СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя музыки


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

УДК 78 (075.8)

ББК 85.31я73

Аннотация: В данной статье рассматривается педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя музыки. Учитель в самом широком понимании этого слова был и остается ключевой фигурой во всех не поте-рявших своей актуальности формах и методах личностного воздействия в процессе обучения.

Новые способы функционирования общепринятых умений и приемов педагогической техники ставят перед специалистом необходимость еще более углубленного, творческого отношения к реализации стоящих перед ним учебно-познавательных задач. Как любое многоуровневое явление, техника непрерывного совершенствования учительского труда не может оставаться в стороне от общих процессов в области обучения и воспитания.

Успешной и плодотворной деятельностью учителя-мастера выступает именно педагогическая техника, которая благоприятствует наиболее полной реализации их уникального синтеза и проявляется в специфике любого высокоорганизованного профессионального труда.

Ключевые слова: профе^иональное мастерство, общепрофессиональные умения, технология, педагогический такт, импровизация, самоконтроль, интуиция, ситуация, педагогическое общение, речевые навыки. Abstract: This article explores a pedagogical technique in the professional work of the teacher of music. The teacher in the broadest sense of the word has been and remains a key figure in all still relevant forms and methods ofpersonal effects in the learning process. New ways offunctioning of the common methods of teaching skills and techniques poses the need for more specialists, creative approach to implementation of the challenges it educational and cognitive tasks. Like any multi-level phenomenon, the technique of continuous improvement of teacher’s work cannot remain alooffrom the general processes in the field of training and education. Successful and fruitful activity of the master teacher speaks exactly pedagogical technique that favors the fullest realization of their unique synthesis and manifests itself in the specifics of any high professional work.

Keywords: professional skills, general professional skills, technology, teaching rhythm, improvisation, self-control, insight situation, pedagogical communication, verbal skills.

В современном образовательном мире, характеризуемом отчетливо вы-раженной направленностью в сторону поиска эффективных индивидуально-технических подходов к способам осуществления различных видов деятельности по воспитанию подрастающего поколения, вопросам, связанным с уп-рочением основ профессионального мастерства будущих учителей, уделяется первостепенное значение.

Как и в прежние эпохи и времена, учитель в самом широком понимании этого слова был и остается ключевой фигурой во всех, вновь и вновь востре-бованных, не потерявших своей актуальности формах и методах личностного воздействия в процессе обучения. Как всегда, научно-цивилизованная мысль человечества остается прикованной к самым насущным проблемам форми-рования целостной модели специалиста, призванного выполнять ответствен-ную миссию - быть духовным наставником, показательным образцом для миллионов своих воспитанников, задаваясь извечным вопросом: что, каза-лось бы, нового, ценного и перспективного можно внести в дополнение о уже давно зарекомендовавшим себя в культурно-образовательной среде посту-латам педагогической техники учителя - важнейшей составляющей его про-фессионального мастерства.

Умение управлять собой, увлечь и расположить к себе слушательское внимание, а также вызвать ответную реакцию со стороны благодарно вни-мающей оратору аудитории, то есть, все то, что когда-то именовалось “божественным призванием” (Сократ), а теперь органично входит в искусство преподавания, или, проще говоря, в состав необходимых каждому специалис-ту профессионально-педагогических приемов, определяющих специфику его деятельности и расцениваемых как залог истинного мастерства требователь-ной к себе и не индифферентно относящейся к своему ремеслу личности - таков стержень тех универсальных проявлений, обозначенных в свое время великим Аристотелем как “способность находить возможные способы убеж-дения относительно каждого данного предмета”.

Теоретические взгляды, изложенные в трудах представительных ученых-педагогов, просветителей как Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Кампанелла, Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, А.П. Панкевич, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др., деятельность которых протекала в первой половине XX века, образовали своего рода «плацдарм» для выработки принципиальных основ педагогической техники, где, с одной стороны, уже оказались затронутыми их психологические аспекты, а с другой - прозвучал призыв обратиться к самой художественнооперациональной стороне ведения учебных занятий, персонифицированных в многообразных формах профессионального общения.

В дальнейшем научное осмысление всего содержания, вкладываемое в понятие педагогической техники, идет по пути ещё более углубленного отношения к индивидуально-показательным факторам в педагогической деятельности, нашедшим свое отражение в работах с психолого-педагогическим уклоном обобщающего характера, так и с конкретной направленностью на типологический анализ особенностей учительского мастерства в их взаимосвязях с условиями вузовской подготовки (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Ю.П. Азаров, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина,

В.А. Сластенин и многие другие) [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Стремясь к всестороннему рассмотрению наиболее важных и насущных с точки зрения практической целесообразности аспектов педагогической техники, исследователи включают её в обязательный комплекс общепрофессиональных умений, сложившихся вследствие выработанных приемов оптимального воздействия на учащихся в ходе усвоения ими школьного материала. Уже не ставится под сомнение общепризнанный факт продуктивного влияния развитого «арсенала» техники современного учителя на степень результативности его учебно-воспитательной деятельности, представляющего собой совокупность индивидуально-поведенческих актов и специализированных умений, вплоть до автоматизированных профессиональных навыков. «Существенными признаками зрелого педагогического действия - указывает Г.И. Баланюк, - мы считаем умение быстро ориентироваться в обстановке и отбирать средства с приемами воздействия, их совокупностью...» [7, с. 126]. Здесь подразумеваются и «технология» учета и контроля самого «воспитательного материала», и педагогическое «проектирование» личности, наряду с «инструментовкой» коллектива и владением чисто техническими, узко прикладными средствами обучения.

Приведем в качестве доказательства высказывание И.А. Зазюн: «Педагогическая техника включает две группы умений - умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая - дидактические, организаторские умения, владение тех-никой контактного взаимодействия и др.» [8, с. 25]. В более подробном выражении суть изложенного предстает в словах Н.Е. Щурковой: «Педагогическая техника - это совокупность навыков, применяемых педагогом в процессе воспитания детей. К данным навыкам относятся прежде всего навыки - речевые, мимические, пластические и пантомимические, соединяющие воедино пластику и мимику педагога. Эти навыки составляют элементарный уровень педагогической техники, выступают как первейший технический материал организуемого педагогом воздействия на воспитанников» [9, с. 31].

О необходимости «поставленного голоса» (Э.А. Гришин), «культуры речи» (Ю.П. Азаров), «правильного выбора дикции» (С.П. Баранова), «мимической и пантомимической выразительности» (П.И. Рувинский), равно как и «способность к перевоплощению» (Г.И. Щукина), «чувстве темпа в педагогических действиях» (В.М. Коротов), «психической реактивности» (Г.К. Лозанов) говорят авторы разнообразных научных теорий, так или иначе затрагивающие отличительные компоненты педагогической техники, в характеристике которых они исходят из психологических образований в структуре личности как самого наставника, так и его подопечных, с одной стороны, а с другой - из устойчиво повторяющихся элементов, определяющих содержательно-действенный фон организованных в единую систему и используемых на практике профессиональных умений.

По существу, речь идет о структурообразующих признаках педагогической техники, имеющих универсальный характер, несмотря на индивидуализированные формы их проявлений, куда, наряду с элементами физического воздействия на обучаемых, или так называемыми элементами внушения, активно подключаются и сугубо личностные реакции в поведении учителя, производные от свойственных ему профессиональных качеств, таких, как душевная чуткость и педагогический такт, дар воображения и наблюдательность, внимание ко всему происходящему в классе и внутренний ситуативный самоконтроль, развитая интуиция и навыки педагогической импровизации.

Несомненно одно, что во второй половине XX века наукой были окончательно установлены и определены намеченные в предыдущие десятилетия стратегические принципы в отношении столь фундаментального для любого образовательного процесса вопроса, содержание которого всегда перекликалось с самыми перспективными достижениями в области педагогики, обусловленными требованиями текущего момента. Уже тогда в размышлениях ученых- практиков об основных атрибутах педагогической техники выяви-лось своеобразное «триединство» тесно взаимосвязанных между собой эле-ментов, таких как:

навыки речевого интонирования (голосовой аппарат, выразительная дикция, поставленное дыхание и т.п.);

психически направленные регулятивные умения (самоконтроль в сфере внутренних и внешних поведенческих реакций, общий позитивный настрой);

приемы пластической выразительности, задатки которых кроятся в сценически-игровых, театрализирован- ных приемах педагогического общения (яркая и выразительная мимика, развитая жестикуляция, эмоциональная свобода и т.д.).

В зарубежных научно-педагогических толкованиях также не остались равнодушными к ключевым параметрам учительского мастерства, где под техникой обучения понимается следующее:

некая сумма предметных значений, выступающих в качестве подспудного материала любой преподавательской деятельности;

совокупный набор стандартизированных приемов, отвечающих за качество и эффективность обучающего процесса.

Причем, всячески поощряемый зарубежными учеными методический уклон в профессиональной подготовке специалистов для работы в школе, вы-водит в зону экспериментального поиска самостоятельно-дифференцированный подход к самореализации педагога с помощью отработанных и новоявленных способов трансмиссии своего накопленного за годы учебы и после-дующей деятельности мастерства. В частности, согласно рекомендаций, предложенных исследователем Д. Дьюи, во всей профессиональной подготовке будущих учителей можно проследить несколько целенаправленных этапов, где на самой ответственной стадии обучения осуществляется заранее запрограммированное «вхождение» в организационную суть педагогической техники за счет максимальной приближенности к реальным условиям функционирования тех или иных профессиональных ситуаций, выход из которых осуществляется студентами с позиций приобретенного или личностного опыта [10, с. 37].

На самом деле, чем развита педагогическая техника во всем многообразии её индивидуально-творческих проявлений, тем больше возможностей открывается для собственного самовыражения в плане активизации внутренних и, вполне вероятно, еще не в полную меру заявивших о себе ресурсов личностного потенциала учителя, его прирожденных и усовершенствованных способностей к избранному роду деятельности. Благодаря сформированным умениям создавать необходимую эмоционально приподнятую атмосферу в учебном классе, располагающей к адекватной ассимиляции преподносимых в активно-творческой манере знаний, и у учителя, и у его воспитанников пробуждается обоюдное желание добиться в их совместном педагогическом общении как можно более впечатляющих результатов.

Для опытного педагога, способного творчески подойти к решению любой учебно-познавательной задачи, в силу его активного мировосприятия, чрезвычайно важно не только в яркой, образной и в то же время доступной форме выразить смысл своих индивидуально-подобранных, но и донести его до сознания учащихся.

Проникновение в образовательную среду систематизированного «образа» мышления для апробации на практике новых, технически выверенных способов структурирования учебно-познавательного процесса, когда-то вы-вело на «арену» профессиональных действий феномен педагогической техно-логии, охватившей как область начального и среднего обучения, так и вузовской специальной подготовки. Её родственные взаимосвязи с общепринятыми видами педагогической техники в свое время были подмечены Н.Е. Щурковой, указывавшей на то, что «... в педагогической сфере и педагогической литературе «педагогическая техника» толкуется достаточно широко, в него включаются и те умения педагога, которые можно было бы отнести к «педагогической технологии», то есть к той стороне педагогической деятельности, где технологически отработанные навыки используются в подчинении и осмыслении теоретических замыслов и выступают как некоторые синкретические умения в полной реализации точно обозначенной педагогической задачи» [11, с. 38]. 55

Естественно, что новые способы функционирования общепринятых умений и устоявшихся приемов педагогической техники в современной образовательной среде ставят перед специалистом необходимость еще более углубленного, критически-осознанного, ответственного и в то же время творческого отношения к реализации стоящих перед ним учебно-познавательных за-дач. Как любое многоуровневое явление, техника учительского труда на каждом очередном витке своего непрерывного совершенствования не может оставаться в стороне от общих регенерирующих процессов в области обучения и воспитания, наполняясь их преобразовательном содержанием, что, в свою очередь, обязывает её вступать в активное и многостороннее взаимодействие с другими, нередко опережающими по степени значения и масштабу применения системными образованиями, такими, как педагогическая технология.

Интересны отношении высказывания некоторых казахстанских ученых, взявших за основу инновационную сущность ряда педагогических технологий, трактуемых, например, как «инструментированная по системному подходу интегрирования система управления познавательной самостоятельностью учащихся с гарантированным достижением педагогических результатов» [12, с. 14].В работах Н.Д. Хмель, Н.Н. Хан, Г.М. Кусаинова и других [13; 14; 15],

поднимающих вопросы учебного сотрудничества в свете таких ведущих показателей педагогической технологии, как целостность, управляемость, корректируемость, визуализация и т.п., предпринимаются успешные попытки выведения последних на системообразующие уровни дифференциального обучения, в изучении которых, наряду с привычными, прослеживаются и не совсем обычные ракурсы, такие, как эволюционно-генетический, этносоцио- культурный, функционально-прикладной и прочее.

Таким образом, можно утверждать, что «первопричиной» успешной и плодотворной деятельности учителя- мастера, протекаемой на пересечении всех трех органично согласующихся между собой понятий, выступает имен-но педагогическая техника, которая благоприятствует наиболее полной реализации их уникального в своем роде синтеза, в чем, собственно говоря, и проявляется специфика любого высокоорганизованного профессионального труда.

Литература

Леонтьев А.А. Психологическое общение. - М., 1996. - 94 с.

Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976. - 286 с.

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - 335 с.

Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. - 117 с.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 164 с.

Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика, 1965. - № 1. - С. 125-130.

Зазюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. - 303 с.

.Щуркова Н.Е. Педагогическая техника. Программы эксперименталь-ного курса. - М.: МИГУ, 1989. - 35 с.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Ни-кольской. - М.: Лабиринт, 1999. 192 с.

Щуркова Н.Е. Краткий справочник по педагогической технологии. - М.: МИГУ, 1997. - 64 с.

Куттыкужанова З.А. Использование педагогической технологии по системному подходу в управлении познавательной самостоятельностью учащихся: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - Алматы, 2000. - 26 с.

Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы: FbrnbM, 1998. 320 с.

Хан Н.Н. Педагогические требования к организации коллективной познавательной деятельности учащихся. - Алма-Ата: Мектеп, 1986. - 38 с.

Кусаинов А.К. Социальный портрет учителя // Открытая школа. - 2004. - № 7(32). - С. 9-15.

УДК [331.101.3:316.752-057.21]: 159.9.072


Ахметова А.К., к.пед.н., доцент, Кафедра «Музыкального образования и хореографии», Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ