СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Макроэкономическое прогнозирование и планирование российской экономики


МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг).

Многообразие проблем, возникающих при обеспечении жизнедеятельности предприятия и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества разнообразных прогнозов, разрабатываемых на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, каждый менеджер и специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.

В общепринятом понимании планирование - это «один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения» [2].

В СССР в условиях жесткой централизованной системы государственного управления действовала система директивного планирования. Плановые задания устанавливались по народному хозяйству страны, далее они дифференцировались по отраслям, по территориям и по конкретным предприятиям. Россия располагает значительным историческим опытом государственного планирования развития народного хозяйства. Прежде всего, это пятилетние народнохозяйственные планы СССР и союзных республик.

Планирование представляет собой сложный процесс. Это связано с множественностью факторов внутренней и внешней среды и значительной степенью их неопределенности, а также с необходимостью выбора оптимального методического аппарата, с формированием целевых плановых показателей, которые должны быть конкретными и измеримыми [1].

Определяя особенности различных видов планов, следует рассмотреть прежде всего директивные и индикативные планы.

Кроме разграничения директивного и индикативного планирования, широко применяется классификация планов по следующим критериям:

1) по временному горизонту планирования: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие); 2) по кругу решаемых проблем: стратегические, тактические.

В отраслевом аспекте актуальным является дифференцированный подход к планированию. Прежде всего речь идет о таких сферах, как космические исследования, сырьевой и аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, область высоких технологий, фундаментальная наука, образование, здравоохранение. Главная проблема заключается в том, что существенно различаются, а подчас и трудно совместимы цели развития указанных сфер. Таким образом, государственное планирование социально-экономического развития сопряжено с необходимостью взаимного согласования интересов разных сторон общественной жизни и обоснования выбора приоритетных задач.

Качество разрабатываемых планов социально-экономического развития зависит от ряда условий, важнейшими среди которых являются:

степень обеспеченности (высокая, ограниченная, нестабильная и т. д.) материальными, природными, научно-техническими, финансовыми, интеллектуальными и иными ресурсами;

уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, вида производства (наличие конкурентных преимуществ, недостаточная или низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке, на различных видах внешних рынков);

соотношение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования и возможности его оптимизации;

особенности соотношений роли рыночных и нерыночных (государственных, общественных и др.) институтов;

наличие и характер комплекса инструментов, используемых на разных этапах планирования, что также является одним из существенных условий успешного процесса разработки планов; к числу таких инструментов следует отнести метод контроллинга [3].

От правильности решений, которые принимаются на государственном уровне в порядке реализации долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития, зависит успех в реализации таких первостепенной важности задач, как минимизация внутренних и внешних угроз и безопасное устойчивое развитие экономики страны.

К числу наиболее актуальных относятся следующие задачи:

определение потенциальных возможностей развития экономических систем;

оптимизация способов использования ресурсов: финансовых, материально-технических, людских и интеллектуальных;

оценка возможных внутренних и внешних угроз;

получение информации о влиянии основных факторов на экономическое развитие, таких как производственная инфраструктура, конкурентная среда, структура и емкость внутренних и внешних рынков сбыта, обеспеченность финансовыми ресурсами и др. [1].

Какие бы методы планирования и прогнозирования ни использовались при разработке программ социально-экономического развития народного хозяйства страны, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы-прогнозы должны взаимоувязываться между собой по ресурсам, исполнителям. Выполнение краткосрочных плановых показателей должно осуществляться в рамках среднесрочных планов, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе стратегических перспектив, очерченных в долгосрочном плане. Такая взаимоувязка планов-прогнозов во времени обеспечивает выполнение принципа непрерывности планирования.

Таким образом, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими причинами.

Литература

Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учебнометодическое пособие / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика,

- 55 с.

Евланов, Л.Г. Экспертные оценки в управлении [Текст] / Л.Г. Евланов, В.А. Кутузов. - М.: Экономика, 2008. - 120 с.

Мазманова, Б.Г. Основы теории и практики прогнозирования [Текст]: учебное пособие / Б.Г. Мазманова. - Екатеринбург: Изд. ИПК УГТУ,

- 63 с.

УДК 657.6


Д. Ф. Валеев, студент 4 курса Научный руководитель - д.с.-х.н., профессор М.М. Нафиков (Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополе, Чистополь, Россия)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ