СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Нормативно - правовая основа внешнеполитического курса россии


НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ

Основополагающим, базовым документом, безусловно будет являться Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) (далее Концепция) где четко определены цели всей внешнеполитической деятельности государства. Обозначено видение и политическая позиция России на современные международные процессы. Концепцией в качестве основного приоритета определено верховенство права в международных отношениях и равноправие всех участников таких отношений, формирование справедливого и устойчивого мироустройства. Российская Федерация стремится к многогранному сотрудничеству с другими мировыми державами по различным ключевым вопросам, касающимся мира и безопасности, экономического сотрудничества, экологии, соблюдения прав человека и т.д. Анализируя положения Концепции, достаточно ясно прослеживается посыл о том, что Россия готова к любому равноправному диалогу, готова искать совместные решения по любому спектру проблем. Вместе с тем, отмечена существующая напряженность в международном пространстве, наличие неприемлемого для современного понимания демократических принципов свободы в мире элемента политического соперничества.

При всем широком охвате Концепцией ключевых аспектов внешнеполитической деятельности, практически сложился более массивный правовой базис, определяющий содержание внешнеполитической деятельности страны. Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 04 августа 2014) (далее Конституция РФ) пп. «к» ст. 71 внешняя политика отнесена к ведению Российской Федерации, таким образом исключив юрисдикцию субъектов федерации из внешнеполитического правового пространства, что исходит из самой сути таких отношений - они осуществляются в интересах всего государства, а не только конкретной его части. Однако пп. «о» ст. 72 Конституции РФ определяет в совместном ведении координацию международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров, объём данных полномочий на уровне субъектов РФ более чем достаточен и соответствует принципам национального единства. ч.3,4 ст. 80 и пп. «а» ст. 86 Конституции РФ относят ключевые полномочия в сфере координации и реализации внешней политики главе государства. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну на мировой арене во всей системе международных связей. В соответствии с п. «е» ст. 84 Конституции РФ, Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» (далее Указ) данный Указ так же является ключевым в определении внешнеполитического курса страны, но необходимо понимать, что данный Указ был подписан Президентом РФ в 2012 году в период политических событий того времени, когда руководством страны выстраивалась немного иная стратегия дальнейшего сотрудничества, в частности, планировалось активно использовать неактуальные на сегодняшний день формы политической дипломатии такие как «Группу восьми (G8)» (пп. «в» ч.1). В Указе произведена некоторая расстановка внешнеполитических направлений в качестве отдельных блоков: СНГ, Европейский союз, Азиатско - Тихоокеанский регион, США. Еще только в планах создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), о перспективах дальнейшего расширения которого ведутся обсуждения уже сегодня. В приоритете наращивание экономических отношений с США и либерализация визового режима, тогда как на сегодняшний день все это осложнено санкциями и различными инструментами сдерживания, принятыми в одностороннем порядке американской стороной. В целом, Указом определены основные направления внешнеполитического курса страны, векторы дальнейшего долгосрочного развития, отмечено стремление к укреплению политических и экономических позиций России в мире.

Следующим базовым ориентиром внешней политики России, по своему содержанию, является Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее Стратегия). Во 2 части Стратегии в повествовательном виде характеризуется видение России на события, происходящие в мире с точки зрения обеспечения национальной безопасности, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (п.6). Отмечается проблема миграции в Европу, Украинский кризис, террористическая угроза, появление так называемого «Исламского государства», проблемы демографии и окружающей среды. Все эти процессы бесспорно определяют формат внешнеполитического курса страны, необходима консолидация совместных усилий для борьбы с существующими вызовами, создающими угрозу миру и безопасности человечества. Примечательно, что в тексте данного документа в п. 12, 15 - 17, 19 прямо отмечаются Соединённые Штаты как сила, сдерживающая Россию, реализуемая политика которой предусматривает в том числе и оказание военного давления. Активизация деятельности НАТО у российских границ расценивается как действия, создающие угрозу национальной безопасности. В 3 части отдельно обозначены национальные интересы и приоритеты, руководствуясь которыми реализуется внешнеполитический курс страны, ключевые из которых - повышение качества жизни, укрепление обороны страны, суверенитета, закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, взаимодействия государства и гражданского общества.

Таким образом, целесообразно говорить о необходимости некоторой унификации нормативного регулирования в данной сфере. Возможно, это разработка единого документа, который ляжет в основу нормативного регулирования выработки внешней политики. Современный мир энергично развивается и меняется, происходит смещение центров политического влияния, корректируются стратегические интересы России. Каждый нормативный акт, который берётся за основу определяющего внешнеполитический курс страны соответствует действительным в период его принятия политическим событиям и ориентирам. В результате происходит накапливание действующей нормативной базы, утратившей свою актуальность. Вместе с тем, международные отношения не являются продуктом деятельности только одного их участника, пусть даже стремящегося к дружественным отношениям с другими субъектами. Иногда приходится действовать «по ситуации», объективно оценивать те или иные события, реагировать, принимать ответные меры, которые не были и не могли быть предусмотрены планами внешнеполитического курса. В заключение хочется привести слова Сергея Викторовича Лаврова «Россия открыта для самого широкого взаимодействия» так было и так всегда будет.

Список использованной литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993

г. (ред. от 04 августа 2014)

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.)

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»

И. В. Контанистов, 2016 О. А. Чернова, 2016

УДК 34.03:004.73


Чернова О. А. к.ю.н., доцент Контанистов И. В. магистрант Юридический факультет Тихоокеанский государственный университет г. Хабаровск, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ