СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инвентаризация как составляющая формирования достоверной финансовой отчетности


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Предоставление пользователям достоверной финансовой отчетности должно быть обеспечено качественной информацией об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость в инвентаризации как элементе метода бухгалтерского учета, который обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Вопрос организации и методики проведения инвентаризации на предприятии на сегодня является достаточно актуальным и нуждается в последующем изучении.

Вопрос инвентаризации освещен в трудах разных авторов. Отдельные проблемы в разное время в своих трудах рассматривали профессора М.Г. Белов, Ф.Ф. Бутинець, П.И. Гайдук, Л.М. Крамановский, М.В. Кужельний, Ю.Я. Литвин, В.Г. Макаров, О.А. Шпиг, М.Я. Штейнманта, С.В. Бардаш, В.Д. Андреев, В.В. Сопко, В.С. Рудницкий и другие. Среди зарубежных ученых особенности проведения инвентаризации нашли свое отображение в научных работах Я.В. Соколиной, Н.С. Помазкова и других.

Целью исследования является определение сущности, содержания, роли инвентаризации в хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, обоснование значения и места инвентаризации как неотъемлемой составляющей формирования достоверной финансовой отчетности.

Современная экономическая реальность нуждается в новых подходах к осуществлению хозяйственной деятельности предприятия: на первый план выходит эффективность, рациональность и гибкость управления. Основой для принятия оперативных и стратегических управленческих решений является полная, правдивая и всесторонняя информация об экономическом положении предприятия, источником которой выступают данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности [6]. Однако, в результате существования как объективных, так и субъективных причин возникают расхождения между данными учета и фактической хозяйственной деятельностью и, как следствие, происходит искривление показателей отчетности сельскохозяйственных предприятий.

Обеспечить достоверность показателей учета и предотвратить возможные отклонения призвана инвентаризация - один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета. Она обеспечивает проверку и документальное подтверждение достоверности данных бухгалтерского учета о наличии, состоянии и оценке материальных и невещественных активов, другого имущества, капитала, инвестиций, расчетов, резервов и обязательств [4]. Ее проведение дает возможность выяснить расхождение между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием, проверить полноту документального оформления и отображения в учете хозяйственных операций, подтвердить реальность показателей отчетности предприятия [6].

Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предусматривается, что предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности [5]. Годовой инвентаризации подлежат активы и обязательства предприятия, а также активы, которые не принадлежат предприятию [1].

Годовая инвентаризация должна осуществляться не раньше

октября отчетного года - для материальных ценностей, средств и обязательств; один раз в три года - для зданий, сооружений и других объектов основных средств; один раз в пять лет - для библиотечных фондов. Для разных объектов учета существуют определенные особенности проведения инвентаризации [3].

Основными заданиями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия основных средств, материальных ценностей, бланков суровой отчетности, денежных средств в кассах, на текущих, бюджетных и валютных счетах;

выявление неиспользуемых материальных ценностей;

соблюдение условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации материальных ценностей;

проверка реальной стоимости учитываемых на балансе материальных ценностей, сумм дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе - относительно которой срок исковой давности истек, и других статей баланса [2].

Инвентаризация осуществляется постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой утверждает руководитель предприятия. Ответственность за организацию инвентаризации несет владелец (руководитель) предприятия [3]. Чтобы не допустить искажения информации о результатах инвентаризации, запрещается назначать главой инвентаризационной комиссии у тех же материально-ответственных лиц одного и того же работника 2 года подряд. Также для предотвращения заговоров с корыстной целью лучше периодически изменять состав инвентаризационной комиссии.

С целью достоверного проведения годовой инвентаризации на сельскохозяйственных предприятиях необходимо заблаговременно ее организовать, а именно:

решением руководителя предприятия (в виде приказа) установить сроки проведения инвентаризации, состав постоянно действующей (рабочей) комиссии, порядок оформления результатов инвентаризации;

ценности сгруппировать и разложить за названиями, сортами, размерами, в порядке, удобном для подсчета;

проверить точность измерительных приборов [1].

Во время инвентаризации необходимо проверить и документально подтвердить фактическое наличие активов и обязательств, установить остатки или недостатки ценностей и средств, обнаружить ценности, которые частично потеряли свое первобытное качество или те, которые в течение определенного времени не используются, проверить соблюдение материально ответственными лицами условий и порядка сохранения активов, ведения первичного учета, проверить реальную стоимость активов, обязательств на момент подсчета.

В результате произведенной годовой инвентаризации на предприятиях достаточно часто оказываются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием ценностей:

естественные потери;

ошибки во время прихода и расхода ценностей;

излишки или недостачи.

При обнаружении отклонений фактических данных от учетных инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально-ответственных лиц и разрабатывает предложения относительно зачета недостатков и избытков за пересортицей, а также списания недостатков в пределах норм естественной убыли. Взаимный зачет остатков и недостач может быть допущен лишь в результате пересортицы относительно товарно-материальных ценностей одинакового наименования и в одинаковом количестве, образованном в один и тот же период, который проверяется, и у одного и того же материальноответственного лица.

Обнаруженные в результате инвентаризации излишки независимо от причин их возникновения приходуются на баланс предприятия за дебетом счета соответствующих ценностей, а недостачи (за исключением недостач в пределах норм естественного убыли) должны быть отнесены на виновные лица [1]. Результаты инвентаризации после утверждения руководителем отображаются в бухгалтерском учете предприятия в том месяце, в котором произведена (закончена) инвентаризация, но не позже декабря отчетного года.

Результаты инвентаризационной работы должны отображаться в примечаниях к годовому финансовому (бухгалтерскому) отчету, в частности, отмечается информация относительно обнаруженной инвентаризационной разницы и принятых относительно нее решений.

Следовательно, как метод учета и контроля инвентаризация обеспечивает соблюдение основных принципов отчетности и обеспечивает получение полной и беспристрастной информации о наличии и состоянии активов и обязательств. Благодаря этому финансовая отчетность не содержит ошибок и перекручивания, которые способны повлиять на решение пользователей отчетности. Приведенные в примечаниях к финансовой отчетности результаты инвентаризации позволяют внешним пользователям получить соответствующую аналитическую информацию. Поэтому проведение инвентаризации способствует формированию достоверной финансовой отчетности, на основе которой пользователи принимают соответствующие решения.

Литература

10 загальних моменлв, яю треба знати бухгалтерам тд час проведення рiчноl швентаризацп [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.interbuh.com.ua/ua/documents/onethematic/559.

1нструкщя з швентаризацп основних засобiв, нематерiальних активiв, товарно-матерiальних цiнностей, грошових коштiв i документiв та розрахунюв, затверджена наказом МФУ вiд 11.08.1994 № 69 ^з змiнами i доповненнями).

Проведення швентаризацп на пiдприeмствi перед складанням рiчноl фшансово! звиносп [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.consultant.parus.ua/_advice_view.asp?rnx=0588Wd3d11ddab0b654e7f5a a12d5b92d81ae.

Пархоменко, В. 1нвентаризащя - iнструмент забезпечення достовiрностi фшансово! звiтностi [Текст] / В. Пархоменко // Вюник податково! служби Укра1ни. - 2012. - № 43. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.visnuk.com.ua/ua/pubs/fromarchive/1/id/4357.

Про бухгалтерський облж та фшансову звишсть в Украш: Закон Укра!ни вщ 16.07.99 № 996-XIV зi змшами i доповненнями [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.zakon2.rada.gov.ua.

Чудовець, В.В. 1нвентаризащя як метод обл^ i контролю дiяльностi сiльськогосподарських тдприемств [Текст]: дис. канд. екон. наук: 08.06.04 / В.В. Чудовець. - К.: Державна академгя статистики, обл^ та аудиту Держкомстату Укра!ни, 2006.

УДК 316.356.2


И.О. Похилько, бакалавр Научный руководитель - к.э.н., доцент ЕА. Боярова (НУБиП Украины, Киев, Украина)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ