Цель исследования - спроектировать рисунок мотива узора тканого скатертного полотна. Задачи: проанализировать способы создания рисунка для скатерти; изучить художественно-композиционное решение текстильных полотен; разработать узор тканого материала.
При решении задач исследования было установлено, что скатерти с глубокой древности завоевали свою нишу в искусстве оформления интерьера и стали непременным участником сервировки стола, при этом воспринималась как знак благополучия, благосостояния, являлись одним из любимых мотивов русских сказок, песенного фоль-клора. Нередко это было длинное сотканное полотнище, покрытое вышивкой и украшенное роскошной бахромой. При этом его история претерпела большие изменения [1].
По композиционному построению рисунки для скатертей делятся на раппорт- ные, каймовые и рисунки, имеющие замкнутую штучную композицию. Специфическая выразительность узора обеспечивается использованием переплетений разных структур, сочетанием нитей разного волокнистого состава.
Искусство оформления интерьера состоит в умелом подборе разнородных элементов, из которых он складывается. При этом каждое изделие имеет свою художественную ценность. Для объединения их в ансамбль необходимо стилевое единство предметов убранства, образно-эмоционального решения пространства, а также подчиненность его назначению. Установлено, что в качестве элементов узора актуально применение преимущественно природных мотивов, отличающихся крупными декоративными формами, пластикой движения [2]. Для этого направленность рисунка растительных мотивов решено выразить в горизонтальном направлении. При этом мотивы образуют непрерывные ритмические ряды, расположенные в шахматном порядке, сплетающиеся в сплошное полотно. Выделение центрального поля скатерти отсутствует. Рису-нок строится по принципу классической симметричной схемы, имеющей одну вертикальную ось зеркальной симметрии. Все растительные формы, входящие в букет, в одинаковой степени условные, выражены едиными графическими приемами. При этом растительные мотивы цветов и листьев узнаваемы, взаимосвязаны линями, формами мотивов и цветом, как бы передают движение ветра и воздуха. В растительных мотивах углубленный контур подчеркивает объемный характер рисунка.
Так как в настоящее время на первый план выходят материалы, комфортные для организма человека, сочетающие в себе функциональность и эстетику, то при выработке скатерти было решено скомбинировать фольклорное многоцветие и аутентичные материалы, применив льняные пряжи. Как и в классических льняных скатертях, рисунок построен на больших плоскостях фона. Лен с его природной фактурой, блестящей поверхностью и игрой естественных цветов и оттенков — главное выразительное средство всего изделия, при этом рисунок только подчеркивает и выявляет эти свойства. Материал был спроектирован для использования в жилом интерьере, поэтому отказались от орнаментики очень крупных мотивов.
В небольших помещениях современных квартир нет достаточного расстояния, с которого крупный рисунок ткани воспринимался бы весь, целиком, а не по частям. В этом случае теряется организующая роль орнамента драпировки в интерьере, она воспринимается как элемент оформления, вносящий дробность и беспокойство, и подавляет человека своим масштабом и активностью. При этом свободное от рисунка пространство пропорционально заполнено элементами мелкого масштаба, которые связывают фон с самим рисунком, что создает фактурный эффект и оттенок технологичности. Цвет скатерти, в первую очередь, должен сочетаться с обстановкой конкретного интерьера, сочетаться с посудой. Для того, чтобы достичь гармонии, было решено колори- ровать ткани двумя противоположными путями - исходить из принципа слияния или контраста. Используются светлые тона, от шоколадного до легкого загара или карамельного, а также глинистые, землистые оттенки в сочетании с водными голубыми тонами, которые будут актуальны для текущего сезона [3].
ЛИТЕРАТУРА
Оформление текстильных изделий для интерьера [Электронный ресурс]/ Tkarcos.- Москва, 2014. - Режим доступа: tkarcos.ru/inde~159.php - Дата доступа 23.03.2014.
Структура белорусского орнамента [Электронный ресурс] / Telarian.- Москва, 2014. - Режим доступа: telarian.ru/?r=schemas.ornament&id=550
- Дата доступа 23.03.2014.
Варина, Е. Далекая весна 2015 года. Прогноз // / Е. Варина // International textile. - №4. - С. 69-73.
УДК 687.016
Е.А. КУЗНЕЦОВА, Н.Н. САМУТИНА (Витебский государственный технологический университет, Беларусь)
москва режим доступ, ресурс москва режим, электронный ресурс москва, искусство оформление интерьер, доступ дата доступ, режим доступ дата, тканый скатертный полотно, цвет оттенок главное, естественный цвет оттенок, игра естественный цвет, ресурс москва режим доступ, электронный ресурс москва режим, москва режим доступ дата, режим доступ дата доступ, цвет оттенок главное выразительный, естественный цвет оттенок главное, игра естественный цвет оттенок, поверхность игра естественный цвет, оттенок главное выразительный средство, главное выразительный средство изделие,