СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу о совершенствовании судебной системы в российской федерации


К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы российских граждан определяют содержание, смысл и применение законов и они должны обеспечиваться правосудием. Именно от состояния правосудия зависит во многом отношение к государству его граждан, а также уровень доверия к системе публичной власти гражданского общества. Успешное становление государства связано неразрывно с совершенствованием его судебной системы, обладающей независимостью и обеспечивающее эффективное правосудие.

Перед российской судебной системой в настоящий момент стоит задача согласования ее деятельности и организации с предъявляемыми к ней требованиями со стороны гражданского общества [7, с. 10]. Среди них: повышение качества судебных актов, их безусловное выполнение, соблюдение независимости судей, повышение их ответственности, облегчение доступа к правосудию.

Судебная система в целом выступает в качестве наиболее действенного инструмента, который обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, ее доступность [6, с. 226]. В порядке конституционного судопроизводства защита прав и свобод обеспечивает их восстановление в случае нарушения актами судебного правоприменения, гарантирование корректировки законодательного регулирования разных сфер общественных отношений.

Судебная власть в соответствии с Конституцией РФ осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства на основе общих принципов, таких как независимость судей и их подчинение Конституции РФ и федеральному законодательству, их несменяемость, состязательность, неприкосновенность и равноправие сторон.

Конституцией РФ гарантируется судебная защита прав и свобод каждому гражданину, осуществление правосудия только судом на основе принципов справедливости, юридического равенства и верховенства права [3, с. 122].

Судебная власть представляет собой способность и возможность занимающего в государственном аппарате особое положение органа - суда - воздействовать на социальные процессы и поведение людей. Конституцией закрепляются гарантии прав граждан в отношении их с судебной властью, определены статус судей и организация судебной системы.

Под судебной властью в Конституции РФ понимается независимый и самостоятельный вид государственной власти, который осуществляется судом в установленном законом особом порядке в форме конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства и выполняющий функцию конституционного контроля, правосудия и др.

Данные конституционные нормы определяют конституционные основы организации судебной власти в России. В частности, принятый Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [1] решил важнейшие проблемы судебной системы России, поскольку в специальном законе закрепил несменяемость и неприкосновенность судей, обязательность выполнения для всех судебных постановлений, сформулировал единство судебной системы России и гарантии его обеспечения и др.

В России в настоящее время имеется двухуровневая судебная система - федеральные суды и суды субъектов Федерации, в рамках которых функционируют суды общей юрисдикции, Конституционный Суд РФ и аналогичные органы конституционного контроля [4, с. 9].

Согласно ст. 18 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ имеются гарантии гражданам на рассмотрение любого спора о праве только компетентным судом, подведомственность спора определяется законодательством при описании объекта обжалования в суд и допустимости жалобы.

Конституционный суд РФ обладает законодательно предусматриваемой возможностью признать неконституционным конкретное положение нормативного акта, а также формулировать правовые позиции нормативного характера, имеющие повышенную юридическую силу [2, с. 6].

Цель осуществления деятельности Конституционного суда РФ состоит в обеспечении защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации [8, с. 7].

Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный суд РФ является высшим судебным органом при решении гражданских, уголовных, административных и иных дел, которые подсудны судам общей юрисдикции. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор в определенных федеральным законодательством процессуальных формах и даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы. Таким образом, Конституцией РФ определяется место Верховного суда РФ в системе государственных органов, а также в системе судов общей юрисдикции, ограничивается его компетенция от Конституционного Суда, определяется его полномочия и задачи.

Роль Верховного суда РФ в качестве вышей судебной инстанции, согласно конституционным положениям, заключается в следующем: обладание юрисдикцией на всей территории российского государства; вынесенные судебными коллегиями приговоры, решения, определения и постановления о назначении судебного законодательства могут быть обжалованы в Кассационной коллегии Верховного суда РФ; вправе в установленном рынке пересмотреть приговоры, решения, определения и постановления нижестоящего суда общей юрисдикции, вынесенные по любому делу; дает разъяснения по вопросам судебной практики; обладает правом законодательной инициативы.

Современная судебная система в Российской Федерации отягощена рядом проблем, решение которых нам видится в следующем:

Из - за существующих недостатков в системе судов общей юрисдикции считаем необходимым выделить самостоятельные суды первой инстанции,

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей представляется возможным передать на уровень судом районного звена с законодательным определением категории таких дел.

Направлением совершенствования судебной системы в отношении судов общей юрисдикции является создание самостоятельных апелляционных судов, в качестве которых могут рассматриваться межрайонные апелляционные суды.

Система межрайонных апелляционных судов сможет заменить существующие суды субъектов Федерации, что не потребует практически увеличения состава судей и работников судейского аппарата.

Совершенствование судебной системы России возможно и через создание окружных кассационных судов, которые будут находиться вне административно - территориальных границ субъектов Российской Федерации.

С учетов высказанных предложений, возможно подумать о создании следующей структуры судов общей юрисдикции:

суды первой инстанции - мировые и районные;

суды апелляционной инстанции - межрайонные, а для мировых судей - систему съезда мировых судей;

окружные кассационные суды, что позволит обеспечить единство российской судебной системы, ее совершенствования с целью повышения эффективности правосудия и создания равных условий гражданам для защиты их прав в судебном порядке.

Таким образом, можно сделать вывод, что без совершенствования судебной системы, освобождения вышестоящих судов от выполнения искусственно навязанной компетенции невозможно в дальнейшем решать поставленные задачи по повышению эффективности судопроизводства, повышению авторитета судебной власти и укреплению независимостей судей.

Список использованной литературы:

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Аветисян Г.Б. Конституционный суд РФ: порядок формирования, полномочия // Законность в современном обществе: сборник статей Международной научно - практической конференции (10 октября 2016 г., г. Нижний Новгород). - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 192 с. - С. 5 - 10.

Ветрила Е.В.О дополнительных гарантиях обеспечения права на защиту в уголовном процессе России // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 32. С. 121 - 127.

Ветрила Е.В. К Вопросу об особенностях уголовно - процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 8 - 10.

Сплавская Н.В., Ветрила Е.В. Проблемы организации расследования уголовных дел о преступлениях, отдельные акты которых или действия соучастников совершены в разных местах // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 535 - 538.

Сплавская Н.В., Кулешова Л.В. Мораль как регулятор поведения государственных (муниципальных) служащих // В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки сегодня Материалы VII международной научно - практической конференции. 2016. С. 225 - 227.

Сплавская Н.В., Горохова В.И. Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 5 - 11.

Четян М.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право в XXI веке. 2013. № 2. С. 3 - 7.

Э.О. Томасян, 2017

УДК 347.2


Томасян Э.О. магистрант 2 курса направления подготовки "Юриспруденция" ОЧУВО "Международный инновационный университет" г. Сочи, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ