СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Информационно-Консультационное обеспечение развития малых предприятий


ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Для любой экономики нужны одновременно большие, средние и малые предприятия. Каждая группа решает разномасштабные экономические задания. Там, где большое производство является нецелесообразным, доминируют малые компании. Осуществления больших проектов, которые требуют значительных капиталовложений и привлечения большого количества ресурсов, являются прерогативой большого бизнеса.

Объективной типичной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, слабая жизнеспособность. Статистические исследования, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что из 100 предприятий, которые начинают деятельность одновременно, в первый год своего существования испытывают неудачи 20, во второй - 17, на конец третьего года продолжает функционировать около половины фирм, а на конец пятого - только 33%.

Еще более неустойчивыми являются малые предприятия Украины. На процесс формирования, развития и стабилизации работы малых форм предпринимательства влияет большое количество разнообразных факторов (рисунок 1).

Все факторы, которые влияют на неустойчивость малого предпринимательства, классифицируются по сфере и характеру влияния (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация факторов по сфере и характеру влияния

Признак классификации
Группы факторов
По сфере влияния
Внешние::
а) базовые;
б) дополнительные.
По характеру влияния
Внутренние::
а) социально-психологические;
б) организационно-правовые;
в) финансово-экономические.

На развитие малого бизнеса в Украине значительное влияние оказывает система финансирования, кредитования, налогообложения и страхования, а также возможность привлечения производственных и финансовых ресурсов.

На данное время в Украине начали создаваться элементы инфраструктуры оптового рынка сельскохозяйственной продукции, в частности межрегиональные и районные агроторговые дома. Особенностью управления на аграрном рынке является организация информационного обеспечения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления рынка рыночными обзорами, что дает возможность завладеть ситуацией на рынке агропродукции, избирать и принимать оптимальные решения ее производства. Подготовку такой информации осуществляют специалисты-аналитики в виде периодических рыночных отчетов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Однако информационное обеспечение в аграрной сфере не получает значительного распространения. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, реформирование отрасли сельского хозяйства обусловило возникновение большого количества сельскохозяйственных предприятий, как правило, субъектов малого бизнеса, которые по финансовым причинам не в состоянии заниматься информационной деятельностью; во-вторых, продукции сельского хозяйства производится недостаточно и проблемы перепроизводства не возникали; в-третьих, большинство ключевых руководителей недооценивает роль информационного обеспечения.

Факторы, которые влияют на неустойчивость малого предпринимательства

Ограниченность финансовых ресурсов

Высокая зависимость от влияния рыночной конъюнктуры

Нестабильность доходов

Высокая уязвимость к неблагоприятным экономическим факторам (инфляция, циклические колебания, налоговое давление и тому подобное)

Конкуренция больших корпораций

Узкий круг потребителей и поставщиков

Локальность ресурсных и сбытовых рынков

Большие физические и психологические нагрузки

Неодобрительное общественное мнение

Административные препятствия

Неопределенное отношение государства и нехватка действенной

поддержки

Рисунок 1 - Факторы, которые влияют на неустойчивость малого предпринимательства

При принятии решений последние ориентируются преимущественно на собственный опыт и ограниченный объем информации, которая приходит из разных источников и не имеет регулярного характера. Соответственно это приводит к искаженному восприятию ситуации на рынке и принятию невзвешенных управленческих решений.

Нужно отметить, что на сегодняшний день в Украине накоплен определенный опыт функционирования информационно-консультационных центров на базе вузов аграрного профиля и отраслевых НИИ. Анализ их деятельности позволяет утверждать, что они в значительной степени заполняет пробел в информационно-консультационном обеспечении производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции [1].

Недостатками сформированной в настоящее время системы информационного обслуживания агропромышленного производства можно считать:

1) недостаток информационных ресурсов, прежде всего рыночной и научно-технической информации производственного назначения; 2) доминирующие информационные потоки не направлены на обслуживание производственных структур и население;

функционирование системы базируется преимущественно на устаревших бумажных технологиях сбора, систематизации, проработки и распространения информации и не обеспечивает необходимую оперативность; 4) отсутствие контактов и обмена информацией с международными и национальными центрами научной, информационной и деловой активности в соответствущем реформационным процессам объеме [2].

Еще одной проблемой в информационно-консультационном обслуживании АПК является сокращение финансирования информационной деятельности из бюджета государства и, как следствие, фактическое отмирание информационно-консультационных функций ряда государственных научно-исследовательских структур; снижение уровня информированности потребителей о научно-технических достижениях и передовом опыте отечественных и зарубежных предприятий агропромышленного комплекса; сокращение спроса на информационную продукцию; распространение через средства массовой информации рекламного материала, который часто имеет низкую информационную ценность, а порою и вреден для отечественного товаропроизводителя. В результате можно утверждать, что в существующей системе информационно-консультационного обслуживания АПК не учитываются такие объективно необходимые принципы, как достоверность, целостность, координация на всех уровнях, адресность для конкретных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции [3].

Принимая во внимание эти обстоятельства, считаем обоснованными положения современных исследований о необходимости разработки многоуровневой системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса как целостное образование с функциональным характером связей. В то же время внедрение такой системы является долгосрочным процессом, который нуждается в больших суммах инвестиций и формировании эффективной рыночной среды, прозрачной для всех его участников.

Литература

Галь, В.М. Розвиток малого та середньогс^знесу в Украш [Текст] /

М. Галь // Вюник Нацюнального банку Украши (укр.). - 2003. - № 1. 13-15.

Варналш, З. Мале тдприемництво: основитеорп i практики [Текст]: моногр. - 3-те вид., стереотипнее / З. Варналш. - К.: Знання, 2010. - 302 с.

Рибак, Л.Х. Сучасний стан розвитку малих форм господарювання в Украш [Текст] / Л.Х. Рибак // Видав. Центр НУБЛ.: Науковий Вюник НУБЛ - 2013. - № 181. - Ч. 6. - С. 191-194. - (Економжа, аграрний менеджмент, бiзнес).

УДК 336.221


О.Н. Осокина, бакалавр Научный руководитель - к.э.н., доцент Л.Х. Рыбак (НУБиП Украины, Киев, Украина)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ