СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Биография н. макиавелли


БИОГРАФИЯ Н. МАКИАВЕЛЛИ

Н. Макиавелли, итальянский публицист и мыслитель эпохи Возрождения, остался в истории философской мысли одним из основателей политической науки. Самое известное произведение

Н. Макиавелли «Государь» - своеобразное наставление правителю, способное помочь в удержании власти и в воспитании тех качеств, которые необходимы идеальному государю.

Никколо Макиавелли (1469-1527) - общественный деятель, философ, дипломат, выдающийся политический мыслитель. Н. Макиавелли является одним из наиболее известных интеллектуалов эпохи Возрождения. Философские и политические построения флорентийского мыслителя основаны не только на теоретических рассуждениях, но и на практическом опыте. Автор «Государя» на протяжении ряда лет занимал ответственные посты в руководстве Флорентийской республики и на личном опыте смог познать тайны большой политики. Н. Макиавелли, несомненно, был одним из самых первых (если не самым первым) мыслителей, кто высоко оценил принцип самодостаточности власти и создал свою политико-философскую концепцию, в центре которой была идея о сильной власти. Главный объект изучения Макиавелли - государство во всем многообразии его форм и типов политических режимов.

Его отец, Б. ди Макиавелли, был юристом, но доходы семьи не позволили юному Никколо получить университетское образование. Однако выросший в кругу флорентийской гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучил латынь, чтобы свободно читать древних авторов, рано заинтересовался политикой.

На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498 года избирается на должность секретаря Второй канцелярии, а затем - секретаря Совета Десяти - правительства республики [1, с. 45]. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических и дипломатических поручений Флорентийской республики, принимает участие в посольствах в Рим, Францию, в Германию, пишет отчеты, докладные записки, «Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. [1, с. 45]. Его «деловые» сочинения этого времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном аналитическом подходе к событиям современности. Этот богатый политический опыт наряду с изучением древних авторов, послужит основой позднейших его трудов в области политической теории.

После падения республики в 1512 году и восстановления власти Медичи Макиавелли оказывается отстраненным от дел. Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 году его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд.

После возвращения с фронта Макиавелли получил отказ в восстановлении в должности секретаря Большого Совета и через 10 дней после этого рокового для него события он умирает (21 июня 1527 года).

В годы вынужденного отхода от политической деятельности им были созданы главные философские произведения. Мыслитель враждебно относился к феодальному дворянству, ведущему праздную жизнь на доходы от своих поместий. Симпатии его были полностью отданы народу, к которому он относил зажиточное и активное городское население; он негативно относился к низшим слоям общества, с одной стороны, и к духовенству, с другой.

По мнению Н. Макиавелли, человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоставить им свою волю, энергию, силу. Человеческая деятельность может приспособиться к фортуне, как к некой социальной необходимости. Особенно важно понимание границ возможного для политического деятеля. Но, с другой стороны, необходимы решимость и смелость, умение заставить служить себе обстоятельства. Известно мнение Н. Макиавелли: «Я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело» [2, с. 34]. Макиавелли разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствовавшей в то время теократической концепции. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий - это интерес. Проявления его многообразны, но более всего он проявляется в желании людей сохранить свое имущество, свою собственность. В этой связи Макиавелли дает рекомендацию правителю: «Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздержаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин» [2, с. 34].

Сохранение собственности лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но при этом происходит столкновение интересов различных людей; таким образом, эгоизму людей нужно поставить рамки. Следовательно, государство возникает не из Божественной воли, а из необходимости самозащиты людей друг от друга. Макиавелли дает политикам практические советы для достижения реальных результатов. Прежде всего необходимо учитывать качества людей. По мнению Макиавелли, почти все цивилизованные люди являются беспринципными эгоистами: «Люди более склонны ко злу, чем к добру» [2, с. 49]. Они непостоянны, неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны, завистливы, преисполнены ненависти к другим. Имея ограниченные способности, они обладают неумеренными желаниями. Люди недовольны настоящим и хвалят старые времена. Они склонны к подражанию, причем пороки перенимают легче, чем достоинства.

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Нужно четко отличать действительное от должного, видеть, что в жизни есть и добро, и зло. Как писал философ: «Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру» [3, с. 29]. Из этого следует, что «государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Макиавелли оправдывает насилие во имя государственного блага. Мудрый правитель, по его мнению, должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.

Политика ставит вопрос о средствах достижения целей. По мнению

Н. Макиавелли, бесполезно преследовать благую политическую цель при помощи обреченных на неудачу методов. Н. Макиавелли фактически принимает в качестве принципа государственной морали правило: «Цель оправдывает средства». Например, «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же» [3, с. 29].

Таким образом, в заключении можно отметить следующее: именно

Макиавелли стал основателем нового понимания политики и государства. Если в средние века эти термины понимались исключительно в религиозном контексте, исходя из норм христианской морали и этики, то теперь на первое место выходит принцип полезности. Что является наиболее выгодным для правителя и государства, то и является мерилом нравственности и морали. Именно подобный прагматичный подход стал основой для понимания Н. Макиавелли роли правителя в любом государстве. Именно государство является, в сущности, вершиной исторического развития любого народа и определяется это развитие человеческой волей, а не божественным провидением. Следовательно, основные идеи итальянского мыслителя были вполне в духе эпохи Ренессанса, они обосновывали в конечном итоге идеи светского государства, возглавляемого авторитарным правителем, чья сильная воля способна направить все силы общества во имя государственного блага.

Литература

Фролова, И.Т. Введение в философию [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. И.Т. Фроловой. - М., 2002. - 623 с.

Лейст, О.Э. История политических и правовых учений [Текст]: учебник / под ред. О.Э. Лейста. - М., 2002. - 688 с.

Бочкало, И.Б. Макиавелли. Избранное [Текст] / под ред. И.Б. Бочкало. - М., 1998. - 520 с.

УДК 330.101.541


Е.П. Болтунова, студентка 2 курса Научный руководитель -к.и.н. М. С. Кищенков (ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», Ярославль, Россия)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ