СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Эмоции: психологический и уголовно - правовой аспекты


ЭМОЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

Эмоции как психологическое явление является неотъемлемой частью жизни любого человека. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится

определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Эмоции - это явление, смысл которого в отрыве от науки психологии понять нельзя. В психологии существует несколько концепции, трактующих эмоции. Сторонники «периферической» концепции, определяли эмоции как сознание установки организма, доказывая тот факт, что эмоция непосредственно безусловно "понимается" тем, кто ее испытывает. [12, с. 96]

Швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что с функциональной точки зрения эмоция представляется регрессией поведения. «Когда по той или иной причине естественная, правильная реакция не может быть совершена, противоположные тенденции вовлекают примитивные способы реагирования. А этими примитивными реакциями... могут быть как сокращения периферических мышц, так и явления вискулярные, тормозные, секреторные". [17, с. 124]

Согласно рационалистической концепции, противопоставляющей эмоции и интеллектуальное поведение человека, человек - существо разумное. Его природа наиболее адекватно выражается в рациональных, интеллектуальных процессах. Эмоциональные же процессы представляются чужды рассудочному, опирающемуся на интеллект поведению. В результате влияния эмоции, в поведении человека появляются сравнительно примитивные реакции значительной интенсивности и длительности. Например, люди более склонны ввязаться в потасовку, когда они разгневаны, причем в этом состоянии они способны драться отчаянно. Сильные эмоции часто вызывают установки и поведение, противоречащие социальным обязанностям людей. [12, с. 139]

Сторонники "мотивационной" теории выдвигали тезис о том, что эмоциональные процессы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Они выделяли так называемые эмоциональные мотивы, под которыми понимались процессы, которые зависят от сигналов, во многих отношениях напоминающие раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями или которые вызываются даже отсутствием какой - либо необходимой стимуляцией. [18, с. 657]

Таким образом, в науке психологии ученые связывают понятие «эмоции» с такими понятиями как «сознание», «поведение человека», «мотивационная сфера», «потребности». При этом влияние последних на поведение человека неоднозначно.

С одной стороны, потребности называют источником эмоциональных переживаний. Как верно отмечал С.Л. Рубинштейн, у человека существует многообразие потребностей, интересов, установок. В силу чего одно и тоже действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное эмоциональное значение. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому от подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. Отношение индивида к потребностям, интересам и установкам и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций. [14, с. 458] Сходной точки зрения придерживался и другой советский ученый, В.Г. Асеев, выделяя так называемую "ориентирующую" функцию эмоций, которые указывают человеку на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность. [1, с.9 ]

С другой стороны, потребности определяют побудительные начала человеческой деятельности, мотивы поведения. В связи с чем полагаем, что игнорировать связь эмоций и мотивов неправильно. По поводу соотношения мотива и эмоций существует несколько точек зрения. Например, Б.В. Харазишвили, Я.М. Брайнин, Л.И. Петражицкий ставят знак равенства между мотивом и эмоциональным состоянием лица, считают, что эмоций играют роль мотива. [16, с.44; 2 с.17; 9, с. 34] В.Н. Кудрявцев отмечал, что эмоции могут стать мотивом только при условии, если они пройдут через сознание личности, станут осознанными. [11, с. 53] Наконец, существует мнение, что эмоции могут лишь способствовать формированию, возникновения мотива, являются его внутренним источником. [ 6, с.71]

Мы придерживаемся последней точки зрения. У любого человека на разных этапах жизни возникают определенные потребности. Ради удовлетворения потребностей, достижения определенных целей, человек вступает в противоречие с окружающей его средой, преодолевает различные препятствия, в том числе и в самом себе. Все эти противоречия, неудовлетворение субъектом значимой потребности, несоответствие достигнутого результата мотивам деятельности переживаются субъектом как самые разнообразные эмоции, которые вызывают определенное поведение, влияют на поступки, становятся мощным побудительным фактором. Убийство, хулиганство и другие преступления совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, которые могут снизить самоконтроль, послужить "катализатором совершения преступления". Поэтому, полагаем, что при раскрытии любого преступления необходимо выяснять не только конкретные фактические обстоятельства, предшествующие совершению преступления, но также уделить внимание эмоциональным факторам. Эмоциональные моменты могут помочь более глубоко понять смысл общественно опасного поведения, направленность совершенных действий, содержание субъективной стороны.

По вопросу места эмоции в субъективной стороне состава преступления мнения ученых также разделились.

Так, Е.В. Ворошилин, Г.А. Кригер, В.В. Лунеев настаивали на том, что эмоции наряду с мотивом и целью являются обязательными компонентами психологического содержания вины, что они оказывают влияние на интеллектуальный момент, воздействуя на сознание и волю субъекта. [5, с.22, 8, с.25] Ю.А Красиков придерживался сходной позиции: «в законодательной формулировке форм вины нет упоминаний о мотиве, цели и эмоциях. Однако это не означает, что они не входят в содержание вины. Эти компоненты присущи любому поведению человека. Эмоции входят в субъективную сторону преступления через умысел и неосторожность». [10, с.68 - 69]

Некоторых ученых настораживало включение эмоции в субъективную сторону преступления. При этом если одни, например Я.М. Брайнин, допускали возможность "говорить о чувстве как об элементе субъективной стороны состава преступления и о каком

либо ее влиянии на вину" при наличии определенных условиях, например, в случае когда оно является осознанным, то есть тогда, когда осознана причина, которая его вызывает, то другие (А.И. Рарог) занимали более радикальную позицию, полагая, что "к содержанию вины закон относит только психическое отношение сознание и волю, не оставляя ни в интеллектуальном, ни волевом элементах умысла и неосторожности места для мотива, цели и иных признаков, характеризующих психическую активность субъекта в связи с совершением преступления".[3, с. 230] А.И. Рарог возражал против включения эмоции в качестве юридического признака субъективной стороны преступления и считал, что эмоции являются лишь социальным признаком, характеризующих личность виновного, психологическим переживанием, которые могут испытываться до, во время и после совершения преступления. [13, с.46] Аналогичной позиции придерживался Б.С. Волков. [4, с.16]

Мы полагаем, что рассматривать эмоции обособленно от субъективной стороны преступления неверно. Любое преступление совершает человек, личность, обладающая сознанием и волей, мировоззрение, направленность которого складывались в определенной среде, под влиянием различных социальных групп, окружения. Совершая преступление, человек действует не механически, а под влияние различных побуждений, преследуя те или иные цели, зачастую под влиянием эмоций. Установление субъективной стороны преступления направлено на выяснение психологического отношения преступника к совершаемому преступлению. На наш взгляд, установление такого отношения невозможно без комплексного исследования взаимосвязи вины, мотива, целей и эмоции, которые являются отдельными элементами субъективной стороны, но в то же время взаимосвязаны друг с другом. Ограничение субъективной стороны "вопреки закону и элементарным требованиям науки психологии одним только умыслом и неосторожностью и полностью игнорирование чувства (эмоции) преступника, мотивы, руководящие им, страсти, толкавшие его на совершение преступления" может привести к неправильной квалификации преступлении, и как следствие к судебным ошибкам на практике. [15, с.22]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

Брайнин Я.М. Основания уголовной ответственности и важнейшие вопросы учения о составе преступления в уголовном праве: Автреф. дис. .. .докт. юрид. наук. Харьков, 1963.

Брайнин Я.М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963.

Волков Б.С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968.

Ворошилин Е.В., Кригер Г.А. Субъективная сторона преступления. М., 1987.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. М., 1986.

Лунеев В.В. Субъективное вменение. М., 2000.

Петражицкий Л.И. О мотивах человеческих поступков. СПб., 1904.

Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под. ред. Х. Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М., 2001.

Преступное поведение: социальные и психологические черты. М., 1974.

Психология эмоций. Тексты / под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтера, М., 1984.

Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений. М., 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Утевский Б.С. Субъективная сторона преступлений против личности // Сов. государство и право. 1959. №3.

Харазишвили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском уголовном праве. Тбилиси, 1963.

Claparede E. Feeling and emotions. In: Reymert H. L (ed) Feeling and emotions. Woreester.1928

Leeper R.W. The motivational theory of emotion - In: Stacey C.L. DeMartino M.F. (eds) Understanding human motivation. Claveland. 1963.

С.Н. Антонова, 2017

УДК 347.1


С.Н Антонова соискатель кафедры уголовного права УрГЮУ Г. Екатеринбург, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ