СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Конкурентоспособность молокоперерабатывающих предприятий беларуси


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЛАРУСИ

В статье проанализирован механизм управления конкурентоспособностью предприятий молочной промышленности Беларуси с помощью регрессионного анализа взаимосвязи рассматриваемых конкурентных преимуществ исследуемых молочных предприятий и их конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью предприятия содержательно представляет собой процесс определения целей хозяйственной деятельности, разработки и реализации рыночной стратегии их достижения, то есть стратегический процесс [1].

Установлено, что целевая направленность конкурентоспособности определяется совокупностью целей и задач хозяйственной деятельности, которые предприятие преследует в процессе своего функционирования в условиях конкуренции на рынке. В свою очередь, цели деятельности предприятия обусловливают структуру и величину результата реализации конкурентных преимуществ в условиях конкуренции.

В результате проведённого нами исследования экономической сущности конкурентоспособности предприятия определено, что управление конкурентоспособностью призвано обеспечить достижение предприятием в условиях конкурентного соперничества главной цели его функционирования - получение целевой прибыли на вложенный капитал - при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств.

Наличие у предприятия системы целевых установок делает необходимым в процессе управления его конкурентоспособностью их согласование и определение приоритетов.

Конкурентоспособность товара и отрасли (национальной экономики) является фактором конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, в результате проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень конкурентоспособности предприятия определяется действием системы внешних и внутренних факторов.

Наличие конкурентоспособности необходимо предприятию для достижения поставленных целей и задач хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

Управление конкурентоспособностью предприятия требует учёта всех форм её выражения [3].

Нами установлено, что управление конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК представляет собой организационно оформленную и обеспеченную информационными, техническими, программными средствами систему принципов, функций и методик разработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с формированием новых и использованием существующих конкурентных преимуществ предприятия для достижения конкурентоспособной позиции на рынке на основе реализации его рыночной стратегии. Структура системы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК представлена на рисунке 1.

Система управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК

Принципы
управления
конкурентоспо
собностью
Методический подход к определению целей управления конкурентоспособностью
Функции управления конкурентоспособностью, организованные в замкнутую последовательность операций и процедур
Методики реализации функций управления конкурентоспособностью

Персонал управления конкурентоспособностью, сформированный в организационную структуру

Средства, обеспечивающие процесс управления (информационные, технические, программные)

Рисунок 1 - Структура системы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК

Определено, что механизм управления конкурентоспособностью предприятия - это совокупность принципов, функций и методик определения целей управления, а также разработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение указанных целей и связанных с формированием новых и использованием существующих конкурентных преимуществ предприятия для достижения конкурентоспособной позиции на рынке на основе реализации его рыночной стратегии [2].

В качестве субъекта управления конкурентоспособностью предприятия выступают функциональные подразделения аппарата управления и должностные лица - линейные руководители предприятия и функциональные руководители указанных подразделений. Это связано с тем, что, как показал проведённый нами анализ, управление конкурентоспособностью охватывает чрезвычайно широкий круг задач, возложение которых на одно или несколько функциональных подразделений и (или) должностных лиц, как правило, невозможно или экономически нецелесообразно.

Эффективное управление конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК обеспечивается реализацией разработанных нами десяти основных принципов:

Принцип интегрированности с общей системой управления предприятием. Управленческие решения, принимаемые в любой сфере деятельности предприятия, прямо или косвенно оказывают влияние на формирование его конкурентных преимуществ и конкурентоспособность. Необходимо учитывать, что управление конкурентоспособностью непосредственно связано с инновационным, производственным, финансовым менеджментом, менеджментом персонала, маркетинга и сбыта и др.

Принцип иерархичности. Эффективное управление требует установления логической упорядоченности в рамках каждой группы элементов системы и механизма управления конкурентоспособностью предприятия (целей, регламентов реализации функций управления, стратегий, подразделений управления и т.д.).

Принцип целостности и функциональной дополнительности. Управленческая система должна выбирать такие принципы, алгоритмы и методы функционирования, использование которых обеспечивало бы получение синергетических эффектов в результате рационального объединения отдельных компонентов процесса управления конкурентоспособностью.

Принцип открытости. Необходимо согласование параметров системы управления конкурентоспособностью и рыночной стратегии предприятия с комплексом факторов внешней среды - конкурентных и рыночной конъюнктуры, оказывающих влияние на его функционирование.

Принцип динамичности. Предполагает необходимость, во-первых, использования адаптивного подхода к управлению конкурентоспособностью, во-вторых, обладания предприятием соответствующим конкурентным преимуществом, в-третьих, непрерывного развития самой управляющей системы для обеспечения ее постоянного соответствия требованиям изменяющейся конкурентной ситуации на рынке.

Принцип сложной целевой ориентированности. Одновременно существует нескольких групп целей управления конкурентоспособностью предприятия, различающихся своими источниками возникновения, субъектами установления, критериями уровня достижения, имеющих различную степень приоритетности и требующих взаимного согласования при разработке и реализации рыночной стратегии.

Принцип социальной ориентированности. При принятии управленческих решений в области управления конкурентоспособностью необходимо учитывать наличие социальных функций, возложенных на предприятие, реализация которых должна рассматриваться, прежде всего, как фактор повышения его конкурентных преимуществ.

Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Любые варианты управленческих решений в области управления конкурентоспособностью в текущем периоде должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с целями предприятия, стратегическими направлениями его развития, разрушают основу формирования конкурентных преимуществ в предстоящем периоде.

Принцип комплексной рыночной ориентированности. Сложный характер конкурентных отношений предприятия с контрагентами требует от него достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности не только на товарном рынке, но и на рынке факторов производства (сырья, труда и капитала).

Учёт жизненного цикла конкурентных преимуществ. Эффективные управленческие решения в области формирования новых и использования существующих конкурентных преимуществ предприятия, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности [2].

Механизм управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК должен быть не только теоретически обоснованным, но и соответствовать действующей на указанных предприятиях системе управления. В этой связи нами было проведено исследование организации управления конкурентоспособностью в предприятиях молочной промышленности Гомельской области - ОАО «Молочные продукты», ЧУП «Гомельская фабрика мороженого», ЧУП «Жлобинский молочный завод», ОАО «Калинковичский завод заменителя цельного молока», ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».

В результате проведённого регрессионного анализа взаимосвязи рассматриваемых конкурентных преимуществ (значения которых взяты с временным лагом один год) исследуемых молочных предприятий и их конкурентоспособности нами установлены следующие зависимости (1-2):

Ff* = -2,83 + 0,77 ■ CyiCV., + 2,64 ■ СУЦ^,с_1 + 1,51 ■ СУЦ”,^, (1)

= -0,19 + 0,51 ■ СУ1Са_-1 4 0,37 ■ СУЦ^..,, (2)

где Рре - расчётное значение конкурентоспособности исследуемых молочных предприятий в период времени t;

СУЦ™б, _!, СУЦ°:т1 _i, СУЦОП (-1 - величины способности предприятия удовлетворять цели собственников имущества, потребителей и государства в период времени t-1 соответственно.

Построенные регрессионные зависимости являются статистически значимыми, что подтверждается значением FxagM(4.S)(12,53) Fxpum(2,84), Fxa6M(4.9}(8,46) FxpUm(2,84), при а = 0,05, а также значениями txa6„ txp, при коэффициентах регрессии и показателями их значимости, тестами на гетероскедаксичность (nR2 для вспомогательной регрессии равно 15,76, при критическом значении 16,92 для зависимости (1), 10,68 и 11,07 соответственно для зависимости (2)), автокорреляцию остатков (DW = 2,31, при du=1,674 для зависимости (1), 2,32 и 1,652 для зависимости (2)), мультиколлинеарность, нестохастичность объясняющих переменных, нормальность распределения остатков (статистика Бера- Жарка W = 2,24 для зависимости (1) и 4,93 для зависимости (2) при критическом значении 5,99). Зависимость (1) позволяет объяснить 45,0% вариации уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий, а зависимость (2) только 23,5%. Невысокая предсказательная сила зависимостей (1-2) связана с отсутствием в них независимых переменных, отражающих влияние внешних факторов.

Таким образом, низкая эффективность управления конкурентоспособностью отечественных перерабатывающих предприятий АПК обусловлена, во-первых, отсутствием комплексного подхода к организации управления и необходимой методической базы - методик оценки конкурентоспособности, анализа её внешних и внутренних факторов, определения базовых конкурентных преимуществ; во-вторых, упущениями при реализации рыночной стратегии, которая не учитывает имеющихся конкурентных преимуществ и особенностей конкурентной борьбы на конкретных рынках сбыта.

В ходе работы разработаны теоретические основы и методологические принципы формирования механизма управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК, который заключается в целевом регулировании конкурентных преимуществ и уровня конкуренции на рынке как ключевых факторов конкурентоспособности предприятия, соответствующих конкретным условиям его функционирования. В качестве формы технологирования управления конкурентоспособностью предложено использовать процессный (функциональный) подход, методологической основой которого является концепция стратегического менеджмента, а процессы реализации отдельных функций управления формализованы в виде регламентов выполнения бизнес-процессов.

Литература

Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

Драгун, Н. П. Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий АПК: экономическая сущность и механизм управления [Текст] / Н.П. Драгун, Е.М. Карпенко. - Гомель: ГТУ им. П. О. Сухого, 2009. - 246 с.

Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] /

А.Ю. Юданов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоц. авт. и изд. «Тандем», ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 384 с.

УДК 338.514


В.С. Сухоцкая, студентка Научный руководитель - д.э.н., профессор Е.М. Карпенко (УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Минск, Республика Беларусь)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ