СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


О «постматериалистическом сдвиге» в системе профессиональных ценностей студентов


О «постматериалистическом сдвиге» в системе профессиональных ценностей студентов

В отличие от животных, человеку необходимо видеть смысл в своей жизни и деятельности. Люди по-разному пытаются наполнить жизнь смыслом: во имя какой-то идеи совершают подвиги или великие злодейства, спасают других людей или убивают их (религиозные фанатики), делают открытия или создают шедевры... Самый простой и будничный способ сделать свою жизнь осмысленной - найти профессию по душе и ежедневно заниматься тем делом, которое приносит удовлетворение.

Оказывается, однако, что, осуществляя трудовую деятельность, различные поколения людей руководствуются разными мотивами. Так, американский социолог Р. Ин- глегарт сопоставил когорты, родившиеся в западном обществе до Второй мировой войны и после нее. При этом он опирался на идеи А. Маслоу о том, что, если базовые (материальные) потребности человека удовлетворены, то он стремится к удовлетворению потребностей более высокого ранга и, в том числе, потребности в самоактуализации. Когорты, испытавшие на себе тяготы экономической депрессии и военного вре-мени, Инглегарт назвал «материалистическим» поколением: в работе они видели прежде всего средство удовлетворения материальных потребностей. Между 1970 и 1988 гг., по мнению мыслителя, американцы и западноевропейцы сделали важные шаги в сторону постматериализма. «Постматериалисты», которые формировались в период относительного экономического благополучия, и их базовые потребности были в основном удовлетворены, ориентируются не на экономический рост, а на качество жизни: для них важны не столько высокие доходы, сколько интересная, осмысленная работа, осу-ществляющаяся в контакте с близкими по духу людьми, они стремятся к повышению, скорее, своего статуса, нежели доходов [1].

К сходным выводам приходят и отечественные социологи. Исследования, например, показывают, что люди, родившиеся в СССР в относительно спокойные 1960¬1970 гг., и сразу после начала рыночных преобразований открывшие свой бизнес, в большинстве своем при этом руководствовались не соображениями материальной вы-годы, а стремлением к независимости, свободе, самостоятельности, творческой самореализации. Зато когорты, выросшие в экономически очень непростую постперестроечную эпоху, имеют исключительно прагматическую мотивацию к труду - материальный достаток [2]. В последние годы ситуация меняется в обратную сторону: по данным мониторинга ценностных ориентаций студентов уральских вузов, с 2007 г. по 2012 г. заметно снизилась (с 65 до 56%) оценка учащимися возможности получать высокие доходы от будущей работы, при этом возросла оценка возможности сделать карьеру и достичь высокого уровня профессионализма (с 41 до 51%) [3].

Изменения в системе профессиональных ценностей студентов заметны и на примере ИВГПУ. Так, по данным опроса, проведенного среди старшекурсников инже-нерных направлений подготовки осенью 2014 г.(п=70), при выборе профессии руководствовались возможностью творчески самореализоваться 25% опрошенных, призванием

25%, возможностью принести пользу обществу - 25%, возможностью получения высоких заработков - 0, возможностью сделать карьеру - 28,6%. По данным стандартизованных интервью, проведенных в феврале 2015 г. среди студентов неинженерных направлений подготовки, при поступлении в вуз стремлением получить знания и профессию руководствовались 81,8% респондентов, необходимостью «получить корочки»

18,2%, по 9% указали, что выбор был предопределен родителями и «так сейчас делают все», 18% сообщили, что хотели бы продлить беззаботный период жизни. При этом 63,6% студентов неинженерных специальностей отметили, что выбор именно ИВГПУ был обусловлен наличием в нем интересующих их направлений подготовки, 36,4% связали его с тем, что для поступления в другие учебные заведения не хватило баллов ЕГЭ, 9% в качестве мотива выбора вуза назвали доступную плату за обучение.

Как мы видим, большая часть нынешних студентов подошла к выбору профессии довольно серьезно и ответственно, и одним из важнейших мотивов выбора профессии для них явилась возможность творчески самореализоваться в ней. Можно надеяться поэтому, что современное поколение студентов, формировавшееся в достаточно стабильные 2000-е годы, совершило относительно своих предшественников, выросших в трудные и неспокойные 1990-е, сдвиг в сторону «постматериализма», и оно склонно связывать главную цель своей жизни не с зарабатыванием денег, а с самоактуализацией.

УДК 316.62


Е.В.НЕЧУШКИНА, Л.Ю.ПУШИНА (Ивановский государственный политехнический университет)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ