Галстук является неотъемлемым аксессуаром мужского костюма, его самой информативной и коммуникативной деталью. Производством галстуков занимаются ведущие фирмы практически во всех странах мира, особенно в Англии, Франции, Италии, Японии, Корее, Чехии и других странах.
Форма. Первое появление галстука историки относят к третьему веку нашей эры. История мужского костюма показывает, что на появление и первые стадии развития галстука в большей мере оказал влияние, прежде всего военные и социальные события. С этими событиями связано появление форм «фокале», «сток», «солитер», «крават», «стейнкерк». С начала 19 столетия под влиянием развития промышленности и нового художественного направления - романтизма начинается и новый период в истории развития галстука, который получил название «Золотого века». Название этого периода в полной мере отражает расцвет галстука и превращение его в «мерило элегантности». С этого времени можно говорить о и художественном оформлении галстуков - о рисунках и структурах галстучных тканей. Галстук в мужском костюме 19 века помимо выполнения декоративной функции становится индивидуальной характеристикой мужчины, галстук стал «говорить» о сословной принадлежности, политических пристрастиях, литературных склонностях своего обладателя, о знании им направлений в моде, о знании светских приличий. С этого времени можно говорить о проявлении информативной роли галстука. Вторая половина 19 века ознаменована очередным поворотом в истории галстука, связанным с промышленной революцией. Образ аристократа заменился образом «делового человека», пришел идеал респектабельности. Все разнообразие галстуков свелось к четырем базовым формам: «фор-ин-сенд», «аскот», «бабочка», «регата». В начале 20 века формы галстука претерпевают некоторые изменения. Основное предпочтение на протяжении всего 20 столетия отдается галстуку «фор-ин-хенд». В России такие галстуки назывались самовязами. Существенным нововведением в истории галстука 20 века стало совершенствование его кроя. К этому времени складывается основная форма, существующая и сегодня. Во второй половине 20 века происходят значительные изменения в ширине галстуков. 80-90-е годы характеризуются поворотом в оформлении галстучных тканей и ее структуре. Актуальность приобрели материалы, имитирующие разные поверхности: вытравной бархат, гофрированные и плиссированные ткани, ткани с эффектом галогенового свечения и другие. 20 век для галстуков стал веком авангардных предложений по исполнению из нетрадиционных материалов. Но эти предложения не приобрели статус модных направлений и не повлияли на изменения формы галстука.
Ассортимент жаккардовых галстучных тканей достаточно широк, они вырабатываются в шелковой промышленности, в основном из искусственных и синтетических нитей. От рисунков плательных тканей рисунки для галстуков отличаются прежде всего композиционным построением. Как и в ремизном ткачестве, жаккардовые галстучные рисунки вырабатываются с раппортным повторением, но в готовом изделии они представляют собой монокомпозицию, поэтому при проектировании рисунков необходимо учитывать требования к композиции штучного изделия. Вторая особенность галстучных тканей состоит в том, что они, являясь, как правило, единственным украшением мужского костюма, функционируют только в ансамбле с тканью сорочки и костюма. Все изменения моды в рисунках сорочечных и костюмных тканей требуют изменения характера галстучных рисунков. Однако существуют рисунки, которые остаются «вне моды», т. е. присутствуют в ассортименте галстучных тканей постоянно. К ним относятся такие классические рисунки, как горох, штампы, клетки. В рисунках галстучных тканей используются два вида композиционного построения: регулярное ритмическое повторение в раппорте отдельных мелких мотивов или купонное решение. Чаще всего это богато орнаментированная полоса, которая вырабатывается на станке по горизонтали, в направлении утка, а в готовом изделии располагается по диагонали. При работе над рисунками галстучных тканей необходимо выполнять предварительные эскизы, вписывая их в за-данную форму галстука. В современных галстучных тканях широко используются различные сочетания переплетений и фактурных эффектов, усиливающих выразительность рисунка.
ЛИТЕРАТУРА
Галстук. // Cosmopolitan. 1997. -№3. - с. 159.
International textile. Акционерное общество «Дизайн-мода», бюро анализа и прогноза моды. - лето 1999.
УДК 687.01
Е. О. ТОЛОБОВА (Витебский государственный технологический университет, Беларусь)