экспрессивную. Учебно-познавательный материал в школах разъясняется, комментируется в беседе, рассказе, эссе педагога. Проблема культуры речи учителя музыки в его профессиональной подготовке занимает не последнее место и представляет собой не только педагогическую, филологическую, но и шире - социологическую проблему. Успех его работы в школе во многом зависит от коммуникативных умений, требующих логического изложения материала.

Ключевые слова: информационная функция, коммуникативная функция, экспрессивная функция, педагогическая технология, ораторская речь, педагогическое мастерство, вербальная форма, невербальная форма, риторика.

Abstract: This article discusses the culture of speech as an essential component of educational technology teacher of music. The teacher’s work of technique cannot remain alooffrom the general regenerative processes in the field of training and education. The culture of speech is associated with the pragmatics of language as a primary means of communication in any communicative level. The direction of psycholinguistic scientists said that the phenomenon is associated with the concept of communicative expediency. This teacher is the phenomenon of multi-piece and performs various functions: information, communication, expressive. Educational and informative material in schools is explained, commented in an interview, story, and essay teacher. The problem of speech in his music teacher training is not the last place is not only a pedagogical, philological, but also more widely - a sociological problem. The success of his work in the school largely depends on communication skills, requiring logical presentation.

Keywords: information function, communicative function, expressive function, pedagogical technology, oratorical speech, pedagogical skills, verbal form, a non-verbal form of rhetoric.

В современное время, техника учительского труда как любое многоуровневое явление, на каждом очередном витке своего непрерывного совершенствования не может оставаться в стороне от общих регенерирующих процессов в области обучения и воспитания. И эта техника наполняется их преобразовательном содержанием, что, в свою очередь, обязывает её вступать в активное и многостороннее взаимодействие с другими, нередко опережающими по степени значения и масштабу применения, такими, как педагогические технологии.

Испокон веков искусство владения словом входило составной частью в общекультурное достояние человеческой цивилизации. Так, выдающийся философ и филолог М.М. Бахтин в своем объемном труде «Эстетика словесного творчества» приводит следующее объяснение причастности человека к мировому сообществу: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум» [1, с. 43]. Ведь любая речь - это нечто иное, как диалог, направленный на слушателя (внешне и внутренне), который попросту прекращает свое существование, в отсутствие обратной связи (вербальной, или в невербальной форме). То есть, направленная на публику, речь оратора так или иначе вступает в активно действующую зону личностного пересечения слушательских интересов, где важны не только конкретная коммуникативная ориентация, но и смысловое продуцирование и, в особенности, языково-речевое оформление.

О высоком предназначении ораторского искусства, призванного убеждать людей и оказывать на них необходимое психологическое влияние путем создания необычной атмосферы театрализованного действия, неоднократно высказывался ученый-филолог В.В. Виноградов, называя его, «особой фор-мой драматического монолога», где присутствует «...представление оратора как «актера», исполняющего «высокую роль», общая атмосфера, окружающая и сопровождающая «действо», «игру» исполнителя: его позы, движения, мимика и жесты - и особенно та внутренняя «мелодия» речи, которая выражается в переливах тембра, в ритме, в сложной системе интонационных переходов, - все эти моменты исполнения чрезвычайно важны для понимания существа ораторской речи» [2 ,с. 56]. Исходя из данного контекста, культура речи, напрямую связанная с прагматикой языка как первичного средства общения на любом коммуникативном уровне, всегда обусловлена типом сознания и мышления субъекта, а также характером его предметной деятельности. В представлениях ученых психолингвистического направления указанный феномен ассоциируется с понятием коммуникативной целесообразности, так как «в социолого-психологическом аспекте языковая норма ничем принципиально не отличается от других видов социальных норм поведения» [2, с. 58]. В частности, такие исследователи, как А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, Б.Н. Головин и другие считают стилистическое богатство языка одной из существенных характеристик ораторской речи, где так называемые тропы и фигуры словесного выражения - «цветы красноречия» - в значительной степени усиливает эффект эмоционального воздействия на публику.

Причем, как утверждает С.И. Ожегов, культура речи, как социально-историческое явление, не придерживается какой-либо одной, единственно возможной языковой нормы, ввиду того, что «...язык всегда движется, развивается вместе с развитием общества». По его определению: «Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное.» [3, с. 58]. Иными словами, под ораторской речью подразумевается, «.интеллектуально-эмоциональный вид творчества, образуемой в результате активной речевой деятельности говорящего и активного восприятие слушателя, выполняющая функции общения, сообщения, воздействия» [3, с. 62]. В этом смысле риторика как фундаментальная наука о речи, предметом которого является ораторской искусство и вообще любые виды речевой коммуникации, представляет собой единство мысли и языка, понятия и образа, что, в свою очередь, дало повод в одних случаях называть её наукою, а в других - искусством.

Воплощающая в себе резкое «сочетание логики с психологией» (В.Т. Плаксин), риторика в формулировке Д.Н. Александрова, трактуется как «живая речь, получившая художественную и профессиональную обработку с целью наиболее качественного воздействия на аудиторию в рамках той научной концепции, которой придерживается её автор», который при этом не забывает выставлять свои речевые способности «как произведение искусства» [4, с. 16]. Аналогичные подходы к сущностному пониманию риторики демонстрируют и другие исследователи, как, например, Г.Ф. Михальченко, убежденная в том, что «человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, а им соответствуют две разновидности познания: наука искусство» [5, с. 18].

О том, что содержание ораторской речи включает «три намерения оратора: научения, убеждения, искусство тронуть слушателя.» высказывается А.Ф. Мерзляков, мысли которого созвучны еще одному двоякому определению предмета риторики, согласно которой она «может быть понять широко: как структура любой речи на любую тему и в любой области знания или умения, и как искусство передавать свои знания с помощью речи"» [6, с. 23]. Обратимся также к давнему изречению Г.В. Колшанского о том, что «сила ума раскрывается в понятиях, суждениях и умозаключениях: вот предмет логики, а дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли: вот предмет словесности; «сила ума» и «дар слова» - две способности человека и они неразлучны.» [7, с. 36]. Он же выделял в речи оратора три необъемлемых признака: силу чувств, убедительность словесных аргументов и, наконец, желание общего блага, что говорит в пользу истинного красноречия, сопряженного с чувством добродетели.

Более чем очевидно, что риторика (от греч. Rhetorike - говорю, оратор), или ораторское искусство, с успехом подменяемое словом «красноречие», будучи многосоставным понятием, обязательно присутствует в научно - категорийном аппарате других наук, таких, как философия, лингвистика, логика, этика, психология и педагогика. Её влияние прослеживается в целом ряде прикладных наук филологического профиля - лингвистической прагматике, герменевтике и поэтике, стилистике и теории литературы, не говоря уже о культуре речи. Современная риторика, или неориторика, в отличие от её предшественницы традиционного типа, активно вторгается в культурологические сферы социально-общественных отношений, где ей отводится центральная роль в гуманизации процессов познания.

Так, следуя концепции А.К. Михальской, современную риторику можно представить в качестве общегуманитарной дисциплины, которая одновременно является философией речевого общения и поведения в совокупности составляющих её структуру гносеологического, этического и эстетического компонентов, единонаправленных на «фактор адресата» - личностный план, психологию и восприятие слушателя [8, с. 41].

Пройдя длительный путь своего исторического развития, начиная от античной цивилизации в лице древнегреческих софистов, обьявивших речь оратора «царицей из всех искусств», Аристотеля, провозгласившего крылатую фразу о том, что «слушатель и есть конечная цель всего» [9, с.48], не менее убедительного в своих изучениях о силе человеческого слова Цицерона и многих других мыслителей, просветителей и т.п., принявших самое деятельностное участие в разработке научно-практических основ риторического учения, вплоть до наших дней, когда оно в который раз испытывает все видимые признаки своего духовного возрождения, ораторское искусство наших дней демонстрирует свой богатейший, накопленный веками потенциал, в каждой национальной культуре и в том числе в устной словесности казахского народа.

Издавна почитавшие дух слова, казахские акыны, мыслители-жырау, выдающиеся просветители (Ш. Уалиха- нов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев) внесли неоценимый вклад в обогащение традиционных норм культуры казахской речи, чья благородная инициатива была подхвачена нашими современниками - энтузиастами своего дела в области литературоведения, филологии и смежных с ними наук, впитавшими мудрые идеи известных национальных писателей, в числе которых мы с гордостью упоминаем С. Сейфуллина, С. Муканова, А. Ауэзова и других. Ими был дан мощный толчок к развитию и дальнейшему совершенствованию как теоретических, так и практических основ казахского словесного творчества, неразрывно связанных с жанровыми разновидностями ораторского искусства, не исклю- чая и такую актуальную сферу, как грамотное и углубленное постижение навыков родной речи, о чем свидетельствует М.Р. Кондубаева, уверяя что и освоение языков во взаимосвязи с культурой их носителей возможно через произведения словесного искусство, то есть на базе прецендентных текстов, прежде всего паремий [10, с. 36].

Музыкально-педагогический опыт свидетельствует о том, что учитель музыки должен обращать особое внимание на создание благоприятного психологического климата во время учебных занятий, максимально способствующего общему настрою на звучащее слово, благодаря которому, по словам Л.С. Выготского, «мысль совершается в речи» на базе сформированных лекторско-исполнительских умений в их гармоничное соответствие с элементами ораторского искусства и актерского мастерства [11]. Последнее прослеживается, прежде всего, в сценических приемов ведения урока, отражаемых как во внешне-поведенческих действиях педагога-музыканта, так и во внутренних эмоциональных его состояниях, где «как в тысячах неуловимых оттенков передается культурный резерв учителя», - тонко подмечает Ю.Л. Львов [12]. Сама ситуация непосредственного «вживания» в мир музыкальных образов, возникающая в процессе урока музыки с помощью художественно-педагогических приемов речевой выразительности, создает, как показывает образовательная практика, идеальный психологический фон для развития эмоционально - духовных контактных взаимоотношений учителя с детьми, предопределенных достаточным уровнем наличествующей у него педагогической техники.

Таким образом, принципиально важный элемент педагогической техники учителя, выражаемый в характерных особенностях его культуры речи и выстраиваемый по типу единения в нем эмоционально-выразительного и операционально-действенного моментов может быть рассмотрен в историко-аналитическом плане.

Литература:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 384 с.

Виноградов В.М. Учет индивидуально-личностного уровня типовых затруднений педагога при организации экспериментального курса «дифференцированное обучение». - М. - Л., 1993. - 175 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. - 928 с.

Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур // Культура и ценности. - Тверь, 1992. С. 17-26.

Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Дисс. ... канд.пед.наук. - Гродно: ГГПИ, 1989. - 182 с.

Мерзляков А.Ф. Рассуждения о российской словесности в нынешнем ее состоянии // Труды Об-ва любителей рос. словесности. - 1817. - Ч. 1. - С. 106.

Колшанкий Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1984. - 174 с.

Михальская А.К. Русский Сократ. - М., 1996. - 192 с.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.3. / Вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.

Кондубаева М.Р. Культура русской речи (в условиях двуязычия): Учебное пособие для студентов педвузов по спец. «русский язык и лит-ра в нац. школе». - Алматы: Ана тш, 1993. - 110 с.

Выготский Л.С. Психология искусства / Под. ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

Львов Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: Просвещение, 1978. - 263 с.

УДК 377 ББК 740


Джердималиева Р.Р., д.пед.н., профессор, Казахская Национальная академия искусств имени Т. Жургенова, г. Алматы, Республика Казахстан; Ахметова А.К., к.пед.н., доцент, Кафедра «Музыкального образования и хореографии», Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ