СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу о законности сноса самовольных построек в административном порядке


К ВОПРОСУ О ЗАКОННОСТИ СНОСА САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

В 2015 году статья 222 ГК РФ подверглась изменению [1]. Одной из новелл является п. 4 ст.222 ГК РФ, согласно которому органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (так называемый «административный порядок сноса»).

Формулировка «вправе принять решение о сносе самовольной постройки» прямо указывает, что орган местного самоуправления вправе принять решение только о сносе самовольной постройки, но не признать постройку самовольной.

При этом наличие государственной регистрации права на самовольную постройку само по себе не мешает уполномоченному органу принять решение о ее сносе [2]. Подобный вывод объясняется, тем, что в нашей стране функционирует так называемая негативная регистрационная система, где запись в реестре прав на недвижимость имеет правопорождающий, а не правоподтверждающий эффект.

Следует отметить, что указанная норма характеризуется недостатками и порождает ряд вопросов [3, с. 175]. Так, в частности, п.4 ст.222 ГК РФ не регламентирует процедуру сноса самовольной постройки в случае принятия органом местного самоуправления подобного решения. Имеет место и правовая неопределенность в вопросе о порядке сноса самовольной постройки, в случае, если известно лицо ее осуществившее.

В науке подчеркивают, что закон не предоставляет органам местного самоуправления компетенции по организации сноса самовольного строения. Из этого также следует, что они не имеют права установить эту процедуру своей властью, так как являются стороной спора [4, c.33]. Признание административного порядка сноса означает предоставление конкурирующих компетенций: права на обращение в суд с иском о сносе и права снести строение без суда. Подобная ситуация не может не приводить к произволу и по существу противоречит принципу разделения властей, а также создает предпосылки для нарушения прав граждан [5, с.30].

Для принятия органами местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки требуется провести анализ всех обстоятельств дела, которые ими же и устанавливаются, соотнести их с положениями ст.222 ГК РФ, сделать соответствующие выводы и принять решение, проверить правильность которого может, безусловно, только

Исходя из этого, исследователи полагают, что «административный снос» самовольно возведенного строения находится в противоречии с основами действующего российского права [4, с.34].

Ранее, т.е. до 1 сентября 2015 г., отнесение объекта к самовольной постройке было предметом доказывания в судебном процессе о сносе. Несмотря на то, что законодательство не предусматривает в ст. 12 ГК РФ специального иска о сносе или признания права на самовольную постройку, судебной практикой были разработаны соответствующие подробные рекомендации [6].

Представляется несоответствующим содержанию п.4 ст.222 ГК РФ вывод о том, что если постройка уже признана судом самовольной, то орган местного самоуправления при наличии описанных в п.1 ст.222 ГК РФ обстоятельств вправе принять решение о сносе во внесудебном порядке [7, с.7]. Ведь если подобный вопрос решен судом, то дополнительное принятие решения органом местного самоуправления, на наш взгляд, является излишним.

Прямое указание в абз.7 п.4 ст.222 ГК РФ на возможность организации сноса самовольной постройки во внесудебном порядке только в случае, невозможности выявления лица, осуществившего ее, возможно, считать допустимой конструкцией. Однако законодатель умалчивает о возможности организации сноса самовольной постройки, в случае, если владелец (застройщик) известен.

Полагаем, что алгоритм действий по сносу самовольной постройки должен быть следующим: принятие решения о сносе самовольной постройки, выявление лица, осуществившего застройку, обращение в суд иском о сносе строения или организация сноса в административном порядке, в случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.

Однако практика показывает, что органы местного самоуправления, как правило, принимают решение о сносе самовольной постройки и занимаются ее организацией без обращения в суд, что на наш взгляд, недопустимо.

Поэтому считаем, что не соответствующими законодательству являются ситуации, при которых орган местного самоуправления принимает решение о сносе самовольной постройки:

в административном порядке и уведомляет о начале указанной процедуры выявленных владельцев;

в случае отказа судом в иске о сносе по причине пропуска исковой давности.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что п. 4 ст.222 ГК РФ нуждается в совершенствовании в целях единообразного толкования и правоприменения.

Список использованной литературы:

Федеральный закон от 13.07.2015 № 258 - ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 154, 16.07.2015.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1748 - О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 20.10.2016.

Иваненко А.В. Проблемные вопросы правового регулирования отношений легализации самовольно реконструированных объектов недвижимости // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2012. №2. - С.172 - 177.

Скловский К.И. О допустимости «административного сноса» самовольного строения // Закон. - 2016. - № 6. - С.28 - 34.

Мотлохова Е. А. Особенности правового режима самовольных построек в российском гражданском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 10. - С.25 - 33.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 20.10.2016.

Яковлев, Н. Снос торговых точек в Москве: где кончается неприкосновенность частной собственности или как суды делегируют свои функции местным органам власти // Жилищное право. - 2016. - № 6. - С. 7 - 17.

Ю.А. Тымчук, 2017

УДК 347.1


Ю.А. Тымчук магистрант кафедры гражданского и международного частного права Институт права, ВолГУ г. Волгоград, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ