СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Ценностно-Профессиональные ориентации рабочих: анализ понятия


ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОЧИХ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

Аннотация: Цель публикации - раскрыть и сформулировать понятие «ценностно-профессиональные ориентации» рабочих. Методы: Обзор, теоретический анализ и обобщение исследуемого понятия в отечественной и зарубежной литературе. Результаты и научная новизна: Дана общая характеристика проблемы нехватки квалифицированных рабочих кадров в России. Подчеркнута связь данной проблемы с формированием ценностнопрофессиональных ориентаций у молодого поколения, в частности студентов колледжа, как будущих квалифицированных рабочих. В статье анализируются понятия: ценности, ценностные ориентации, ценностнопрофессиональные ориентации, профессия, рабочий. Обобщены и кратко представлены результаты ранее проведенного исследования ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа. На основе анализа научной литературы изучаемой проблемы и результатов исследования автор статьи предлагает собственное определение понятия: ценностно-профессиональные ориентации. Практическая значимость: материалы статьи могут учитываться в психологической практике в профессиональном консультировании, в индивидуальном консультировании, а также в работе по формированию адекватных представлений о профессиональном пути человека рабочей специальности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностно-профессиональные ориентации, профессия, рабочий.

В ходе российских реформ последних десятилетий в социуме была утрачена ценность особой общественной значимости труда, отсутствие трудового воспитания. Среди большинства молодежи исчез образ честного труженика, передовика производства, рабочего.

Безусловно, данные политические, социально-экономические преобразования повлияли на приобретение молодежью новых ценностных ориентаций. Богатство (деньги) и карьера являются ведущими ценностями большинства молодежи. Богатство рассматривается молодыми людьми как условие большей свободы выбора, удовлетворения разнообразных потребностей, социального престижа и власти [13]. Таким образом, при выборе будущей профессии, молодое поколение руководствуется навеянными обществом ценностными ориентациями. Что повлекло за собой колоссальный дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, которых в России осталось 5%, в то время как в развитых странах 45-70% [12, 25].

В настоящее время существует мало работ, посвященных ценностно-профессиональным ориентациям, тем более людей рабочей профессии, а также нет четкого определения данного понятия. Поэтому проблема исследования ценностно-профессиональных ориентаций сегодня является актуальной.

Рассматриваемая проблема связана с анализом явления ценностно-профессиональных ориентаций рабочих. В этой связи необходимо рассмотреть и уточнить смыслообразующие понятия: ценность, ценностные ориентации, профессия, ценностно-профессиональные ориентации, рабочий.

Понятия «цeнность», «ценностные ориентации» рассматриваются в философии, этике, эстетик, социологии, психологии, педагогике. В литературе можно найти множество общих понятий «ценность». Например, ценность - это понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности [9].

В психологии отечественные школы и направления рассматривали ценности в различных аспектах изучения личности.

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн исследовали личность с точки зрения анализа ее деятельности,

В.Н. Мясищев в своих работах считал, что центральное место занимает изучение психологических отношений личности, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов рассматривали личность в связи с общением, а у таких психологов, как Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили личность изучалась в связи с установками [11].

Во всех различных концепциях личности отечественных психологов выделяется одна из личностных характеристик - это направленность. Каждая школа трактует направленность по-своему. Например, у Б.Г. Ананьева это «основная жизненная направленность», у С.Р. Рубинштейна это «динамическая тенденция», у А.Н. Леонтьева - «смыслообразующий мотив», у В.Н. Мясищева - «доминирующие отношения». Отсюда следует, что личность рассматривается совместно с социальной средой и обществом. Б.Г. Ананьев считает, что исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность [там же].

С позиций личностно-деятельностного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) ведущая деятельность на стадии профессиональной подготовки обеспечивает обучение, становление мировоззрения и ценностных ориентаций.

Понятие «ценностные ориентации» образовалось на стыке двух научных дисциплин: психологии и социологии. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

В отечественной и зарубежной психологии ценностные ориентации преимущественно рассматривались с точки зрения направленности на какую-либо доминирующую ценность или группу ценностей.

Мы приведем более общее понятие: ценностные ориентации - это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; способ дифференциации объектов индивидом по их значимости [9].

Различные позиции к определению понятия ценностных ориентаций позволяют выделить, что их психологической основой является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, которые участвуют в создании направленности личности и выражают социально-детерминированные отношения личности к действительности.

Рассматривая профессиологический аспект ценностей, ценностных ориентаций необходимо дать определения понятиям «профессия» и «ценностно-профессиональные ориентации».

В профессиоведческой литературе наиболее распространено следующее понятие «профессия» - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию [4, 10].

Е.А. Климов определяет профессию, как систему профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта [6].

Э.Ф. Зеер интерпретирует профессию, как исторически возникшие формы трудовой деятельности, для повышения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально-важные качества [4, 11].

Многие зарубежные ученые понимают профессию как совокупность индивидуальных качеств личности [1]. В зарубежной литературе, профессию определяют как единство знаний и способностей человека, проявляющееся в его предметной и духовной деятельности [20].

Т. Парсонс указывает, что профессия - это категория роли, занятие которой основано на совершенном владении и доверенной ответственности за любую важную часть культурной традиции общества, включая ответственность за ее увековечивание и будущее развитие [19].

Э. Гринвуд предполагает, что профессия состоит из нескольких компонентов: власть, которой обладают представители той или иной профессиональной группы; влияние в обществе, авторитет; система специальных знаний, образование; наличие общности профессионалов; профессиональная культура [15].

На стадии профессиональной подготовки в процессе учебно-профессиональной деятельности у человека формируются ценностно-профессиональные ориентации, от которых во многом зависит усвоения личностью норм и ценностей общества, в котором он живет, а также дальнейший профессиональный путь личности.

Анализ литературных источников показал, что феномен «ценностно-профессиональные ориентации» недостаточно изучен, а «ценностно-профессиональные ориентации рабочих» не изучен вовсе.

Немногие ученые исследовали ценностно-профессиональные ориентации. А.Н. Кошелева в своей научной работе утверждает, что ценностно-профессиональные ориентации - это диспозиции высшего уровня, включающих в себя ценностные ориентации, профессиональные и карьерные ориентации, смысложизненные ориентации, влияющие на профессиональное самоопределение и приобретающих особое значение в условиях безработицы [8].

Т.С. Каминская рассматривает «профессиональные ценностные ориентации» и обозначает их как появление ценностных ориентаций по отношению к профессии, свидетельствующих о значимости профессии для конкретной личности [6].

Т.В. Михайлова также говорит о «профессиональных ценностных ориентациях» и указывает на то, что в целом профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием, которые находят отражение в профессиональном сознании специалиста, отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, определяют содержательную сторону направленности личности на профессиональные ценности, выступают побудителем поведения личности как субъекта профессиональной личности [10].

Такие ученые, как И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Г.Н. Прозументова в своих работах выявили и охарактеризовали внутреннюю структуру профессиональных ценностных ориентаций. В психологической науке наиболее распространено в профессиональных ценностных ориентациях выделять следующие компоненты. Когнитивный компонент - ценностные представления человека, которые включает в себя знание о ценностях профессиональной деятельности, осознание их значимости для профессионального самосовершенствования. Эмоциональный компонент характеризует относительно устойчивые чувства человека, выражающиеся в эмоциональной оценке - переживание значимости ценностей профессиональной деятельности, их принятие или отвержение; эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу. Поведенческий компонент отражает предрасположенность к тому или иному типу поведения [2].

В зарубежных научных работах профессиональные ценности рассматриваются как карьерные ориентации, отражающие профессиональную динамику в обществе и позволяющие достичь профессиональных целей личности [14], [16], [17], [18].

Мы провели исследование ценностно-профессиональных ориентаций 102 студентов металлургического колледжа на базе ГБОУ СПО СО «Первоуральский металлургический колледж» (г. Первоуральск). В ходе нашей работы была выявлена структура ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа, основными компонентами которой явились: профессиональная самореализация, осмысленность жизни, самоутверждение и нравственные ценности, индивидуалистические ценности, основные жизненные сферы, основные терминальные ценности и смысложизненные ориентации. При анализе данной структуры и научной литературы, мы пришли к выводу, что в наибольшей степени необходимо формировать и развивать следующие компоненты структуры ценностнопрофессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа, как будущих квалифицированных рабочих кадров. Это ценностные ориентации, связанные с профессиональной самореализацией, осмысленность жизни и основные терминальные ценности и смысложизненные ориентации, а также индивидуалистические ценности [3].

Для конкретизации понятия «рабочий» мы использовали следующие несколько определений.

По толковому словарю С.И. Ожегова, рабочий - это человек, принадлежащий к классу наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабрично-заводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой трактует понятие «рабочий» следующим образом: это тот, кто профессионально занимается производственным трудом и принадлежит к рабочему классу. 58

Социологический словарь определяет «рабочего» как работника предприятия преимущественно физического труда, непосредственно занятого созданием материальных ценностей и деятельностью по оказанию производственных услуг.

Э.Ф. Зеер идентифицирует понятия «рабочий» и «человек труда» и определяет его как субъект производственных отношений, мотивированный на ценность производительного труда, носитель социокультурных ценностей динамичного профессионального развития общества [5].

Таким образом, анализируя вышеизложенное, ценностно-профессиональные ориентации - это интегральная структура ценностей, которая формируется и развивается личностью в процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, и направлена на самореализацию, успешное профессиональное будущее, социальную ответственность и престиж профессии.

На стадии профессиональной подготовки у представителей юношеского возраста происходит образование ценностных ориентаций, ценностей, становления мировоззрения, вырабатывается отношение к окружающей действительности. В данный период ведущим видом деятельности является - учебно-профессиональная. От ценностных ориентаций молодых людей зависят их решения о выборе будущей профессии и работы. В процессе обучения в профессиональном колледже у студентов определяются не только жизненные и мировоззренческие позиции будущего рабочего, но и происходит начальное освоение профессии. И то, каким образом сформировалась у них структура ценностно-профессиональных ориентаций, зависит в дальнейшем успешность их профессиональной деятельности на последующих стадиях профессионального развития их личности.

Поэтому подготовка высококвалифицированных рабочих кадров начинается с обучения в профессиональном колледже. Для развития и прироста таких работников необходимо учитывать аксиологические ориентиры при организации учебно-воспитательного процесса в колледже, то есть внедрение в учебный процесс системы воспитательных методов и средств, направленных на формирование и развитие ценностно-профессиональных ориентаций будущих высококвалифицированных рабочих на промышленных предприятиях.

Литература

Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010 - №5 (2). 306-314.

Асташева Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2002. - № 8 - С. 11.

Брагина Ю.В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 125-131.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - Изд-во Академия, 2009. - 240 с.

Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекта становления «человека труда» // Образование и наука. - 2013. - № 8(107). - С. 32-46.

Каминская Т.С. Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза // Психологический журнал, - 2006. - № 1. - С. 40-43.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М. - 1988. - С. 107.

Кошелева А.Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп: Дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2001. - 177 с.

Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев- ского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

Михайлова Т.В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. - 2012. - № 8. - С.105-107.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с.

Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 21-31.

Филиппова К.А. Исследование профессиональных ценностных ориентаций личности как теоретических оснований. [Электронный ресурс]. URL: www.juristlib.ru/book_9465.html (дата обращения 10.10.2015).

Field F.L. Kehash D. & Tiedeman D.V. The self-concept in career development // Personnel & Guidance Journal. - 1962. - Vol. 41(63). - P. 767-771.

Grenwood E. Attributes of a Profession, Social work. - 1957. - P. 44-45.

Hall D.T. Career development in organization. - San-Francisco: Jossey-Bas, London. -1986. - P. 366.

Helbing J.S. The self in career development. Theory, measurement, and counseling. - Amsterdam. Geboren Teassen. - 1987. - P. 199.

Super D.E., Hall D.T. Career development: exploration and planning // Ann. Pev. Psyhol. - 1978. - 29: 333. 72 p.

Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. - New Jersey: 1966.

The Concise Oxford Dictionary of Current English. 6-th ed. Oxford, 1976. - P. 885. УДК 78 (075.8)

ББК 85.31я73


Брагина Ю.В., аспирант, Кафедра психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ