СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Научные основы государственного регулирования экономического механизма


НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

Исторический опыт мировой экономики подтверждает, что государство во все времена в той или иной степени было вынуждено вмешиваться в экономические процессы. Но степень этого вмешательства на отдельных этапах развития товарного производства была неодинаковой. То есть во всех экономических системах государство регулирует экономический механизм хозяйствования.

Явление «экономического механизма» было рассмотрено многими учеными мира. По Г.Я. Ильницкой, экономический механизм - это основная часть хозяйственного механизма предприятия, которая включает экономические методы, способы, формы и инструменты влияния на экономические отношения и процессы [3]. И.С. Завадский утверждает, что это понятие характеризует составной элемент хозяйственного механизма, включающего экономические стимулы (государственные экономические стимулы производства и материальные стимулы труда) и рычаги (планирование, хозрасчет, финансирование, условия реализации продукции, производственно-техническое обслуживание, условия хозяйствования, различные лимиты, себестоимость продукции, рентабельность производства и т.п.) [2].

Обобщая подходы различных ученых, можно сказать, что экономический механизм управления сельскохозяйственным предприятием - это последовательное применение совокупности методов и рычагов, которые определяют направления деятельности субъектов хозяйствования или побуждают их к достижению поставленных целей за счет предоставления им материального (финансового) вознаграждения или лишения их доли материального ресурса в случае выполнения субъектами управления нежелательных действий. Цель экономического механизма - создать условия для достижения целей хозяйственной деятельности экономическими методами, которые, в свою очередь, состоят из соответствующих рычагов влияния.

Таким образом, экономический механизм является составной частью хозяйственного и имеет специфические экономические методы воздействия субъекта управления на объект [6].

Впервые наиболее глубоко обосновал необходимость государственного воздействия на экономику английский экономист Джон Кейнс. В 1936 году он опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег», где четко очертил круг специфических макроэкономических проблем, предложил базовые принципы методологии и методики их анализа, сформулировал задачи экономической политики государства.

Государственное управление экономикой - это организующее и регулирующее воздействие государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью ее упорядочения и повышения результативности.

Государственное регулирование экономики - это деятельность государства по созданию правовых, экономических и социальных предпосылок, необходимых для функционирования экономического механизма согласно целям и приоритетам государственной экономической политики. Рациональное государственное регулирование экономики не противостоит механизму ее рыночного регулирования и не подменяет его, а сознательно использует его регулирующий потенциал, предоставляет рыночным регуляторам целенаправленный характер. В конечном итоге это способствует достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными издержками [8].

Рыночный механизм, его инструменты составляют основу государственного регулирования экономики. Но оно не ограничивается использованием этих инструментов. Наряду с ними государство опирается и на нерыночные инструменты, которые дополняют рыночный механизм, предоставляют экономическому механизму системный и цивилизованный характер. Так, индикативные планы, социально-экономические прогнозы, целевые программы, бюджетная форма финансирования коллективных благ не являются инструментами рыночного механизма. Но без их использования нельзя решить важные вопросы социально-экономического развития страны.

Таким образом, государственное регулирование экономики - это субъективная форма ее регулирования. Поэтому его эффективность обусловлена тем, насколько государство в процессе выполнения своих регулирующих функций учитывает объективные экономические законы и прежде всего законы рынка, согласно которым функционирует рыночный механизм. В этом смысле законы рыночного механизма создают объективную границу для вмешательства государства в экономику. Иными словами, рыночный механизм - это сфера государственного невмешательства. Более того, государство должно способствовать развитию рыночного механизма, устранять искусственные препятствия, которые могут создавать для него монопольные предприятия. Оно может вмешиваться в рыночный механизм только в одном случае, когда этот механизм еще не достиг необходимого потенциала и поэтому не способен выполнять свою положительную роль в экономике. Найти предел такого вмешательства - актуальная проблема государственных органов.

Переход экономики к рыночным условиям во многом сказался на деятельности предприятий агропромышленного комплекса и структурах аграрного сервиса. Формирование рыночных отношений в агропромышленном производстве Украины сопровождается адаптацией всех предприятий к новым внешним и внутренним условиям хозяйствования, способствующим совершенствованию и развитию их экономических отношений, связей, проявлению предприимчивости, самостоятельности и инициативы [8].

Таким образом, совершенствование экономического механизма хозяйствования на современном этапе имеет целью открыть широкий простор для использования экономических методов хозяйствования. Поэтому в системе хозяйственного механизма аграрных формирований приоритетное место занимает формирование экономического механизма хозяйствования, адаптированного к рыночным условиям, основу которого составляют такие его элементы, как: система стратегического и текущего планирования; коммерческий (хозяйственный) расчет, формы организации производства и труда; ценообразование, система налогов, финансирования, кредитования; системы: стимулирования, учета, анализа и контроля производства; взаимоотношения с поставщиками, потребителями, субъектами сервисного обслуживания, которые обеспечивают самостоятельность предприятию, его свободу и развитие. Такой механизм в период становления рыночных отношений должен сочетать меры по мобилизации внутренних резервов сельского хозяйства и структур аграрного сервиса с целью саморегулирования и взвешенное государственное регулирование.

Государственное регулирование экономического механизма - важный элемент взаимоотношений правительства с экономическими агентами, средство решения практических задач. Механизм государственного регулирования экономических процессов хозяйствования всех уровней является сложным, многогранным и проявляется усилением или ослаблением государственного вмешательства в экономические процессы.

Рассмотрев сущность понятия экономического механизма, можно прийти к выводу, что эта экономическая категория в общем виде характеризует создание и распределение прибыли между участниками. При отсутствии устойчивого взгляда на сущность понятия «экономический механизм» ученые сходятся в том, что оно имеет влияние на объекты управления с помощью экономических методов управления. Характерной особенностью последних является косвенное влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий и структур аграрного сервиса - через учет экономических интересов людей.

Государственное регулирование является одним из инструментов сознательного достижения текущих и перспективных целей в процессе формирования в Украине развитого гражданского общества, развития Украины как правового, демократического, социального государства.

Таким образом, государственное регулирование экономического механизма - сложный динамический процесс, тесно связанный с состоянием национальной экономики, политическим и административным устройством страны, традициями и зарубежным опытом влияния на экономику. Поэтому содержание, методы, формы и средства государственного регулирования экономики будут изменяться в соответствии с общественным развитием. Усиление государственного регулирования не означает прямого вмешательства в экономику. Государство как регуляторный институт призвано обеспечивать оптимальное сочетание интересов общества, коллективов и отдельной личности. Оно должно осуществлять координацию при сохранении саморегулирования и саморазвития общества.

Литература

Андршчук, В.Г. Економжа аграрних тдприемств [Текст]: [тдручник] /

В.Г. Андршчук. - 2-ге вид., доповн. i перероб. - К.: КНЕУ, 2002. - 624 с.

Завадський, Й.С. Управлшня сшьськогосподарським виробництвом у системi АПК [Текст]: [тдручник] / Й.С. Завадський. - К.: Вища школа, 1992. - 367 с.

1льницька, Г.Я. Формування фiнансово-економiчного мехатзму управлшня тдприемством [Текст] / Г.Я. 1льницька // Науковий вюник. Укра!нський державний люотехшчний ушверситет: збiрник науково- техшчних праць. - 2004. - Вип. 14.7. - С. 291-294.

Мошюк, П.О. Економжа i оргашзащя аграрного сервiсу [Текст] / П.О. Мошюк, О.В. Крисальний. - К.: 1АЕ УААН, 2001. - 345 с.

Мочерний, С. В. Економiчний енциклопедичний словник [Текст]. У 2 т. Т. 1 / С.В. Мочерний, Я.С. Ларша, О.А. Устенко [та ш.]; за ред. С. В. Мочерного. - Львiв: Свгт, 2005. - 616 с.

Семенова, А.Ю. Вюник Полтавсько! державно! аграрно! академи. - № 3. - 2012.

Сухш, Я.В. Аграрний вiсник Причорномор’я // Я.В. Сухш, Л.В. Лопотан // Економiчнi науки. - 2009. - № 49.

Швайка, Л.А. Державне регулювання економжи [Текст]: навчальний посiбник / Л. А. Швайка. - К.: Знання, 2006. - 435 с.

УДК 531


Н.В. Полякова, студентка Научные руководители -к.э.н., доценты С.И. Мосиюк, И.Ф. Мосиюк (НУБиП Украины, Киев, Украина)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ