СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Содержание и структура бухгалтерского баланса украинских предприятий


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Управление производственной деятельностью любого предприятия требует постоянного предоставления руководителям разных уровней полной и точной информации о состоянии, наличии и использовании хозяйственных средств, их структуры, расположения, источников формирования и целевого назначения. Основным источником информации является финансовая отчетность предприятия. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, отражающая финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности за отчетный период [1].

Правовые основы по организации формирования финансовой отчетности на предприятиях Украины регламентируются Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», а также Положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее - П(С)БУ). Государственное регулирование процесса составления финансовой отчетности в Украине обусловлено созданием единых правил формирования финансовой отчетности, которые являются обязательными для большинства предприятий различных форм собственности.

Одной из основных форм финансовой отчетности является баланс. Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Баланс позволяет определить состав и структуру имущества предприятия, ликвидность и оборачиваемость средств, наличие собственного и заемного капитала, изменение дебиторской и кредиторской задолженности, а также другие показатели [1].

Теоретические положения и практические рекомендации по методике составления и использования информации бухгалтерского баланса обоснованы в трудах многих ученых-экономистов, в частности, украинских - Ф.Ф. Бутынця, С.Ф. Голова, Г.Г. Кирейцева, В.В. Сопка, Л.К. Сука, В.Г. Сапожника и других. Однако новые изменения украинского законодательства требуют критической оценки содержания баланса.

Целью данного исследования является освещение основных дискуссионных вопросов, касающихся содержания и структуры баланса.

Формирование бухгалтерского учета в разных странах прошло длительный эволюционный путь. Его содержание и строение менялись в зависимости от форм собственности, уровня производительных сил и развития производственных отношений.

Сегодня в Украине бухгалтерский баланс базируется на данных бухгалтерского учета как системе комплексного, непрерывного, документального отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерский баланс предназначен не только для отображения состояния хозяйственных средств и источников их формирования на определенную дату, но и для получения информации, необходимой для управления деятельностью предприятия, а также для удовлетворения различных потребностей пользователей.

Баланс предприятия должен предоставлять внешним и внутренним пользователям полезную, полную, правдивую информацию об имущественном и финансовом положении предприятия, его финансовых результатах и эффективности хозяйствования за отчетный период. Таким образом, бухгалтерский баланс - это главный информационный источник принятия управленческих решений [1].

Общие требования к организации составления бухгалтерского баланса для украинских предприятий изложены в Национальном положении (стандарте) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденном приказом Министерства финансов Украины 07.02.2013 № 73. Давно знакомый пользователям отчетности баланс несколько изменил свое название. Согласно п. 1 раздела II НП(С)БУ 1, сейчас его называют «Баланс (Отчет о финансовом положении)» (далее - баланс). Но, как и ранее, - это форма отчета, которая отражает активы, обязательства и собственный капитал предприятия [3].

Финансовую отчетность, в том числе и баланс, должны составлять все предприятия, которые обязаны вести бухгалтерский учет. Это следует из ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-Х1У [2].

Однако ответ на вопрос: кто именно должен составлять и подавать баланс как форму № 1, следует искать в п. 2 раздела I НП(С)БУ 1. В частности, в нем указано, что нормы настоящего стандарта распространяются на юридических лиц всех форм собственности, которые обязаны предоставлять финансовую отчетность согласно законодательству. Исключениями являются банки, бюджетные учреждения, субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, для которых установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, форма и порядок составления которых определяются П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».

Следует отметить, что в п. 1 раздела IV НП(С)БУ 1 указано, что предприятия для составления финансовой отчетности могут применять международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий, используя формы отчетов, утвержденные данным НП(С)БУ 1. То есть такие предприятия должны заполнять «полный» баланс.

Седует отметить, что, согласно украинскому законодательству, предприятия могут вести учет и составлять отчетность по национальным П(С)БУ или международным стандартам финансовой отчетности в соответствии с законодательством.

В Украине в обязательном порядке применяют международные стандарты публичные акционерные общества, банки, страховщики, предприятия, осуществляющие следующие виды хозяйственной деятельности: предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения и за исключением деятельности по управлению активами; негосударственное пенсионное обеспечение, а также те, кто принял такое решение самостоятельно и утвердил его приказом об учетной политике. Начиная с 1 января 2015 года применять международные стандарты должны кредитные союзы, предприятия со вспомогательной деятельностью в сферах финансовых услуг и страхования, деятельностью по управлению активами [4].

Важной особенностью, которая указывает на сближение украинского учета с международным, есть то, что в НП(С)БУ 1 предусмотрено так называемое «правило вычеркивания строк» и механизм добавления строк в финансовой отчетности. Это в полной мере касается и баланса.

Согласно п. 4 раздела II в НП(С)БУ 1, предприятиям разрешили не указывать статей, по которым отсутствует информация к раскрытию [3]. Исключение из правила - статья приводится, если информация по ней была в предыдущем отчетном периоде.

К форме баланса можно также добавлять необходимые строки.

Однако только те, которые перечислены в приложении 3 к НП(С)БУ 1, и обязательно - с сохранением названия и кода строки и в том случае, если статья соответствует двум критериям:

информация является существенной;

оценка статьи может быть достоверно определена.

На вопрос: будет ли такой подход работать адекватно и главное - эффективно, например, на практике, на наш взгляд, ответ положительный, потому как если в балансе есть незаполненные строки, которые такими остаются из года в год, их неотображение в форме отчета упрощает восприятие информации.

Баланс украинских предприятий состоит из двух частей - актива и пассива. В свою очередь, актив содержит три раздела (I - Необоротные активы; II - Оборотные активы; III - Необоротные активы, которые удерживаются для продажи, и группы выбытия). Пассив имеет четыре обязательных раздела и один - дополнительный (I - Собственный капитал;

II - Долгосрочные обязательства и обеспечения; III - Текущие обязательства и обеспечения; IV - Обязательства, связанные с необоротными активами, которые удерживаются для продажи, и группами выбытия; V - Чистая стоимость активов негосударственного пенсионного фонда (дополнительная строка баланса)). Как уже указывалось выше, раздел отображают лишь в том случае, если показатель существенен и имеет достоверную оценку. Но вместе с тем возникает проблемный вопрос, касающийся определения существенности.

Существенная информация - информация, отсутствие которой может соответствующим образом повлиять на решение пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности. Поскольку границы существенности практически не нормируются в украинских стандартах, то в большинстве случаев функцию их установления берет на себя руководство предприятия, и главную роль при этом должен, на наш взгляд, взять на себя главный бухгалтер. Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности необходимо в таком случае привести в распорядительном документе об учетной политике

Таким образом, в условиях гармонизации бухгалтерского учета в Украине пересмотрены формы финансовой отчетности, в том числе и баланса, с тем, чтобы они резко не отличались от такой же отчетности развитых европейских стран. Бухгалтерский баланс, являясь не только важным методом обобщения данных о хозяйственных средствах предприятия и источниках их формирования, но и источником экономической информации о количественных и качественных параметрах хозяйственной деятельности предприятия, необходимых для оценки, экономического анализа и принятия управленческих решений, требует прежде всего однозначных подходов к раскрытию, толкованию и, как результат, пониманию показателей отчетности.

Литература

Голов, С.Ф. МСФЗ у формат Мшфшу [Текст] / С.Ф. Голов // Бухгалтерський облш i аудит. - 2013. - № 4. - С. 3-8.

Закон Украши «Про бухгалтерський облш та фшансову звгтшсть в Украш» вщ 16.07.1999 № 996-XIV [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.rada.gov.ua.

Нацюнальне положення (стандарт) бухгалтерського о&тку 1 «Загальш вимоги до фшансово! звиностЬ [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=366860&cat.

Про застосування мiжнародних стандарпв фшансово! звiтностi: Лист Нацiонального банку Украши, Мiнiстерства фiнансiв Укра1ни, Державний комгтет статистики Укра1ни вiд 07.12.11 №12-208/1757-14830, №31-0841006-5/30523, №04/4-07/702 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/v1757500-11.

УДК 316.334.2


Е.С. Врублевская, магистр Научный руководитель - к.э.н., доцент Н.П. Кузик (НУБиП Украины, Киев, Украина)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ